Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2004 / Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (продолжение)

Личность в экстремальных условиях

Стр. «115—126»

Валерия Мухина

Пожизненно заключенные: мотивация к жизни1

«Помните узников, как бы и вы с ними были в узах…»

Послание Апостола Павла к Евреям [13:3]

IX. Диалоги

В узах диалоги проходят под надзором охраны

В узах диалоги с пожизненно осужденными проходят под надзором охраны или офицеров, ответственных за воспитательную работу. В последние годы в диалогах участвуют офицеры. Это хороший знак – мы интересны друг другу. Офицеры участка пожизненно осужденных вызывают у меня чувство глубокого уважения к ним: они профессионалы и просто хорошие люди.

При всем при этом общающиеся глубинно находятся по разные стороны (одни надзираемые, другие надзирают). Положение далеко не равное. Так уж сложилось…

Во время встреч руки психолога и офицеров свободны для произвольных жестов. Руки осужденного заведены за спину – на них надеты наручники. Узник сидит на табурете с руками фиксированными за спиной. Не говоря о психологических факторах, ему просто тяжело физически сидеть в такой позе. Кроме того, он постоянно осуществляет самоконтроль… Когда случаются эмоциональные прорывы, он раскрывается. Но эмоциональные всплески могут навредить ему… Контроль, самодисциплина – это тяжелая работа.

Диалоги могут осуществляться через переписку

Диалоги с пожизненно осужденными осуществляются еще через письма. Кроме свободного, спонтанного содержания писем, есть форма структурированного диалога. Это анкеты, интервью. Но есть еще один вариант диалогового общения: я посылаю материалы своих впечатлений, эссе, размышлений и умозаключений по поводу увиденного и прочувствованного здесь в зоне. Материалы о конкретных персонах, находящихся на территории пожизненно осужденных, адресуются этим же персонам на опознание, на критическое прочтение и на обсуждение. Цель такой работы – открытая система диалога.

Уже в который раз я прошу моих подопечных прочесть внимательно мои опубликованные материалы о тюрьме, о них самих – осужденных пожизненно.

Недавно каждый из них получил по семь-девять тематических статей. Они отозвались: каждый в меру своего видения проблемы, в меру особенностей своей личности. Они прислали свои мысли по поводу прочитанного материала и свои мысли, которые возникали по ассоциации с прочитанным. Вольно и невольно они раскрывают себя – свои мысли и свои чувства. Не хочу навредить им никакими комментариями.

Взгляд изнутри ситуации очень важен для понимания психологии узников

Их взгляд изнутри ситуации пребывания в узах очень важен для того, кто пытается понять психологию осужденного пожизненно.

Все мы помним, что посылаемые на волю письма всегда прочитываются офицером. Это неукоснительное и понятное правило…

Ниже приводятся суждения в ответах на некоторые проблемы, обсуждаемые в уже вышедших материалах автора. (Имена осужденных заменены по их желанию.)

Диалог первый. Отвечает Андрей А

По поводу «Введения»

Истоки агрессии

Развитие и нарастание агрессии в индивидуальной жизни человека провоцируется так называемым психопатическим кругом семейных отношений, ближайшим негативно заряженным окружением и узнаваемыми, спонтанно возникающими ситуациями [1].

За время 13-летнего пребывания в условиях тюремного заключения, около 90% осужденных, с которыми мне довелось столкнуться, происходили из неполных семей. Для них самой благоприятной социальной обстановкой являлась УЛИЦА. Хочу отметить, что большинство сетовали и вполне откровенно: «Эх, если бы жив был отец…» или «Если бы у меня был отец…».

Вечная тема – «удача»

Часто по причине недостаточного образования, опыта жизни в неблагополучных семьях <…> у человека появляется неадекватная уверенность в том, что успех в жизни зависит от удачливости, везения.

В тюремных записках (на жарг. – «малявах», «ксивах») очень часто можно встретить именно такого рода пожелания, например: «Искренне желаю тебе, братан, удачи и фарта!»

Одержимость от нечистого

Начальник участка ПЛС А.В.Рожков показал нам записку, написанную пожизненно заключенным Е.С.: «…Не могу больше вынести эту жизнь. Хочу постоянно жрать, очень сильно мучает голод – надоел режим, уборки, стирки. В голодном состоянии не хочу все это выполнять. Испытываю желание убить и съесть сокамерника, т.к. очень сильно хочу мяса» [2].

Это одно из проявлений одержимости (бесноватости) человека. Можно привести очень простой эксперимент. Необходимо заранее приготовить четыре стакана со святой водой и один стакан с обыкновенной водой. Поставьте их в ряд на столе, в любой последовательности, и пригласите человека, подверженного одержимости. Попросите его выбрать из пяти предложенных стаканов с водой один, определенный им. Он обязательно выберет тот стакан, в котором будет находится простая вода! Повторите до трех раз данное действо (с переменой положения стакана с обыкновенной водой в отсутствие испытуемого человека). И каждый раз этот человек будет выбирать только тот стакан, в котором простая вода! Какое научное обоснование можно сделать этому явлению?

Здесь поможет Эзоп

Уставные формы обращения – невыносимое наказание. «Тут не услышишь грубого окрика или брани, что вроде должно радовать…» [3].

С этим утверждением не согласен. Услышишь и то, и другое и еще как! Ненормативная лексика настолько культивируется в современном обществе (начиная с министра культуры РФ), что она режет слух во всех, без исключения, сферах жизни человека.

Мрак повседневности и очищение сердца

Заключенные пожизненно нередко спасаются погружением в мир внутренних переживаний… Виртуальное пространство аутизма становится защитой от непереносимой реальности [4].

«Непереносимой реальности…» Как часто многие надеются, что жизнь улучшится благодаря внешним причинам. Они не подозревают, что мрак повседневности может осветить лишь любовь в их душе. Но чтобы обрести ее, необходимо очистить свое сердце. Тогда человек увидит Того, Кто преобразит его жизнь.

По поводу рубрики «Позиция»

Соскальзывание от темы «Осуждены справедливо»

И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли…» [Евангелие от Луки 23:41] [5].

Но более всего заслуживает внимания продолжение этого стиха, а также стихи 42–43 глава 23 Евангелия от Луки: «… а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» [Проверено мною. – В.М.: Евангелие от Луки 41:43].

Удивительно! Разбойник первым из людей вошел в Рай!

Недостает ни физических, ни духовных сил

Застывший стресс требует постоянной специфической адаптационной перестройки как функциональных систем организма, психических функций, так и особых личностных усилий на определение целей жизни в заданных условиях [6].

Кто или что поможет определить цель жизни в заданных условиях? Можно предположить установку программы на выживание, беря во внимание, к примеру, молодой возраст и хорошее состояние здоровья. В принципе, все это не стоит и выеденного яйца, ибо условно-досрочное освобождение настолько эфемерно, что не достает никаких физических и душевных сил продержаться столь длительное время. Мне думается, что цель жизни, где бы человек ни находился, заключается в спасении души.

Зло и покаяние. Вина и безвинность

Содеянное зло причиняет зло самому его исполнителю [7].

Это зло возможно нейтрализовать покаянием. Начало полагается в осознании своей вины. Но, к сожалению, здесь 95% «невиновных».

Здравый смысл осужденного

В этой связи мы должны обсудить условия существования и перспективы удержания личности пожизненно заключенных от окончательной погибели [8].

Когда представитель законодательной власти на уровне Председателя Совета Федераций РФ во всеуслышание делает заявление, что необходимо создать какие-то условия пожизненнику, чтобы он каждый день стучался головой о стену и молил о смерти, – то все «перспективы» могут остаться на границе рекомендательного характера, ибо нет ничего весомей и сильней ведомственной инструкции (которая, увы, порой противоречит действующему законодательству, а вообще-то, у нас в России закон, что дышло).

Режим и покаяние

Обсуждая эти записи с другим заключенным, получаем подтверждение того, что строгий режим – непереносимое, удручающее и раздражающее душу и тело наказание. «Режим? Устаешь от однообразия…», – говорит тридцатилетний заключенный, начавший «мотать» срок семь лет назад [9].

Не согласен. Не режим разрушает душу и тело, а довлеющие над осужденным нераскаянность и греховность.

Вы замечали за собою такое состояние души, когда весь мир вдруг кажется враждебным Вам. Ничто не радовало, но, наоборот, все раздражало и становилось невыносимым. Вы искали тогда причину в близком человеке, людях, условиях, обстановке и т.д. Но чем больше Вы винили окружающих, тем противнее, невыносимее становилось на душе. Это состояние испытывали многие. Почти каждый человек. А причина одна – отсутствие смирения, нежелание раскаяться и осознать свою вину. Причина – внутри нас.

Вот это все, с соответствующими поправками, проецируйте на эти условия.

Зависимость от предметного мира

Человек зависит от предметного мира… Серийные вещи, различающиеся по «недостатку»… Максимальное ограничение предметного мира создает дискомфорт, что является составляющей частью наказания изоляцией [10].

Удивительная вещь, и ранее встречаемая мной в СИЗО, это стремление человека приспосабливать различные пластиковые коробочки, баночки и пакеты (в основном достающиеся от съестных припасов, т.е. тара для их хранения) для чего угодно, что, по его мнению, сможет пригодиться в «хозяйстве». В данных условиях все эти емкости – заменители предметного мира – обычно выбрасываются на коридор во время обысков.

А Вы знаете, что означает среди заключенных выражение: «Пойду домой схожу»? Это когда кто-то забирается к себе в пакет, висящий в установленном месте на вешалке (крючок строго определен и возведен в ранг неприкасаемости, возможно, я и утрирую), в котором хранятся личные вещи, письма, фото, тетради и т.д. После этих действий человеку могут сказать: «Ну что, сходил домой?» Поясню, в большинстве случаев все эти выражения несут в себе шутливость, но суть говоримого, как и самих действий, мне думается, Вам понятна.

Можно ли жить в заданных условиях пожизненно осужденному?

Умение жить в заданных условиях – редкий талант интеллектуально, духовно и социально одаренного человека [11].

«Не пытайтесь вернуть прошлое – это невозвратно. Примите новую ситуацию как необходимую данность. Начните жизнь, исходя из этой данности, и вы сможете снова стать счастливым» (М. Шагинян).

А можно ли применить сказанное в этих стенах?

Жажда свиданий с близкими

Конечно, человек способен уходить из тесных рамок малого пространства тюремной камеры, мысленно обращаясь к контакту со своими близкими, которые живут в до боли знакомом и дорогом доме [12].

Мысленный контакт… А должен быть действительный контакт с родными! 10 лет только два мизерных свидания в год?! Да уже само лишение свободы на года является огромным по силе наказанием, нет же, надо и свиданиями наказать!

«Человек – Дом» – актуальная проблема для человека

Возможность найти в бытии свое, значимое для жизни, обрести обиталище придает человеку уверенность, чувство защищенности от бездомности, которое есть утверждение себя в культуре человеческих ценностей через значимое обиталище, защищающее и придающее ценность самому человеку [13].

Вообще тема «Человек – Дом» очень актуальна. Возможно, я и отойду от рассматриваемого Вами вопроса, но мне хотелось бы сказать, что русского человека сознательно лишили ДОМА, загнав его сначала в коммуналки, затем в «хрущевки» и далее в многоэтажки. Зачем сие было сделано? Для чего людей собрали в такие условия концентрации? Чтобы лучше было манипулировать ими? Почему человека оторвали от земли? Лишили дома?

Ответ я нашел у академика И. Шафаревича: «Последние века, особенно два последних века, Запад строит совершенно уникальное, никогда прежде не существовавшее общество, во многих отношениях совершенно порывающее с традицией человеческой истории.

Во-первых, оно не земледельческое, а чисто городское. Бывали и ранее случаи появления больших городов и упадка земледелия. Это обыкновенно было связано с концом какой-нибудь цивилизации – древнеримской, вавилонской… Шпенглер говорит, что это типичный признак упадка какой-то культуры, когда растут большие города за счет деревни. Но этот рост был совсем не того масштаба: всегда большая часть все же жила в деревне, а сейчас строится общество, в котором в идеале никто бы не жил в деревне…»

Далее цитировать не буду, статья очень большая, если Вас заинтересует, то могу предоставить ее.

Грезы о доме

Грезы о доме отвлекают от невыносимой реальности. Сокамерник <…> планировал, как будет строить свой дом… [14].

Я тоже, находясь в камере смертников, планировал строительство своего ДОМА! Заметьте, дома, а не квартиры в девятиэтажке.

Когда свобода, простор страшат

Жажда свободы и ее символов – Неба и Дома. <…> Освободиться от враждебной силы замкнутого пространства камеры… [15].

Да, порой возникает чувство клаустрофобии, хочется раздвинуть эти опостылевшие стены и выйти на ПРОСТОР. Но, что интересно, идешь по плацу (на рентген или к стоматологу) и… пугаешься этого ПРОСТОРА, что открывается перед тобой.

«Надзор», «надзиратель»: материя этих слов пронзает сознание и душу…

Специфические уставные формы общения администрации и охраны с заключенными. <…> Заключенный должен встать у стены, расставив ноги, стопы на расстоянии полуметра от стены <…> Все справедливо – осужденный уже показал, что он может быть чрезвычайно опасен.

В Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (утв. Приказом Минюста РФ от 02 марта 2000 г.) в разделе 5.6 «Надзор за лицами, отбывающими пожизненное лишение свободы в колониях особого режима» в п.4 говорится: «… при посещении камер администрацией колонии и иными лицами младший инспектор должен потребовать от осужденных встать в указанном им месте, принять руки в положение «сзади» и только убедившись, что эти требования выполнены, открывать дверь камеры. Инспектор дежурный обязан первым входить в камеру и занимать место впереди прибывшего. Осужденные поочередно представляются и сообщают статьи УК, по которым они осуждены. Младший инспектор ведет наблюдение за осужденными в готовности пресечь нападения и не допустить их выхода из камеры». Вот видите, как это все разнится с наблюдаемым в действительности.

Трудно удержать эмоции. Все по закону, но как ужасно наказание!

Вслушаемся в звенящие фонемы: «Надзор за лицами – пожизненно заключенными, лишенными свободы в колониях особого режима». Звенят путы узников. «Сижу за решеткой…»

Стиль, предписанный законом, и стиль, формирующийся в зоне

В условиях работы с особо опасными преступниками предписаны специально отработанные формы общения…[16].

И не только они предписаны, но и конкретный стиль, по широко распространенной методе.

Не по теме, но о наболевшем

Человек, совершивший насильственное преступление, становится другим человеком, личность которого трансформируется и регрессирует. Это происходит потому, что человек своими действиями вышел за рамки нормативного образа жизни, в результате чего он сразу же становится в своем сознании изгоем, отторгаемым обществом… [17].

Пример из прошлого. Раньше в Сибири сеяли репу вдоль знаменитого тракта. Сеяли для каторжников, чтоб было что сорвать по пути на рудники. Была в сердцах людей жалость и сострадание к обездоленным. А в наши дни вдруг раз – и жалость пропала. Плачущие люди уже никому не нужны. Злорадство из политики хлынуло в повседневную жизнь. И отношение к человеку уже почти как на Западе: «а, лишь бы отделаться».

По поводу рубрики «Негативная сила вещи»

К идеологии «нагло-сильных»

В новой России от идеологии обесценивания частной собственности общество развернулось в противоположную сторону… Человек не может поспеть за изменяющейся сменой ценностей… Многих в России, возмущало, вызывало агрессию и зависть то, что у других появлялась личная собственность [18].

Помилуйте! Общество не развернулось, а его развернули, вернее, пытаются развернуть в противоположную сторону.

И.С. Аксаков, русский писатель, славянофил, говорил: «Одним словом, все эти либеральные принципы, сдвинутые с основы христианского миросозерцания, логически приводят к абсурду: прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет, – уже совлекает с себя образ человеческий, и возревнует об образе зверином». И это когда еще было сказано?!!

Человек без веры обречен на рабство – и экономическое, и политическое, и духовное. Прошедшие годы реформ – яркий тому пример, когда прорвавшиеся к власти ненавистники России нагло обманули и обворовали безбожный советский народ.

Простите меня, но какова может быть реакция простого русского человека, если он не только видит, но и слышит вот такую оценку из уст Джеффри Сакса, американского экономиста: «Это не шоковая терапия… Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей»?

Расчеты Аналитического центра РАН показывают, что 55 % капитала и 80 % голосующих акций при приватизации переходят в руки отечественных и иностранных дельцов. Это привело к образованию и укреплению действующих в сфере экономики преступных сообществ, которые распространили свое влияние на ключевые отрасли и направления экономической деятельности.

Вот Вам и проявление «агрессии» на факт возникновения «личной собственности»! Адекватная реакция.

Современный мир, в котором правят «нагло-сильные» люди, проповедующие либеральные идеи, не оставляет места Христу. Этот мир превращен в один большой рынок, в котором все продается и покупается, в котором Бога нет и все позволено. Его символом является доллар, а не Крест Господен. Все торговцы в этом рыночном мире стремятся нажиться: на наркотиках, пьянстве, сексуальной эксплуатации, стремятся купить людей и сделать их своими рабами. В обществе вместо любви и сострадания торжествуют агрессия, насилие, ненависть, развал семьи и блуд, человек ищет жизнь, а ему несут смерть, он ищет любви, а у него отнимают душу и тело.

«Не понимаю!»

Возведение отдельной обыденной вещи до уровня искусства – инновации ХХ столетия. Художники … создали новый стиль в искусстве – от монохромных натюрмортов до изображения отдельной обыденной вещи [19].

Дожили, правда, еще когда! Не понимаю, да на кой ляд изображать пуговицу или селедку?! Что это дает человеку: эстетическое воспитание или развивает потребительское отношение к жизни?

Главный художник – Бог, а христианская поэзия, живопись и музыка лишь выражают восхищение миром Божьим. В природе идеал любви раскрывается в правильности, симметрии, законопослушности, гармонии, чистоте материала, цвете, звуке и т.д. К душе человека нужно идти разными путями, чтобы душа проснулась и увидела, почувствовала красоту окружающего мира, ту любовь, которую дарит нам Господь. Например, духовные стихи и песни дают прекрасную возможность пробудить в человеке через слово и музыку представление об истинной красоте. И в конечном итоге привести его к пониманию красоты молитвы, без которой невозможно исправление, преображение падшей души.

Мир вещей на свободе и в узах

Мир вещей создал человеку особые условия, обеспечивающие защиту от природных невзгод… Мир вещей очеловечил и продолжает развивать человека в этом отношении [20].

В этих стенах «мир вещей» обеспечивает строгую нашу изоляцию и защиту людей от нас. На свободе мир вещей очеловечивает, а здесь, в виду отсутствия такового, наоборот.

Криминогенные потребности и добрые намерения

Криминогенные потребности ненасыщаемы. Преступления, совершаемые ради присвоения вещей тебе по закону не принадлежащих, деформируют личность [21].

«В одной стране был могучий и отчаянный разбойник. Занимая пути и распутия, он с отважной шайкой бил, грабил и убивал всех встречных. Но, находясь в таком погибельном состоянии, он, между прочим, имел добрый обычай – каждодневно совершать известное правило и читать молитвы, особенно молитву Богородице: «Богородице Дева, радуйся!..». Однажды некоторый подвижник-прозорливец проходил тем путем, где разъезжали разбойники. Они, как дикие звери, схватили подвижника и представили своему атаману.

Перед атаманом прозорливец начал говорить: «Послушай, чадо, я хочу открыть тебе и твоим товарищам великую тайну: прикажи для этого собрать сюда всех твоих подчиненных».

Атаман подал знак предстоявшим, и в один миг собрана была вся шайка разбойников.

– Все ли здесь, – оглядывая шайку, спросил подвижник, – или кого-то еще нет?

– Один еще не пришел, – ответил атаман.

– Ну так позови и его, – сказал старец.

Позвали и последнего, но тот поморщился, пожал плечами и нехотя пошел к атаману. Едва только преступил он порог их лачуги, как вдруг затрясся всем телом, лицо свое отворотил в сторону от прозорливца и движением своих рук показывал, что он не смеет к нему подойти.

– Заклинаю тебя именем Иисуса Христа, – воскликнул подвижник, не сводя глаз с этого прислужника атаманова (а он был у него поваром), – скажи, кто ты и зачем здесь?

– Я не человек, – закричал тот, – но демон, и от моего владыки сатаны приставлен наблюдать за этим атаманом, чтобы, как только он оставит правило свое и молитвы к Деве Марии, задушить его и похитить в ад… И вот уже 14 лет я для того только и нахожусь в услужении у него, но не могу его погубить единственно потому, что он каждый день, производя разбой, грабежи и убийства, вместе с тем не оставляет и ревности к молитве перед этою иконою (а икона была Пресвятой Богородицы). Тайная сила Марии не дает мне возможности не только погубить его, но и малейшего зла причинить ему.

– Исчезни же, – повелительно сказал подвижник, и никогда не смей приближаться к тем, кто только молитвенно призывает имя всепетое Владычиц нашей Богородицы!

Как дым исчез демон. Разбойники пали в ноги прозорливцу вместе со своим атаманом – и с этой поры бросили разбой, исправили жизнь свою и в искреннем покаянии перед Богом оплакивали свои злодеяния».

Крайняя бедность предметного мира

Роковые последствия преступлений... К числу условий лишения свободы следует отнести условия, связанные с предметным миром: крайняя бедность предметного мира в местах заключения… [22].

Крайняя бедность предметного мира… Порой она искусственно создается, например, по закону мы имеем право ходить не только в робе, но и в спортивном костюме, в установленное порядком личное время. Не разрешают! Даже спортивный костюм держать в камере. Вообще, существует тенденция, идущая вразрез действующему законодательству, минимизировать количество носильных вещей, которые имеет осужденный в камере (зимой, к примеру, выдали один комплект теплого белья, двое трусов, пару простых и пару шерстяных носков и все; белье сдается в стирку раз в две недели, вопросы есть?!). На каком основании сие производится, непонятно.

«Ибо ты – никто, и звать тебя – никак»
Никто – лицо, не имеющее веса в обществе, ничтожная личность; ничтожество

Итак, Правилами установлено строго определенное количество одежды и обуви, нет же – надо урезать. Ибо ты – никто, и звать тебя – никак. А ведь одев спортивный костюм испытываешь такие ощущения, которые в робе совершенно не доступны. Возьмем другое. Согласно Правилам внутреннего распорядка в ИУ (утв. Приказом Минюста РФ от 30.07.2001 г. № 224), осужденные могут иметь короткую стрижку волос на голове и короткую правку бороды и усов. А что имеем? Стригут наголо каждые две недели, о бороде и усах даже и думать не следует. Почему мне, православному русичу, не разрешают носить бороду? Потому что я – «никто» и «никак» (см. выше). О каких перспективах Вы можете мечтать, если при возникновении доброго и заразительного смеха – это ж какая разрядка! – в камере к тебе сразу же подходят и специфически спрашивают: «Что?! Весело шибко стало?!!! Смотри-и…». К сожалению, Вы многого совершенно не знаете и не узнаете по понятной Вам причине... Эхе-хе-хе, сказал бы словечко, да волк недалечко.

«Книги» – это самый больной вопрос

Даже число книг в камере ограничено: содержащихся в камере осужденных может быть и более трех, но число три – допустимое количество книг на одну камеру [23].

«Книги» – это самый больной вопрос. Если бы Вы только видели лица моих собратьев в библиотечный день! Они просто светятся от радости и счастья! Не в силах скрыть волнения, жадно рассматривают и листают выданные книги, намечая, кто и какую книгу может читать. На неделю, можно сказать, в камере воцаряется тишина, не больше. А что потом? Изнуряющее ожидание следующей библиотеки, да «авось, кому-нибудь, что-нибудь пришлют». Мне до глубины души больно смотреть на эту, каждый раз повторяющуюся, картину. Можно исправить эту ситуацию? Конечно, можно, было бы желание. Сколько книг (!) списываются с фондов библиотек и… сжигается. Я имею в виду те книги, которые при хорошем внешнем состоянии не пользуются спросом. Это одна сторона дела, а другая – элементарно увеличить число книг, которые можно держать в камере (да, внести поправку, что «склонным к поджогу» данное количество не выдавать, а так страдают все).

Некогда отчужденные

Читал Послания Апостолов. Мне встретилось: «И вас, бывших некогда ОТЧУЖДЕННЫМИ и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить Вас святыми и непорочными и неподвиновными перед СОБОЮ…» [Послание к Колоссянам Святого Апостола Павла 1: 21–22]. Выделено Андреем А.

В каждом тексте есть контекст…

На сем Андрей завершил анализ моего материала о пожизненно осужденных.

Внимательный читатель сего диалога пожизненно осужденного с психологом сможет увидеть тексты и контексты, раскрывающие душевное наполнение человека, отбывающего бесконечный срок в узах.

Себе же напомню слова Апостола «Не судите, да не судимы будете» [Евангелие от Матфея 7:1].

(Продолжение следует)


1 Продолжение. Начало: Развитие личности. 2002. № 3. С. 51–60; № 4. С. 100–114; 2003. № 1. С. 97–117; № 4. С. 121–143; 2004. № 1. С. 118–130; № 2. С. 128–145.

2 Курсивом представлены тексты материалов В.С. Мухиной, отданные на суд пожизненно осужденных и специально обсждаемых ими.


  1. Мухина В.С., Хвостов А.А. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. 2002. №3. С. 51–60.
  2. Там же. С. 57.
  3. Там же. С. 59.
  4. Там же.
  5. Мухина В.С. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни. Развитие личности. 2002. № 4. С. 101.
  6. Там же. С. 103.
  7. Там же.
  8. Там же. С. 104.
  9. Там же. С. 105.
  10. Там же. С. 106.
  11. Там же. С. 107.
  12. Там же. С. 107–108.
  13. Там же. C. 108.
  14. Там же. С. 109.
  15. Там же.
  16. Там же. С. 110.
  17. Там же. С. 111.
  18. Мухина В.С. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни. Развитие личности. 2004. № 1. С. 119.
  19. Там же. С. 121.
  20. Там же. С. 122.
  21. Там же. С. 126–127.
  22. Там же. С. 128–129.
  23. Там же. С. 129.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности