Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3-4 / 2000 / Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста и стигматизация личности в подростковой среде

Опыт создания условий воспитания и развития личности

Стр. «157—190»

Валерия Мухина

Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста и стигматизация личности в подростковой среде1

В первом номере этого журнала мы обсуждали теоретические посылы к практике инициаций, а также инициации послушанием и физическими трудностями.

На этих страницах мы продолжим описание используемых в нашей практике инициаций: свободой, страхом, одиночеством.

Мы полагаем, что подростков необходимо подвести к пониманию понятий «свобода», «страх», «одиночество». Этому, безусловно, будут содействовать эмоции, полученные в условиях специальных инициаций.

Сценарии проведения инициаций свободой

Ценность собственного выбора

Свобода – самостоятельность, выражающаяся в способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями при условии ориентации на действующие права и обязанности граждан и государства.

Свобода – продукт взаимодействия личности, общества и государства. Свобода находит свое выражение в законодательном закреплении прав, свобод и обязанностей граждан страны, прежде всего фундаментальных, сформулированных во Всеобщей Декларации прав человека ООН2.

В реальной жизни свобода не является абсолютной – нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и государством. Свобода – право человека, но нет прав без обязанностей.

Подлинная свобода несовместима с хаосом, вольницей, произволом и вседозволенностью.

Свобода – чувство и право личности

Свобода – субъективное чувство и социальное право. Свобода — многогранное явление, проявляющееся во всех сферах жизни человека: свобода экономическая, свобода политическая, свобода религиозная, свобода интеллектуальная, свобода личности и др.

Свобода – составная часть этики. Поэтому свободная личность ответственная за все то, что она делает и позволяет делать другим.

Лишь невменяемый абсолютно свободен – он не может отвечать за последствия своих спонтанных действий, он несвободен от неконтролируемой деятельности воспаленного мозга.

Психологическая свобода человека – это: 1 – состояние духа; 2 – умение распознать и преодолеть манипулирование манипулятора; умение отстаивать право на самостоятельный выбор – не конформизм, не негативизм; 3 — умение справиться с экстремальной ситуацией и др.

Это основные постулаты феномена свободы, доступные для подростка.

Понятие «свобода» имеет и еще один потаенный смысл. Мы говорим «Ты свободен» или «Вы свободны», когда хотим показать, что не желаем больше иметь дело с этим человеком. Этот контекст использования слова «свобода» легко читаем даже малым ребенком. Подчас это больше оскорбляет, нежели прямое ругательство.
«Иди, батенька, на все четыре стороны, — знать тебя не хочу» или «в просторечье «Иди гуляй. Свободен». Это выраженное отторжение человека, лишающее его ценностного отношения со стороны других.

Так что «свобода свободе рознь».
Психологи и педагог могут развивать тему свободы в беседах с подростками, но лучше она усваивается, если обратиться к самостоятельным суждениям подростков или к инициации в заданной ситуации.

Место проведения: зимой — холл, где каждый находит для себя удобное место; летом — поляна, полоса пляжа, площадь, отрядное место (в зависимости от содержания инициации и погоды).

Время проведения: от 30 минут до полутора — двух часов.

Количество участников: группа (15—25 человек) или все участники программы (от 50 до 100 человек).

Оборудование: определяется содержанием инициации.

Ниже приведем четыре сценария инициации свободой: 1-й сценарий — свобода в воображаемом пространстве; 2-й сценарий — свобода в пространстве карнавала; 3-й сценарий — свобода в условиях аквапарка; 4-й сценарий — свобода в условиях максимально ограниченного физического пространства.

Свобода в воображаемом пространстве

1-й сценарий — свобода в воображаемом
пространстве

Проверка готовности

I. Организационный этап

Заранее готовятся ручки, бумага и место для обеспечения работы.

Беседа

II. Подготовительный этап

Подросткам напоминают, что такое инициация.

После испытания послушанием и физическими трудностями подросткам предлагается новое испытание — свободой.

Люди в истории разработали инициации не только на послушание и преодоление препятствий. Дозволение свободы воли, свободы самовыражения тоже облекается в форму инициаций.

Человек стремится найти место между свободой воли и нормативностью, которая существует в обществе. Для конкретного человека важно быть ориентированным в том, как определить меру, границу своей собственной свободы.

Испытание свободой — это сложное моральное и психологическое испытание. На первом этапе инициации свободой подростки выразят себя лишь в вербальной форме.

«… Лучше пять слов сказать умом моим…» [1-е Коринфянам 14; 19]

III. Собственно и инициация свободой в воображаемом пространстве
Подросткам предлагается написать эссе о свободе, исходя из двух заданных позиций.

«Невидимка»

Позиция первая — «Невидимка»

Каждому в отдельности, самостоятельно нужно представить себя невидимкой. Невидимка обладает некоторой особенностью — его тело не видимо. Невидимка лишен обычных социальных маркеров — имени, тела, прав, обязанностей. У невидимки нет необходимости соотносить свое поведение с социальными нормами. Каждый в состоянии невидимки абсолютно свободен и может самовыражаться любым пришедшим на ум способом. Подросткам предлагается определить для себя возможную степень свободы в условия невидимости и вседозволенности. Предлагается написать свои идеи, размышления о свободе в ситуации невидимки.

«Абсолютная власть»

Позиция вторая — «Абсолютная власть»

Подросткам предлагается представить себя в ситуации абсолютной власти и описать свои поступки, волеизъявления, а также мысли и чувства по этому поводу. Делается упор на необходимость глубинного проникновения в свои чувства. Предлагается быть искренним и написать истину о своих глубинных побуждениях.
Важно подписать свое имя и фамилию — ведь это инициация на свободу самовыражения.

Рефлексия

Подведение итогов

Подросткам предлагается сесть в круг, чтобы каждый видел каждого. Психолог напоминает, что испытание себя, своего волеизъявления в ситуации внутренней свободы требует развитой рефлексии и честности. Каждый из подростков должен попытаться почувствовать границы возможных допущений в обеих ситуациях. Обсудить их с самим собой и дать оценку своим рефлексиям.

Затем психолог спрашивает каждого по очереди:

• Ты почувствовал свободу в своем воображаемом волеизъявлении?

• Какие чувства ты испытал?

• Как ты определишь для себя, что такое свобода?

• Какие ты испытал моральные затруднения?

• На что ты ориентировался при выборе способа действия?

Далее речь идет о том, что подростки учились рефлексии на свободу в своем собственном пространстве, создаваемом воображением, проецируя свою личность на ситуации с открытой степенью волеизъявления.

Эта инициация, проводимая каждым над самим собой, дала возможность каждому задуматься над таким важным для человека феноменом как свобода выбора.

Рекомендации психологам-организаторам инициации:

1 — четко формулировать задание;

2 — на подготовительном этапе делать акцент на том, что каждый сам думает о том, что такое свобода и как он готов пользоваться этой свободой в своем воображаемом пространстве;

3 — рекомендовать подросткам обсуждать свои представления о свободе: это поможет лучше представить себе, что такое индивидуальная свобода и свобода каждого человека.

2-й сценарий — свобода в пространстве карнавала

Проверка готовности. Беседа

I, II. Организационный и подготовительные этапы

Подростки обсуждают карнавальную культуру как условие для свободного самовыражения. Готовят карнавальные маски и костюмы, разрабатывают сценарии карнавальных сценок. Продумывают как можно воспользоваться свободой в задаваемых условиях: «Можно почти все в отпущенное время и в обусловленном месте, нельзя наносить физический и моральный вред себе и другому».

Инициация свободой — весьма трудное испытание для подростка. Он должен быть ориентирован в понятиях «свобода», «вседозволенность», «вольница» и др. Свобода как личностная позиция человека требует высокой духовной культуры, способности сделать выбор из многих вариантов, которые предлагает та или иная ситуация.

Подросткам объявляют, что каждый должен спросить себя: «Готов ли я к испытанию свободой?» Если кто-то не готов, он должен покинуть группу во время инициации.

Не изгой, инкогнито и лицедей

III. Собственно инициация свободой в пространстве карнавала

В объявленное время, в очерченном месте проводится карнавал. Карнавальное шествие, концерт, игры и соревнования являются фоном для инициации свободой.

Карнавальный наряд и маска позволяют каждому участнику почувствовать себя «инкогнито», свободным от своего собственного имени и имиджа. Именно на карнавале можно отойти от своего привычного «Я» и стать «Другим». Конечно лицедейство — особый талант, но подросток может попробовать перевоплотиться в кого-то иного и походить «в его шкуре» в прямом и переносном смысле этого слова. Переодевание несет в себе особую знаковую силу для подростка (ведь подростки любят переодеваться) — он учится идентификации с другим образом, чем «Я сам», учится свободе перевоплощения.

Психолог наблюдает за тем, как подростки используют возможность свободного передвижения и свободного выбора своего времяпрепровождения. Кто становится вовлеченным зрителем, кто — инициатором озорства и мелкого хулиганства, кто — организатором неожиданного лицедейства, вызывающего восторг у других участников карнавала.

Психолог и другие взрослые не вмешиваются в карнавальные инициативы подростков, если они не угрожают жизни и достоинству других подростков. Шутки, розыгрыши и другие формы смеховой культуры карнавала поддерживаются.

Рефлексия

IV. Подведение итогов

На следующий день по отрядам подростки собираются на своих местах. По очереди каждый может рассказать о своих переживаниях свободы в условиях карнавала. Если подросток отвлекся и прожил карнавальное время вне переживаний свободы, он должен об этом сказать.

Затем психолог спрашивает всех по очереди:

• Ты пережил чувство свободы на карнавале, находясь в маске и карнавальном костюме?

• Ты разочарован?

• Ты в восторге от пережитого?

• Ты спокоен. Ты не пережил острых ощущений от свободы на карнавале?

• Как ты можешь сформулировать, что такое свобода в ситуации карнавала?

После беседы подростки пишут рефлексивные отчеты о свободе на карнавале.

Рекомендации психологам-организаторам инициации:

1 — четко давать инструкцию «Можно почти все. В отпущенное время. В обусловленном месте. Нельзя наносить физический и моральный вред ни себе, ни другому»;

2 — на подготовительном этапе делать акцент: на социальной значимости индивидуальной свободы; на ценности таланта перевоплощения;

3 — наблюдать проявления подростков во время карнавала: чтобы предупредить возможный несчастный случай; чтобы помочь подросткам рефлексировать на свои проявления и переживания.

Свобода в реальном пространстве

3-й сценарий — свобода в условиях аквапарка

Место проведения: аквапарк.

Время проведения: утро или вечер, полтора-два часа.

Количество участников: до 50 человек (два отряда).

Обязательно разрешение врача. Обязательно взять с собой: аптечку, питьевую воду, бутерброды и фрукты. Проверить экипировку подростков. После чего можно выезжать в аквапарк.

Проверка готовности. Беседа

I, II. Организационный и подготовительный этап

Сбор по отрядам. Обсуждение физической и психологической готовности к испытаниям на разной степени сложности горках аквапарка. Обсуждение свободы в условиях аквапарка состоит в установке на ответственный самостоятельный выбор объектов развлечений и времяпрепровождения; в установке на понимание о необходимости взять на себя ответственность за себя и других.

В условиях аквапарка сопровождающие взрослые реально испытывают затруднения в отслеживании поведения и состояния каждого отдельного подростка. Поэтому объективно подросток имеет возможность свободного выбора развлечений и поведения. В беседе упор делается на то, что каждый должен контролировать свое самочувствие и принимать самостоятельно решения относительно физических нагрузок и отдыха.

Обсуждаем с подростками, что понятие свобода имеет много значений: от «своя воля», «возможность действовать по-своему», «отсутствие стеснения неволи» до «полного необузданного произвола» и «самовольства». Индивидуальная свобода связана с ответственностью и с учетом прав и обязанностей человека среди людей. Свобода сопряжена с самостоятельностью: «сам» — усиливает личное местоимение «Я сам», придает особое значение личной деятельности. Поэтому «самостоятельный» — сущий сам по себе, независимый от других, от чего-то другого. Но самостоятельный — всегда ответственный.

Испытание свободой — испытание здравого смысла, воли, характера в условиях, когда тебя трудно контролировать и ты берешь на себя ответственность «действовать умно и по правилам» или «действовать необузданно и безумно».

Одним из важнейших качеств зрелой личности является умение осознанно подчинить себя и свои силы решению какой-либо задачи исходя из чувства свободы и ответственности. Речь вновь и вновь идет о внутренней самоорганизации, без которой затруднительно выжить и взаимодействовать в человеческом обществе.

Собравшимся на подготовительном этапе подросткам объявляют, что каждый должен спросить себя: «Готов ли я к испытанию свободой?» Если кто-то не осознал всей меры ответственности за инициацию свободой, кто-то не готов, он должен отказаться от предстоящей инициации.

«Невидимка» в реальном пространстве

III. Собственно инициация свободой в условиях аквапарка

Пятьдесят подростков вместе с сопровождающими входят на территорию аквапарка, переодеваются и… выходят в новом обличье.

Вот они в купальниках и плавках. Купальные костюмы — еще одна возможность почувствовать себя в новой ипостаси — будучи в полуобнаженном виде одни гордо демонстрируют свое юное тело, другие чувствуют себя скованно (многое зависит от воспитания, многое — от внутренней позиции по отношению к своему телу, многое — от жизненного опыта). Однако предстоящие испытания делают свое дело… Подростки растворяются среди других посетителей… Как бы ни старались взрослые отследить каждого отрока в массе разных резвящихся людей — сделать это весьма затруднительно.

Подростки могут наслаждаться ситуацией свободного выбора развлечений и времяпрепровождения полтора часа, пока громкоговоритель не призовет их к обусловленному месту встречи.

На следующий день психолог спрашивает каждого:

• Ты почувствовал свободу на территории аквапарка?

• Какие чувства ты испытал?

• Испытал ли ты чувство моральной ответственности за себя, за других?

• Посещало ли тебя чувство необузданной вольности? Что ты при этом делал?

• Как ты считаешь: на этот раз ты прошел инициацию свободой?

Рекомендации психологам-организаторам инициации:

1 — добиться, чтобы подростки связали в своем сознании понятия: «свобода» — «личная ответственность» — «самостоятельный выбор»;

2 — добиться того, чтобы подростки различали понятия «свобода воли» и «необузданная вольница»;

3 — показать подросткам правоту суждения: «Нет прав без обязанностей; нет обязанностей без прав».

«Мы вошли в огонь и воду, и Ты вывел нас на свободу» [Пс. 65; 12]

4-й сценарий — свобода в условиях максимально ограниченного

физического пространства: «свобода в духовном мире»

Проверка готовности. Беседа

I, II. Организационный и подготовительный этап

С подростками обсуждают вопрос о том, можно ли быть свободным, находясь в заключении (в тюрьме, в лагере и др.)? Возможно ли оставаться свободным, когда тебя лишают собственного имени, заменяя его номером, когда ты не имеешь возможности реализовать многие свои потребности?

Можно прочесть художественные произведения, посвященные человеку в неволе. Эта тема обсуждается веками: свобода — предмет вожделения человека из любой культуры, любого социально-экономического строя.

Мы с подростками читали и обсуждали В.Г. Короленко «Река играет». Приведем некоторые выдержки из этого произведения.

«Хуан-Мария-Хозе-Мигуэль-Диац — инсургент и флибустьер. В прошлое восстание испанцы взяли его в плен и приговорили к смерти, но затем, по прихоти чьего-то милосердия, он был помилован. Ему подарили жизнь, то есть привезли на этот остров и посадили в башню. Здесь с него сняли оковы. Они были не нужны: стены были из камня, в окне — толстая железная решетка, за окнами — море. Его жизнь состояла в том, что он мог смотреть в окно на далекий берег… И вспоминать… И, может быть, еще — надеяться <…>

Над изголовьем, вырезанная глубоко в камне, виднелась надпись:

«Хуан-Мария-Хозе-Мигуэль-Диац, инсургент. Да здравствует свобода!» <…> И цифры… Сначала он отмечал время днями, неделями, потом месяцами… «Матерь Божия, уже два года»… «Три года… Господь, сохрани мой разум… Диац… Диац…»
Десятый год отмечен просто цифрой, без восклицаний!.

… Флибустьер бежал.

«<…> Часовой повернулся к морю и замер в удивлении. Вдоль бухты, среди сравнительного затишья, чуть заметная в темноте, двигалась лодка, приближаясь к тому месту, где, уже не защищенное от ветра, море кипело и металось во мраке. Внезапно белый парус взвился и надулся ветром. Лодка качнулась, поднялась и исчезла…

В это мгновение Диац взглянул назад, и ему показалось, что темный островок колыхнулся и упал в бездну, вместе с ровным огоньком, который до этого мгновения следил за ним своим мертвым светом. Впереди были только хаос и буря. Кипучий восторг переполнил его застывшую душу. Он крепче сжал руль, натянул парус и громко крикнул… Это был крик неудержимой радости, безграничного восторга, пробудившейся и сознавшей себя жизни… Сзади раздался заглушенный ружейный выстрел, потом гул пушечного выстрела понесся вдаль, разорванный и разметанный ураганом. Сбоку набегал шквал, подхватывая лодку. Она поднималась, поднималась… Казалось, целую вечность… Хозе-Мария-Мигуэль-Диац с сжатыми бровями, твердым взглядом глядел только вперед, и тот же восторг переполнял его грудь… Он знал, что он свободен, что никто в целом мире теперь не сравняется с ним, потому что все хотят жизни… А он… Он хочет только свободы»3.

Мы обсуждаем антиутопию Е. Замятина «Мы» и другие произведения, посвященные проблеме свободы и несвободы личности.

Свобода духа

III. Собственно инициация свободой в условиях максимально ограниченного физического пространства: «свобода в духовном мире»

Подростки приходят на отрядное место (в лесу в два ряда стоит около 30 скамеек). Им предлагают каждому занять отдельную скамейку.

После чего дается инструкция: «Каждый, кто сегодня хочет пройти инициацию свободой выполняет следующее. Все подтягивают ноги на лавку. На землю ноги не ставить. На пространстве лавки обоснуйтесь так, чтобы вам было удобно. Можете располагаться так, как пожелаете. В заданных условиях можете делать все, что вам придет на ум. Друг другу не мешать… Распорядитесь собой в заданных условиях».

Подростки предоставляются сами себе на 15—20 минут. Психолог рядом — молча наблюдает за каждым. Замечаний не делает. Все оценки потом. (Каждого, кто опустил ноги на землю, перебрался на лавочку соседа, лишают права участвовать в инициации, но об этом сообщают после завершения самой инициации.)

Через отведенное время, психолог сообщает о том, что инициация закончена.

Все остаются на своих местах.

Психолог обращается к каждому:

• Какие чувства ты испытал, находясь на ограниченной территории?

• Как ты считаешь: можно ли испытывать свободу, находясь на ограниченной территории?

• Что определяет свободу человека? Перечисли условия свободы: внешние, внутренние?

Рекомендации психологам-организаторам инициации:
Подвести результаты обсуждения к мысли о том, что чувство свободы может не зависеть от внешних условий, но
и от внутренней позиции самого человека.

В заключение всего цикла инициаций на свободу подростки обсуждают «Что такое свобода?» и насколько они продвинулись в понимании этого понятия и этого чувства. Важно, чтобы подростки поняли, что свобода может быть по-разному представлена в предметном мире, в мире человеческих отношений и в духовном мире человека.

Сценарии проведения инициаций страхом

Страх — амбивалентное чувство

Страх — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий. Страх возникает в ситуации угрозы биологическому и социальному существованию человека. В биологической сфере страх включен во врожденные защитные и ориентировочные инстинкты, являясь их эмоциональным компонентом. В социально-психологической сфере страх может возникать по поводу значимых для человека параметров отношений, поведения и деятельности. Социальный страх — результат социальной природы человека. Так, страх морального осуждения или страх испытать страх в ситуации, в которой требуется ожидаемое поведение — это страх личности, имеющий определенные ценностные ориентации.

Переживание страха человеком блестяще описал Ч. Дарвин. Согласно Ч. Дарвину, чувство страха «ведет к мгновенному возбуждению зрения и слуха». Эмоция страха активизирует всю физиологию человека: отмечается учащенная и сильная работа сердца; ускоренное дыхание; побледнение кожных покровов; выделение «холодного» пота (поверхность кожи при этом бывает холодной); возникает дрожание всех мышц тела; пересыхание рта; голос начинает срываться, становится хриплым и др.4

Страх — предмет неукоснительного изучения многих, философских направлений, психологических теорий и эмпирических исследований.

Инициации страхом субъективно важны для подростков — они стремятся испытать себя именно в опасных, пугающих ситуациях.

«Трепещет от страха Твоего плоть моя» [Пс. 118; 120]

В условиях инициаций в нашей программе для подростков создаются ситуации неопределенности (например, природная сенсорная депривация — испытания проходят в ночи; в некоторые временные промежутки неожиданно возникает смех, плохо дифференцированные шумы, всхлипывания, вздохи и пр.; неожиданное появление в темноте неопределенных персонажей и др.). Кроме того, напряженность усиливает психологическая обработка подростков: в течение нескольких дней им говорят: «Вы скоро будете проходить инициацию страхом»; «Завтра у вас будет инициация страхом», «Сегодня в ночи у вас будет инициация страхом»; «Наведение страха». Повторение знакового слова, отражающего значения и смыслы тяжелой, негативной эмоции усиливает напряженность в ожидании предстоящей инициации. Предстоящая инициация страхом повышает напряженность.

Место проведения: летом — лесные поляны с хорошо выраженными тропинками и едва различимыми тропочками; зимой или в плохую погоду — просторное закрытое помещение с коридорами, лестницами и холлами. Желательна система плотной изоляции окон от дневного или вечернего света и возможной внешней визуальной информации, не запланированной содержанием инициации.

Время проведения: вечер (17.00—18.30 или 19.00—20.30 — в зависимости от времени года).

Количество участников: группа (7 — 25 человек) или все участники программы (до 50 человек).

Оборудование:

1 — свечи — 50 шт. для обозначения маршрута, для создания нужного антуражf и настроения; спички (несколько коробков);

2 — сухие ветки для костра;

3 — чучела, одетые в КЗС (костюм защитный сетчатый) — 4 шт.;

4 — полые дыни, тыквы, арбузы с вырезанными глазницами, носовым и ротовым отверстиями (в ночи будет зажигаться свеча «в пустой голове» и перемещаться вдали от дорожки);

5 — мешок смеха (в нужный момент из темноты раздается громкий заразительный смех); магнитофонная запись плохо дифференцированных звуков, вздохов, всхлипов.

6 — бельевая веревка — 50 м для фиксации чучел на дороге;

7 — шпагат — 100 м для установки нефиксированных препятствий на уровне пояса, а также для организации ориентира движения по заданному маршруту.

8 — волейбольная сетка (внезапно падает сверху на проходящего);

9 — человеческий скелет (стандартное учебное пособие);

10 — пластмассовое ведро с водой. В ведре на дне — небольшие гладкие камушки числом около семидесяти; на поверхности плавают водоросли и древесные листья;

11 — кусок веревки с 10—15 флажками;

12 — несколько простыней (для декорирования фигур взрослых, проводящих инициацию и изображающих «приведения»);

13 — черный балахон, скрывающий очертания фигуры;

14 — надувной матрас;

15 — предметы, которые могут смутить воображение: нестандартно одетые размалеванные куклы с выражением ужаса или злобного коварства на лице; одежда разложенная по ходу маршрута в виде лежачего в неестественной позе человека и др.
Форма одежды инициируемых: спортивная одежда; брюки, закрывающие колени; спортивная обувь.

Инициацию страхом проводят около 10 взрослых, которые находятся во всех ключевых точках маршрута.

Проверка готовности. Беседа

I, II. Организационный и подготовительный этап

Подростки готовятся к инициации особенно тщательно — им предстоит пройти эмоционально сложное испытание. Следует не допустить случайной травматизации. Группы тренируются быть в правильной экипировке; готовятся физически и психологически.

С этой целью подростки под руководством психолога совершают поздние прогулки в условиях сенсорной депривации, связанной с циклами времени суток. По очереди каждый подросток идет впереди группы как разведчик маршрута, оставаясь в это время в темноте наедине с самим собой.

Вечернее и ночное время сами по себе вызывают у человека психическую напряженность в силу естественной, природной депривации. Напряженность вытекает из неукротимого стремления к самосохранению. Психическая напряженность является нормой активного бытия человека, она в известных пределах играет адаптивную роль — мобилизовать телесные и психические функции. Однако нормальная психическая напряженность может перерастать в чувство страха. Задача психолога состоит в психологической поддержке и сопровождении подростка в его путешествии далеко впереди группы сверстников.

Прогулки в ночи должны подготовить подростка к пребыванию в темном лесу, на темной дороге, научить его сдерживать свой страх, управлять напряженностью.

Необходимость быть готовым к экстремальным условиям

Подросткам предлагается программа «Поведение в экстремальных ситуациях», которая строится из трех разделов.

Раздел 1. Спецкурс «Человек в экстремальных условиях»

Темы:

1.1. Экстремальные природные условия;

1.2. Экстремальные условия техногенных катастроф;

1.3. Экстремальные условия межэтнических отношений;

1.4. Человек в толпе;

1.5. Психическая напряженность и страх: полифункциональное влияние на самочувствие и поведение человека.

Раздел 2. Практические занятия

Темы:

2.1. Вводные беседы о поведении человека в экстремальных условиях;

2.2. Поведение, организующее выживание в экстремальных условиях;

2.3. «Тестирование» и физическая подготовка на специальных тренажерах.

После физической подготовки в освоении правил падения, прыжков, удержания равновесия и др. используются специальные упражнения на тренажерах.

Специальные тренажеры

Приведем описание оптокинетического барабана, рейнского колеса и малой центрифуги.

Оптокинетический барабан

Представляет собой неподвижно закрепленное на полу кресло, окруженное цилиндром (диаметр — 150 см), раскрашенным изнутри косыми черно-белыми полосами. Испытуемый садится в кресло и смотрит перед собой. Барабан начинает вращаться (период вращения — 68 оборотов в минуту), черно-белые косые полосы во время вращения раздражают зрительный анализатор, через который идет воздействие на вестибулярные системы организма человека. У испытуемых возникают иллюзии вращения кресла, «ввинчивания» в пол или потолок, расширения или сжатия пространства, а так же иллюзия «зеленой полосы».

Оптокинетический барабан служит для исследования вестибулярной устойчивости в условиях перемещающегося пространства. Возможны страхи, связанные с иллюзиями, возникающими в оптокинетическом барабане.

Рейнское колесо

Рейнское колесо, называемое также осевым, или спортивным колесом, предложено немецкими учеными в 1939 году для тренировки летчиков.

Колесо является штатным тренировочным снарядом для подготовки летчиков, космонавтов, воинов, десантников, спецподразделений. Изготовлено в виде закрепленного вертикального двойного кольца из металлических труб, внутри которого находятся специальные крепления для рук и ног. В исходном положении подросток-испытуемый фиксируется с помощью привязных ремней за руки и ноги. Колесо перемещающимися движениями приводится во вращение. Подросток, периодически оказывается при этом вверх ногами и вниз головой, то в позе человека, изображенного на рисунке-модели Леонардо да Винчи.

Рейнское колесо служит для тренировки вестибулярного аппарата в двух проекциях — сагитальной (передней) и боковой. Возникающие страхи связаны с быстрой сменой положений тела и артастатическими изменениями (голова — ноги).

Малая корзинчатая центрифуга рюмочного типа

Малая корзинчатая центрифуга изготовлена в виде круговой площадки диаметром 98 см с перилами. Испытуемые встают на площадку спиной к периллам, после чего центрифуга начинает вращаться (период вращения — 80 оборотов в минуту). Таким образом, создается перегрузка на угловых ускорениях 1,96g.

Центрифуга служит для тренировки вестибулярного аппарата и моделирования перегрузок на угловых ускорениях. Кроме того, на центрифуге проверяется координация движений, мышечная реакция. Для этой цели разработан комплекс упражнений, дающий возможность проводить функциональные пробы. Подросткам ставилась задача после того, как центрифуга раскрутится до скорости, дающей почти двойную нагрузку (вес тела увеличивается вдвое), оторваться от перилл и встать двумя ногами на квадрат, нарисованный в центре. Подростковые страхи связаны с вестибулопатией (укачиванием), с быстротой вращения и с затрудненным управлением телом в условиях перегрузки.

После испытаний на описанных аппаратах подростки рефлексируют свои переживания, отвечая на специально сформулированные вопросы.

Нарабатывание телесных и психических навыков

Так же прорабатываются: прыжки с высоких предметов или природных объектов; переход по неустойчивому бревну; бег на ходулях и много других аналогичных упражнений, требующих смелости и сноровки.

После каждого упражнения, повторенного многократно до успешного его выполнения, подростки в группе обсуждают свои эмоциональные переживания и телесные ощущения — от момента физической и психической напряженности до момента переживания чувства радостного облегчения от ощущения владения своим телом и своими эмоциями.

Суть психологического сопровождения подростков — в обучении не только владению своим телом и своими эмоциями (спонтанно возникающим страхом), но в способности тонко рефлексировать на свои объективные возможности и в готовности развивать свое тело и свой дух.

После подготовительной работы в процессе практических занятий подростки чувствуют себя более уверенно. Психолог начинает готовить их к испытаниям в условиях сенсорной депривации (в позднее вечернее время испытание на тропе инициаций).

Дальнейшая подготовка осуществляется через походы с ночевкой в лесу, через рассказы о трудных и страшных ситуациях, через реально созданные для подростков испытания.

Включенное наблюдение и рефлексии подростков показывают: преодоление негативной психической напряженности и страха остро переживается подростками как победа над самим собой. Это побуждает к развитию чувства личности и самоуважения.

В день проведения инициации страхом.

Форма одежды инициируемых: участники экипированы в спортивную форму (или в КЗС) в соответствии с температурой воздуха; обувь — спортивная.

Проверка готовности

I. Организационный этап

Сбор группы, проверка экипировки и психологической готовности пройти инициацию самоконтролем и самоограничением в условиях тишины и шумов ночного леса, когда из-за отсутствия возможности видеть поднимается естественное для человека чувство тревоги и даже страха.

Беседа

II. Подготовительный этап

Установочная беседа проводится на известной территории (лагерь, палаточный городок и т.д.). Показывается важность для человека умения жить и эффективно действовать в условиях, требующих самоконтроля и самоограничения.

Инициация страхом — проверка способности следовать принятой на себя программе действия, способности к самоконтролю в ситуациях неопределенности (сенсорная депривация и неожиданное появление дистантных и контактных раздражителей) и преодоление страха, психической напряженности.

Подросткам гарантируется, что они будут защищены от физических увечий, что ситуация будет находиться под контролем психологов и других взрослых.

После подготовительной беседы переходим к инструкции.

Основным условием инициации страхом является самообладание и присутствие духа инициируемого при беззаговорочном следовании инструкциям от начала испытания до его окончания.

Запрещается: переговариваться друг с другом, кричать. Надо стараться, выполняя инструкцию, не обнаружить себя предполагаемому противнику. Запрещается: обсуждать и нарушать команды и инструкции. Нельзя звать на помощь. Нельзя искать дороги назад и возвращаться обратно, если тебя отправили в путь. Тот, кто готов пройти испытание, должен с этого момента выполнять все указанные условия.

С тропы инициации можно сойти в любой момент. Для этого надо громко сказать: «Я схожу с дистанции». Взрослый, ответственный за этот участок дистанции тут же подойдет и проводит к месту сбора всей группы.

Собравшимся подросткам объявляют, что каждый должен спросить себя: «Готов ли я к испытанию страхом?» Если кто-то не готов, он должен покинуть группу. При этом на последующих инициациях он не будет участвовать автоматически. После подтверждения готовности пройти инициации подается команда: «Вступившие на путь инициации! Встать! В колонну по одному стройся! Дистанция два шага. Прямо шагом марш!»

До места проведения основной части испытания группа передвигается в колонну по одному.

«И был страх на всех живущих вокруг них» [Лк. 1; 65]

III. Собственно инициации страхом

Вариант ситуации в природных условиях

Вариант 1. Летом в погожий день

Подростки размещаются на поляне вокруг костра. Дается распоряжение: «не отвлекаясь на происходящее вокруг молча смотреть на огонь». Поочередно с интервалом в 1—2 минуты подростков по одному отправляют на тропу инициаций. При этом, прежде чем направить очередного подростка на тропу инициаций, ему завязывают глаза и при остальных, сидящих у костра, уводят в направлении севера. Другого — на запад. Третьего — на восток. Четвертого — на юг. У участников инициации должно создаваться впечатление, что все они уходят от костра в разные стороны.

В действительности каждого подростка выводят на единственную тропу в 50—60 метрах от костра — тропу инициаций (тропа должна проходить по лесу таким образом, чтобы на нее в это время не светила луна, или инициация должна проходить в пасмурный вечер). На тропе каждый подросток находится около 10 мин. Он следует заданным маршрутом, исполняя предложенную инструкцию (например следовать по направлению, которое указывают горящие свечи; сворачивать в клубок шпагат на определенном этапе маршрута и тем самым двигаться в заданном направлении; найти предмет по образцу в диаметре 0,5 м от фиксированного конца шпагата и др.).

Испытание 1

На тропе установлены чучела человеческих фигур. В ночи их видно на фоне звездного неба. Подросток должен пройти мимо этих квазилюдей. Рядом с чучелами находится один из психологов, который обеспечивает безопасность испытуемого при прохождении по маршруту.

Испытание 2

Через 15—25 м от места первого испытания на расстоянии от дороги в течение 10 с мелькают и перемещаются две «головы», светящиеся глазными отверстиями, а также отверстиями носа и рта (тыквы или др.).

Испытание 3

Через 5—10 м возле дороги раздается смех (мешок смеха) или записанные на магнитофон трудно распознаваемые звуки.

Испытание 4

Через 10—20 м дорогу преграждает шпагат, который представляет собой нефиксированное препятствие на уровне пояса. Второй вариант: при приближении подростка к определенному кусту он начинает раскачиваться и шуршать ветками (за счет подергивания привязанного к его веткам шпагата).

Испытание 5.

Через 5—10 м навстречу инициируемому на тропу неожиданно выходит закамуфлированный человек. Молча, он поднимает руку над своей головой. Выдержав время и дав подростку отреагировать на свое появление, взрослый спокойно заговаривает с подростком и направляет его на следующее испытание. (Важно, чтобы силуэт взрослого был неузнаваем.)

И так далее. Подросток проходит все испытания. После чего подростка провожают на вторую поляну — поляну релаксации.

На второй поляне подростка, завершившего свой путь инициации, встречает следующий психолог. Психолог размещает одного за другим пришедших с тропы возле костра; начинает работу по снятию психической и телесной напряженности.

Психолог устанавливает доверительный контакт, проводит экспресс-психомассаж, предлагает накинуть на себя одеяло. (Это дает ощущение защищенности). После чего подростку предлагают в ожидании других участников молча расположиться у костра и постараться разобраться со всеми своими переживаниями по поводу инициации страхом. Вновь пришедшего все встречают молча, доброжелательно — с ним приступает работать психолог.

Желательно, чтобы тропу инициаций страхом первым прошел младший по возрасту ребенок (в группе, в лагере, в отряде). При этом его должен молча сопровождать взрослый, который будет следовать за ним шаг в шаг. Если самый младший испугается и вскрикнет, его услышат подростки, сидящие в безмолвии у костра на первой поляне. Следующая за этим спокойная речь ребенка и сопутствующего его взрослого станет для всех знаком того, что инициацию пройти можно. Главное — выполнять все инструкции.

Рефлексия

IV. Подведение итогов

После прохождения маршрута всеми подростками выдерживается общая пауза в 10—15 мин. Всем предлагается еще раз отрефлексировать свои переживания, оценить свои эмоциональные и волевые качества при прохождении инициации. При этом результаты рефлексии могут не разглашаться самим инициируемым, если он этого не пожелает.

Психолог предлагает подросткам поделиться друг с другом чувствами и мыслями, пережитыми во время инициации.

Ведущие благодарят всех участников за проявленную организованность, умение владеть собой и поздравляют с успешным прохождением инициаций. Проявление слабости, как и проявленная инициативность, смелость не оцениваются.

В заключение психолог подводит итог по прохождению инициации страхом.

Инициация страхом дала возможность каждому подростку проверить себя на способность эмоционально и волево противостоять ситуации, вызывающей естественную тревогу из-за сенсорной изоляции (из-за темноты, когда «не видно ни зги») и несмотря на это пройти предначертанный путь, выполнить полученные задания и справиться с появлением пугающих дистантных и контактных раздражителей. Это сложная инициация, но каждый, прошедший этот путь, сумел преодолеть себя и сделать шаг в осознании необходимости проникнуться пониманием значения самоконтроля, познав потенциальные возможности собственной личности, своего «Я». Для каждого важно оценить свои достижения и не корить себя за пережитый страх. Каждый продвинулся в своем развитии.

Ритуал

V. Ритуальные действия

«Возьмитесь за руки, встанем вокруг костра. Пусть тепло и свет отодвинут холод и темноту ночи. Пусть образ костра в ночи будет возникать перед каждым из нас всякий раз, когда обстоятельства жизни потребуют от нас самоконтроля. Пусть огонь нашей души даст нам возможность противостоять ночи опасных обстоятельств. Сжимая руки, скажем все вместе: «За эту ночь я понял: я могу еще раз пройти инициацию страхом! Я могу и хочу пройти это! Я могу пройти подобное этому! Я могу!»

После чего психолог еще раз поздравляет всех с прохождением инициации страхом.

Через день подростки пишут рефлексивные отчеты о пережитом. Подростки пишут о своих мыслях и чувствах:

• Что я узнал о себе нового, пройдя инициацию страхом?

• Как изменило меня испытание одиночеством в условиях, провоцирующих страх?

• Что для меня было самым трудным?

• В чем я доволен собой?

• Могу ли я еще раз пройти это?

Приведенные сценарные разработки инициаций за своим внешними сюжетами достаточно иллюстрируют контекст работы с подростком по психологическому сопровождению развивающейся личности. Подростки по психологическому существу своего возраста с детской радостью принимают условия инициаций и их сюжетные линии. Но по тому же психологическому существу возраста они с глубокой серьезностью рефлексируют на свои чувства, достижения и просчеты, уходя далеко за пределы внешнего сценария.

Именно в инициациях наглядно взаимодействуют «Мы» и «Я» — две ипостаси человеческой сущности.

Соединяясь с другими в ситуации инициации, идентифицируясь с ними («Я — как все»), рефлексируя на себя как часть общего («Я — в Мы»), обретая радость и удовлетворение от пребывания в общей ситуации равных испытаний, подросток стремится дорасти до лидера этой ситуации — другого подростка, способного первым принять условия инициации, согласиться быть первым (ведущим) инициируемым, рефлексирующим на всю ситуацию в целом и тем самым сознательно (или бессознательно) превращая остальных в последовательных исполнителей всего сценария инициаций. Так как вся ситуация инициаций изначально добровольная, всякий подросток, следуя за лидером ситуации, пребывает в ощущении свободы собственной воли и, одновременно своей соединенности с групповым «Мы». Следуя за лидером, он продвигается в своем развитии.

В то же время, обособляясь от других в ситуациях инициаций («Не путайте меня с другим!»), рефлексируя на себя как уникальную, ни на кого не похожую личность («Я — это Я»), обретая уверенность и чувство глубокого удовлетворения своими достижениями в ситуациях испытаний («Я могу пройти это!», «Я могу пройти подобное этому!»), подросток стремится к еще большим личным достижениям. Специально организованные условия инициаций содействуют развитию рефлексии на себя и взятию ответственности за себя, затем — и других. Здесь удовлетворение от способности к следованию нормативным ожиданиям и сладость от свободы выбора и волеизъявления. Таким образом «Мы» и «Я» диалектично взаимодействуют.

Вариант 2. Зимой или в непогожий день

Все подростки размещены в помещении при свете малого числа свечей. Дается распоряжение: «Не отвлекаясь на происходящее вокруг, молча смотреть на огонь ближайшей к тебе свечи». Поочередно с интервалом в одну минуту подростков по одному направляют на маршрут, обозначенный зажженными свечами. На маршруте каждый подросток находится около десяти минут.

Маршрут разбит на отрезки, каждый из которых контролируется одним или двумя взрослыми.

Испытание 15

Полумрак. Из дверного проема, мимо которого проложен маршрут, раздаются невнятные звуки и шорохи. Затем подросток видит, как световспышкой озаряется страшная рожа.

Испытание 2

В полумраке на лестничной площадке, по которой проходит подросток, прислонилось к стене чучело в парике и кепке. Надо пройти близко от этого чучела.

Испытание 3

Полумрак. На маршруте вдруг попадается чучело, сидящее на стуле в причудливой позе.

Испытание 4

Поперек маршрута протянута веревка с флажками, которая резко вздергивается при приближении инициируемого.

Испытание 5

Сбоку от маршрута подростку в нише открывается освещенный свечами человеческий скелет.

Испытание 6

В полумраке рядом с маршрутом подросток видит живую фигуру в белом, неожиданно издающую тоскливый вой.

Испытание 7

На маршруте вдруг из темной ниши вылетает надувной матрас, который падает рядом с подростком.

Испытание 8

Из темноты появляется карлик в черном балахоне (человек, перемещающийся на корточках) и скрипучим голосом спрашивает подростка: «Не боишься идти дальше?» Сзади карлика подергиваются устрашающие куклы в немыслимых балахонах.

Испытание 9

Подросток видит ведро с водой, камнями, водорослями и сухими листьями. Он помнит: из ведра надо достать один камушек — это разрешение на дальнейшее движение. У основания ведра стоит зажженная свеча. В темноте это создает оптический эффект, при котором внешний контур ведра хорошо освещен, а внутренняя поверхность представляет собой «черную дыру» — совершенно не видно, что находится в ведре. Когда он подходит поближе, сверху неожиданно падает волейбольная сетка.

Испытание 10

В соответствии с инструкцией подросток должен, опустив руку в ведро, достать оттуда один камешек, который послужит пропуском на последнем этапе инициации. Когда подросток пытается опустить руку в ведро, из темноты неожиданно раздается трудноопознаваемый звук. Наличие в ведре воды, листьев в сочетании с неожиданными звуками оказывает на инициируемого такое воздействие, что он немедленно отдергивает руку. При повторной попытке достать из ведра камешек, из далека доносится шипение и стук.

Испытание 11

Со стороны спины идущего подростка доносится громкий топот, который приближается.

Каждый подросток знает, что он может попросить о том, чтобы его во время прохождения инициации сопровождал взрослый. В конце маршрута вожатый требует у инициируемого «пропуск» (камешек). Специальными приемами психолог снимает накопившуюся у инициируемого напряженность.

После инициации подростки рассаживаются в зале — для общей рефлексии. Психолог продолжает работу по снятию психической и телесной напряженности, он устанавливает доверительный контакт, проводит экспресс-диагностику психического состояния, предлагает высказаться по поводу пережитого.

Рефлексия

IV. Подведение итогов

Всем предлагается еще раз отрефлексировать свои переживания, оценить свои эмоциональные и волевые качества при прохождении инициации страхом. При этом результаты рефлексии могут не разглашаться самим инициируемым, если он этого не пожелает.

Психолог предлагает подросткам поделиться друг с другом чувствами и мыслями, пережитыми во время инициации; благодарит всех участников за проявленную организованность, умение владеть собой и поздравляет с успешным прохождением инициации. Проявленные индивидуальные слабости, как и инициативность, смелость не обсуждаются.


Психологическое сопровождение — психологический прием, технология взаимодействия ментора, лидера, просто старшего, взявшего на себя ответственность работать с подростками.

Психологическое сопровождение осуществляется с помощью выраженной идентификации и организации поведения подростка в ситуации депривации.

Соучастие и выраженная идентификация, внушение необходимости преодолеть свои сильно выраженные напряженность и страх могут побудить подростка к стремлению преодолеть свои внутренние проблемы. Техника идентификации направлена именно на лиц, находящихся в состоянии психологического напряжения или стресса.

В заключение психолог подводит итог по прохождению инициации страхом.

Инициация страхом дала возможность каждому проверить себя на способность эмоционально и волево противостоять ситуации, вызывающей естественную тревогу из-за сенсорной изоляции (из-за темноты) в сочетании с внезапными звуковыми, визуальными и тактильными раздражителями, и, несмотря на это, пройти предначертанный путь, выполнить полученные задания и справиться с появлением внезапных пугающих дистантных раздражителей. Это трудная инициация, но каждый, прошедший этот путь, сумел преодолеть себя и сделать шаг в осознании необходимости проникнуться пониманием значения самоконтроля в экстремальной ситуации, познав потенциальные возможности собственной личности, своего «Я». Для каждого важно оценить свои достижения, не корить себя за пережитый страх. Страх — нормальная эмоция человека. Каждый продвинулся в своем развитии.

Психолог еще раз поздравляет всех с прохождением инициации страхом. Инициация заканчивается ритуальными действиями.

Рекомендации психологам-организаторам инициации:

1 — четко давать инструкции;

2 — на подготовительном этапе делать акцент на социальной значимости овладения страхом;

3 — фраза: «Страх — нормальная реакция здорового человека на любую неопределенность» — рефрен всей инициации;

4 — не оставлять подростка без внимания во время инициации страхом: подбадривать его в пути и предоставлять ему возможность самостоятельно следовать по тропе испытаний;

5 — контролировать все условия проведения инициации;

6 — подросток в силу особенностей физического и социально-психологического развития нуждается в психологическом сопровождении со стороны профессионального психолога.

Стратегия психологического сопровождения подростка может осуществляться по следующим основным позициям:

• организация совместной рефлексии подростков на свои переживания в экстремальных ситуациях, провоцирующих чувство страха;

• поддержка каждого подростка как форма жизнедеятельности во временных детских объединениях;

• использование приемов и методов, связанных со сплочением и взаимопониманием подростков.

7 — инициации страхом могут создавать условия для преодоления негативной психической напряженности и страха. В случае победы над страхом у подростка возникает поднимающее его чувство личности. Психолог обеспечивает стратегию сопровождения личности подростка в условиях временных детских объединений.

Ритуал

V. Ритуальные действия

• Взяться за руки!!

• Повторим клятву вступившего на путь инициации!

«Мы — отроки России! Клянемся! Быть терпеливыми перед лицом испытаний! Укреплять свои волю, дух и тело! Брать ответственность за себя, за других, за человечество! На благо себе и во славу Отечества! Клянемся! Клянемся! Клянемся!»

Сценарий проведения инициации одиночеством (обособлением)

Обособление — действие и состояние личности. Обособиться — отделиться от других, выделиться из общего числа; уединиться.

Обособление — прежде всего механизм установления с другими обособленных отношений, дающих возможность сохранять свою индивидуальность за счет организации невидимой границы, предупреждающей вторжение во внутренний мир.

Обособленный человек — человек, который в известном смысле находится в одиночестве, сам по себе.

Обособление — амбивалентное состояние человека.

С одной стороны — это одиночество, которое дает возможность саморефлексии; это погруженность в область душевной и духовной внутренней жизни. Именно в добровольном уединении, в глубинах сознания происходит переработка информации, которая не дается линейному мышлению и быстрым эмоциям.

С другой стороны — это одиночество, которой взывает о помощи. (Вспомним у Вл. Даля: «Один и дома горюет, а двое и в поле воюют». «Один и у каши загинет». «Одному и топиться скучно». «И в раю жить тошно одному».)

Одиночество — специфическое социальное заболевание, которому подвержены люди в современных условиях (например, в условиях урбанизации).

Одиночество можно рассматривать как характеристику этапов онтогенеза. Так, в подростковом возрасте отрок может переживать острое негативное чувство одиночества. В тоже время подросток может открыть для себя позитивные стороны одиночества (уединения).

Разработанная нами инициация одиночеством имеет своей целью дать возможность подростку почувствовать, что человек может быть счастливым не только, когда он растворен в группе сверстников, в «Мы», но и когда он уходит в добровольное уединение, в позитивное одиночество.

Место проведения: Берег моря, край невысокого оврага, поляна.

Время проведения: с 20.30 по 22.30, в момент, когда солнце начинает быстро садиться за линию горизонта.

Количество участников: группа (15—20 человек) или весь коллектив программы (до 100 человек).

Оборудование: плотные подстилки, чтобы на них сидеть или лежать; свечи, спички; костровое место с собранными заранее сухими ветками на каждую группу (до 20 человек).

Проверка готовности

I. Организационный этап

Сбор на указанном месте; приветствие, обращенное к подросткам; проверка готовности оборудования (1—3 мин).

Постановка целей (5—10 мин).

Подростки уже прошли испытания послушанием, физическими трудностями, свободой, страхом. Каждый узнал о себе что-то новое, испытал, почувствовал свои особенности.

В новой инициации подросткам предлагается почувствовать себя в редкой ситуации — быть наедине с самим собой, испытать себя одиночеством. Обычно люди погружены в тесные взаимоотношения друг с другом и не всегда находят место и время для того, чтобы подумать о себе и о своем. Человеку для личностного роста очень важно уметь остаться наедине с собой. В обыденной жизни люди зачастую не успевают задать себе вопросы и ответить на них, не успевают заглянуть поглубже в тайники своей души.

На этот раз представляется такая возможность. Умение рефлексировать, то есть осознать свои желания, мысли, чувства, соотносить их с желаниями и чувствами других — одно из важнейших качеств зрелой личности, которое ценится в кругу людей в обыденной жизни, в искусстве (литература, театр, музыка), в религии и политике.

Перед инициацией даются последние указания и рекомендации, которым надо следовать. Выясняется готовность к этому испытанию.

После организационного этапа подростки по группам бесшумно идут на место, где будет проходить инициация одиночеством.

Беседа

II. Подготовительный этап

Все подростки из одного отряда встают в круг. Подросткам говорится о том, что в этот час им предстоит пройти очень важную инициацию одиночеством. В течение продолжительного времени каждый должен обособиться от всего мира, устремиться к самому себе. Для этого нужно молча погрузиться в одиночество. Каждый подросток получает свечу, которая будет гореть перед ним до конца испытания. Крохотное пламя свечи поможет сосредоточить внимание сначала на нем самом, а потом каждый уйдет в свои мысли и чувства. Это очень важно — научиться находиться с самим собой.

Прислушайтесь к себе. Подумайте о себе и своей жизни. Помечтайте и снова подумайте о себе. Обособление от других помогает развитию собственной личности. Позже вы вновь будете общаться друг с другом. Созерцание огня свечи поможет каждому обрести самого себя, познать свои глубинные проблемы, желания, чувства.

Нельзя разговаривать с кем-либо из окружающих — можно нарушить встречу с самим собой. Нельзя покидать свое место. Если удастся сосредоточиться на пламени свечи, можно перевести такой же сосредоточенный взгляд на уходящее солнце, на волны реки (моря), а чуть позднее на полной луне. Но главное — глядя во вне, уйти в себя.

Смотрите на пламя свечи и уходящее (заходящее) солнце и стремитесь навстречу с самим собой. Это не самое скучное занятие в жизни…

Подумайте о том, что представляет собой каждый из вас. Задайте себе вопрос: «Кто Я?» Какие мысли и чувства стоят за моим «Я». Представьте себя телесного. Улыбнитесь каждый сам себе. Подумайте о том, на что вы притязаете в жизни.

Подумайте о себе как юноше (девушке). Что вы представляете собой как юноша или девушка?

Каким вы были в прошлом, какой вы теперь (в настоящем) и каким видите себя в будущем?

Подумайте о себе как о гражданине своей страны, о своих правах и обязанностях.
Не бойтесь думать обо всем этом.

Почувствуйте свою соединенность с целям миром и свое место в нем. Почувствуйте свою уникальность. Обретите самих себя.

Помните, что вы не должны покидать свое место и нарушать молчание. Вас тихо пригласят в урочное время, в урочное место. Каждый имеет право на тишину и одиночество. Каждый обязан дать воспользоваться этим правом другому.

«У меня есть Я»

III. Собственно инициация одиночеством

Подростки получают свечи и рассаживаются на расстоянии 5 м друг от друга. Начинается собственно инициация на одиночество, которая продолжается 60 мин.

В течение этого времени психолог тихо спрашивает каждого подростка все ли с ним в порядке, не нужна ли ему помощь и поддержка. Он подходит тихо, чтобы не помешать, но со стороны взора подростка, чтобы не испугать. Тихо спрашивает и с готовностью отходит или коротко общается — по ситуации.

Через час психолог знаками приглашает каждого встать, собрать вещи и перейти к костру. Палец прижимает к губам — в знак сохранения молчания. (У костра собирается один отряд — до 25 подростков.)

Рефлексия

IV. Подведение итога

Психолог очень тихо предлагает каждому сохранить, сберечь то уникальное состояние, которое возникло у многих наедине с собой у пламени свечи.

«Многим из вас, очевидно, было нелегко длительное время находиться с самим собой. Ведь многие подростки не умеют еще черпать поддержку и интерес из общения с самим собой. Особенно младшие подростки. Однако школа инициаций продвигает каждого. Общаться с самим собой — радость, отдохновение, воспарение мыслей и чувств, но это и слезы, горечь, неудовольствие, печаль, даже горе.

Сегодня у каждого прибавилось знаний о самих себе.

Надо не расплескать свои чувства, нельзя дать уйти своим мыслям. Теперь очень тихо сядем (ляжем, встанем) вокруг пламени костра. При всех, но каждый сам по себе, глядя на огонь костра продолжим встречу с самим собой. Как легко от ветерка гаснет пламя свечи. Но еще легче человек переключается от хода своих мыслей и чувств во внешнюю жизнь. Сегодня мы учимся сохранять способность быть с самим собой.

Каждый поглощен своими мыслями и чувствами. «Кто Я?» «Кем я буду в этой жизни?» «Какой Я?»

Каждый наедине с собой…»

Ритуал

V. Ритуальные действия

Подростки «кормят» пламя костра, подбрасывая ветки в огонь. Смотрят на пламя и думают о своем.

Через некоторое время психолог предлагает уходить тем, кто уже готов покинуть это место. Но при этом предлагается не расплескать свое состояние и молча дойти до своей палатки, до своей постели. Молча лечь и продолжать думать о своем.

На следующий день проводится рефлексивный анализ. Подростки пишут о своих мыслях и чувствах:

• Что я узнал о себе нового при инициации одиночеством?

• Как изменило меня испытание одиночеством?

• Что было самым трудным?

На общем сборе через день-два после проведения инициаций объявляется, что подростки прошли с честью все инициации. Подводится итог пройденного пути.

«Каждый из вас самостоятельно прошел испытание послушанием, физическими трудностями, свободой, страхом, одиночеством. Во время инициаций каждый был обращен к самому себе и поэтому узнал о себе много нового, неожиданного. «Кто Я?» «Какой Я?» «Как Я отношусь к приказу?» «Готов ли Я исполнять приказ без ропота и возмущения?» «Почему Я должен уметь быть послушным?» «Почему мое послушание нужно Обществу?» «Какова степень моей свободы?» «Что Я считаю допустимым, а на что Я накладываю табу?» «Насколько категоричны мои суждения и ответственны мои поступки?» «Умею ли Я прислушиваться к себе духовному?» «Знаю ли Я свои физические возможности?» Вот на эти и многие другие вопросы вы уже можете отвечать более уверенно, чем до инициаций. Позвольте еще и еще раз поздравить вас с вашими личными достижениями».

После выступления психолога подростки высказывают свои пожелания по поводу содержания последующих инициаций, заявляют, в чем они хотели бы продвинуться в отношении личностного роста.

Психолог обязательно рефлексирует на предложения подростков по поводу содержания новых инициаций и предупреждает о том, что самостоятельное изобретение инициаций и их проведение чревато физическими и психическими травмами и может не развивать личность, а усугублять недостатки и формировать разнообразные комплексы. (Самодельные инициации могут превратиться в стигматизации.) Инициации должен проводить психолог.

В заключении психолог объявляет, что готовится следующий этап инициаций, проведение которого будет объявлено особо.

Инициации — методы психологического сопровождения подростка и содействия персонализации

Преобразованные знаниями о психологии подростков, старые как мир инициации, обращенные к современному подрастающему поколению, становятся новыми методами психологического сопровождения личности отрока при сохранении неизменного вечного интереса для человека введения себя в ситуацию испытания. Инициации традиционно представляют условия для развития личности, ее персонализации.

Социальные условия персонализации и деперсонализации

Проблема персонализации, являясь социально-психологической проблемой, неизменно сопряжена с проблемой деперсонализации. Амбивалентность персонализации-депресонализации выступает как две стороны единого социально-психологического явления. Человек может быть подвергнут деперсонализации стигматизацией, особенно в условиях уголовной среды.

Стигматизация направлена на деперсонализацию

В противоположность инициациям действия стигматизации направлены на деперсонализацию личности, формирования у нее комплекса социальной несостоятельности, аутсайдера, «ничто».

Стигматизация как феномен человеческой культуры

Изначально понятие «стигматизация» возникло еще в древней Греции: стигма — клеймо на теле раба или преступника. Сегодня это понятие используется в англоязычной психологии: stigma — вырождение; stigmatic — заклейменность позором.

Через стигматизацию человек переживает ряд превращений, благодаря которым происходит деперсонализация его личности.

Стигматизация осуществляется поэтапно

Особенность стигматизации состоит из этапов проведения человека по пути деперсонализации.

Первое условие стигматизации — выделение человека из числа окружения, возложение на него клейма и требование от него полного неукоснительного подчинения новым, депривирующим его требованиям.

Второе условие стигматизации — время, в которое осуществляется деперсонализация человека. Стигматизация происходит «здесь и теперь», лишая человека возможности контролировать и строить свое поведение в соответствии со своими ценностями и социальными познаниями традиционного общества (этноса, государства). Стигматизация контролирует и подавляет ум, волю и чувства отдельного человека или множества людей. Время стигматизации реально может длиться от нескольких часов и дней до многих лет.

Третье условие стигматизации — деформация личности, ее деперсонализация.

В общечеловеческой культуре стигматизация — существенная часть жизни людей: рабство, наказание преступников, деперсонализация людей в тоталитарных государствах, националистическая политика и т.д. Всякий раз отдельная личность или отдельный народ, подверженные стигматизации, изменяют свое самосознание, обретая всевозможные комплексы неполноценности.

Отдельная проблема — стигматизация в подростковой среде.

Стигматизация — «осада и стеснение, в которых стеснит тебя враг твой» [Втор. 28; 53]

Стигматизация личности в подростковой среде

Работа с подростками обнаруживает их психологическую готовность подвергнуть стигматизации более слабых или неугодных сверстников. Отроки нередко упражняются в навязывании друг другу уничижительных кличек, прозвищ, в создании ситуаций, дразнящих и унижающих чувство собственного достоинства кого-либо из сверстников; в высказываниях относительно ничтожности прошлого, настоящего и будущего своего сверстника и др.

В своеобразной, ориентировочно-исследовательской форме готовность к стигматизации сверстника — довольно распространенное явление в обычной, вполне законопослушной подростковой среде.

Как известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость в отрочестве. В отношениях возрастного равенства и неравенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений. В число способов входит расширенный диапазон возможных взаимодействий — от дружеских и лояльных до агрессивных и стигматификационных. При этом следует помнить: подростки вышли из разных условий; к одному и тому же возрастному периоду они достигли разного уровня психического и личностного созревания; у них уже определились внутренние позиции, но они еще должны научиться владеть навыками продуктивного построения отношений друг с другом.

Общество сверстников исключительно значимо для отроков

Как известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость в отрочестве. В отношениях возрастного равенства и неравенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений. В число способов входит расширенный диапазон возможных взаимодействий — от дружеских и лояльных до агрессивных и стигматификационных. При этом следует помнить: подростки вышли из разных условий; к одному и тому же возрастному периоду они достигли разного уровня психического и личностного созревания; у них уже определились внутренние позиции, но они еще должны научиться владеть навыками продуктивного построения отношений друг с другом.

Отношения стигматизации подростками друг друга

В период отрочества подростки развиваются в разном онтогенетическом темпе: одни еще совсем дети; другие — истинные отроки со всеми проблемами возраста; третьи — уже несут в себе элементы самосознания юношеского возраста. Во временных коллективах все вместе они создают весьма сложные объединения различных физических, психических и социальных типов, формально находящихся в едином возрастном периоде, а в действительности — столь далеко отстоящих друг от друга. Реальное неравенство особенно остро переживается именно в отрочестве, в период высокой сензитивности к успехам и неудачам сверстников. Отношения стигматизации подростками друг друга являются типичными отношениями возраста. Однако это переходящие отношения.

Стигматизация в асоциальной сфере

Другое дело — стигматизация в асоциальной сфере подростков. Подобно взрослым уголовникам асоциальные подростки стремятся усвоить всю традиционную культуру уголовного мира. В эту культуру составной частью входит традиция стигматизации не принятых, не угодных, отверженных.

В криминальной среде за счет стигматизации осуществляется выраженная деперсонализация личности. В этой среде стигматизация проявляется: 1 — в «кликухах» (кличках, прозвищах); 2 — в лишении признания или в постоянной угрозе этого лишения; 3 — в депривации половой идентичности, в частности в «опускании» (изгнании из группировки; насильном акте мужеложества; обыгрывании в карты); 4 — в лишении нормально ожидаемого «настоящего» и «будущего»; 5 — в создании специфической асоциальной среды, где власть над отдельным индивидуумом исключительно велика. Таким образом, стигматизация может происходить по всем звеньям структуры самосознания: 1 — имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека; 2 — признание на притязание; 3 — половая идентификация; 4 — психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); 5 — социальное пространство личности (система прав и обязанностей). Стигматизация настигает человека прежде всего в контексте звеньев самосознания.

В асоциальной среде, как об этом писал еще в 30-е годы Д.С. Лихачев, «за внешней распущенностью поведения скрываются жесткие, тесные, предусматривающие все, вплоть до мелочей, правила поведения».

Согласно Д.С. Лихачеву «поведение вора в своей среде ограждено и ограничено бесчисленным количеством правил, норм, своеобразных понятий о «приличии», «хорошем тоне», сложной иерархией подчинения друг другу. Каждое нарушение этих норм поведения карается воровским судом с оригинальным судопроизводством, с немедленным приведением в исполнение всегда жесткого наказания. Власть воровской среды над отдельным индивидуумом исключительно велика»6. Д.С. Лихачев указывал на тот факт, что в воровской среде бранное слово имеет знаковый характер и нацелено оно на то, чтобы непременно унизить того, на кого оно направлено: «Для характеристики той силы, которая придается бранному слову, укажем, что брань, обращенная не в пространство, «на воздух», как это обычно имеет место, а к вору, составляет оскорбление, смыть которое может, по воровским представлениям, только «кровь»7.

Особое значение в уголовной среде обретают клички. «Вор, принимая ту или иную кличку, редко расстается с ней. Приятие клички — необходимый акт перехода в воровскую среду (своеобразный «постриг»). Каждый вор имеет свою кличку. Он татуирует ее или ее символ у себя на теле и не меняет ее даже тогда, когда она становится известной уголовному розыску, когда она явно вредит ему, когда по ней становятся известными все его старые судимости («задки»).

Несмотря на случайное происхождение, в кличке заключается особая гордость вора, его воровская «честь». Она предмет бережного охранения.

Изучение воровских кличек представило бы любопытнейший материал прежде всего для сравнения с тотемами первобытных народов. Кличку может носить не только отдельный вор, но и целая шайка; кличка так же, как у первобытных народов, заимствуется в ряде случаев из животного мира. Большинство кличек свидетельствует о каких-либо достоинствах вора, и только в качестве наказания за вором утверждается кличка, которая его губит и не дает подняться хоть несколько по сложной лестнице воровской иерархии во вред всем его усилиям (подчеркнуто нами. — В.М.)8».

Взгляды Д.С. Лихачева на воровскую среду сформировались не в кабинете, а внутри носителей своеобразной культуры взаимоотношений и специфического арго: Д.С. Лихачев собирал и обобщал свой материал будучи заключенным печально знаменитого СЛОНа — Соловецких лагерей особого назначения.

Во многих исследованиях асоциальных обществ показан общий тип взаимоотношений, речи и мышления независимо от страны, к которой принадлежат уголовные элементы. Лагерный язык всех стран — образец того, как под влиянием одних и тех же условий, производственных отношений вырабатывается один и тот же тип поведения. В языке засилье анально-генетальных значений, агрессивного жаргона и речевых штампов. В асоциальных сообществах существуют конвенциональные способы стигматизации.

Подростки должны различать сущность инициаций и стигматизаций

Стиль поведения взрослой уголовной среды не только добросовестно заимствуется криминальными подростковыми группировками, но его элементы проникают и в сферу общения законопослушных подростков. Важно, чтобы подростки научились различать сущность инициаций и стигматизаций. При этом важно, чтобы они научились считать стигматизацию сверстников неприемлемым для себя как личности способом воздействия на другого.

Наше NOU-HAU: условия, содействующие формированию у подростков чувства личности

Так как динамика числа преступлений, совершенных подростками, неизменно возрастает, следует помнить о том, что возрастает и стремление асоциальных подростков к жесткой деперсонализации сверстников за счет стигматизации. Профилактика в законопослушной среде подростков может предупредить негативный опыт распространения стигматизации на ближнего.

Специально организованные условия (наше NOU-HAU), инициации в том числе, содействуют развитию чувства личности у подростка и преодолению побуждений стигматизации своего сверстника.

Подросток с выраженным чувством личности не будет подавлять другого и сможет сам выстоять перед напором стигматизации со стороны сверстников.


  1. Продолжение. Начало в № 1. 2000. С. 79—89.
  2. Всеобщая декларация прав человека — важнейший социально-политический документ современности, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и закрепивший в мировом масштабе основополагающие принципы и нормы, определяющие с поизиций подлинного гуманизма и демократизма общий социально-экономический и политический статус личности.
  3. Короленко В.Г. Река играет: Рассказы. М.: Правда, 1984. С. 473; 477—478.
  4. Дарвин Ч. Эмоции животных и человека: Сочинения. Т. 5. М., 1953.
    С. 659—885.
  5. Сюжеты испытания страхом могут быть предложены самими подростками. В наших инициациях многие сюжеты были предложены Л.М. Проценко и Ф.А. Сидоришиным и другими ведущими инициаций.
  6. Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи. В кн.: Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. М.: Края Москвы, 1992. С. 359—360.
  7. Там же. С. 362.
  8. Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи.
    В кн.: Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. М.: Края Москвы, 1992. С. 364.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности