|
|||
Авторизация
|
Наша презентацияСтр. «4—23» На пути построения концепции воспитания подростков в условиях временных объединенийВ XX в. в Европе и СССР социализация подростков эффективно осуществлялась методами, успех которых сегодня можно объяснить с точки зрения феноменологии личности — ее естественной психологической и социальной сущности. Воспитание подростков в XX веке осуществлялось в детских и подростковых организациях, ставших известными в мире. В первую очередь к их числу следует отнести Скаутинг, Гитлерюгенд и Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина. Обратимся к обсуждению психолого-педагогических основ этих организаций, которые каждая по-своему выступали как условие развития обеих сущностей человека — как социальной единицы и уникальной личности. I. Методы воспитания подростка во Всемирной организации скаутинга Как известно, основатель Скаутинга — лорд Баден-Пауэлл (1857—1941). В XX в. практически нет ни одной детской организации, которая не использовала бы в своей работе скаутский метод. С 1907 г. по настоящее время в скаутизме прошло более 250 млн. участников 172 стран мира. Всемирная организация скаутского движения считается одной из самых многочисленных и наиболее влиятельных детских организаций. Скаутский метод прост и понятен. В Скаутинге присутствуют эффективные приемы и методы организации сотрудничества. Эти приемы социализируют и расширяют границы самосознания подростка1. I. ЦЕЛИ скаутинга направлены на развитие тела и духа детей и подростков, приобретение ими общего жизненного и социального опыта, на развитие нравственных качеств. Скаутинг учит бережному отношению к природе и выживанию в природных условиях. Скаутинг учит социализации: преодолевать трудности, индивидуальной дружбе и готовности оказывать поддержку многомиллионному отряду скаутов: «Скаутинг — это огромная семья». Скаутинг развивает ценностное отношение к религии своего народа. Скауты учатся оказывать помощь друг другу, семьям друг друга, соседям, народу своей страны и людям всех стран. Скаутинг учит дружбе, товариществу. Скаутинг формирует способность к личной ответственности, готовит к социальной зрелости. Все знания и навыки, сформированные в Скаутинге качества характера должны служить скауту всю жизнь. II. МЕТОДЫ Для работы со скаутами были интуитивно подобраны методы, которые отличались точностью и соответствием человеческой психологии. Баден-Пауэлл был военным человеком. Он заимствовал из опыта регулярных армий принципы их организации — военную атрибутику, ритуалы и знаковые системы. Армии испокон века оснащались ритуалами и знаковыми атрибутами, которые психологически верно воздействовали на людей. Б.-Пауэлл, по существу, сделал перенос из эмпирического опыта объединения людей в боевые группы и армии, начавшегося еще в родоплеменных культурах и продолжающегося по сей день на уровне современных цивилизаций. Анализируя принципы объединения подростков в Скаутинге, мы имеем возможность с удивлением констатировать, насколько талантливо Б.-Пауэлл идентифицировался с феноменологическими особенностями подросткового возраста. Ведь в начале XX века психология подростка как наука была еще в зачаточном состоянии. Сегодня мы знаем, что подросток — прежде всего человек социальный, поэтому он сензитивен ко всем условиям, которые значимы для человека зрелого. Этими условиями являются исторически обусловленные реальности: 1 — реальность предметного мира; реальность образно-знаковых систем; 3 — реальность социального пространства; 4 — природная реальность. Феномен указанных реальностей состоит в том, что при всем их различии в каждый исторический момент и при всех различиях отношений человека к этим реальностям в разные исторические эпохи и с точки зрения разных внутренних позиций каждой личности, эти реальности имеют свои константы, которые действуют на сознание человека сходным образом. Предметный мир; знаковые системы; ритуалы, права и обязанности; природа — все эти реальности участвуют в создании условий, объединяющих людей в значимые для них группы и сообщества. Б.-Пауэлл угадал объединяющие подростков условия и создал систему популярной организации. Перечислим принципы организации и методов работы Скаутинга. 2.1. Скаутинг исходит из совместной жизни и деятельности подростков. В отрочестве, как известно, общение со сверстниками во всех видах деятельности приобретает исключительную значимость. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Следовательно, Скаутинг отвечает потребности подростка в сверстниках. 2.2. Скаутское движение имеет свои символы. Это скаутская эмблема, скаутские знаки отличия и символы. Скауты носят знаки отличия в виде нашивок на рукаве, которые обозначают их достижения. Скауты обязаны носить шейный платок (галстук). Галстуки в различных скаутских патрулях и группах самых разнообразных цветов — они могут быть близки к цветам герба края, города, местности. Скауты носят форму — сегодня форма разная, она зависит от географических условий, национальной традиции и др. Подростки пристрастно ориентированы на реальность знаковых систем, существующих в человеческом окружении. Они стремятся вникнуть в их суть, познать таинство их значений и смыслов. Но так как подростки психологически ориентированы на то, чтобы жить и действовать в вожделенном объединении, в «Мы», они психологически готовы принять их объединяющую систему своих, им принадлежащих знаков, которые как во взрослом мире обозначают иерархию отношений, символизируют национальную принадлежность и многое другое. Помимо знаков предметов Скаутинг изобрел знаки-жесты. Поднятая вверх рука, ладонь открыта вперед, три выпрямленных средних пальца сжаты вместе соединенным мизинцем и большим пальцем. Скаут делает так всякий раз, когда произносит скаутское Обещание и Закон скаутов. Этот знак символизирует три части скаутского Обещания: 1. Долг перед Богом. 2. Долг перед самим собой. 3. Долг перед другими. Этот жест означает мудрость, высоко поднятая рука — сигнал «внимание!». Все реагируют на такой знак лидера полным вниманием. Скаутский салют — государственному флагу, как уважение своему государству, скаутскому лидеру, как знак уважения к Скаутингу. Скаутское рукопожатие левой рукой — как знак дружелюбия и преданности. Жесты как знаки, которыми обмениваются подростки, имеют глубокую психологическую привлекательность. Жест-действие, принадлежащее подростку, которое он может производить или не производить по своему усмотрению. Подросток ориентирован на кодекс чести по духу своего возраста. При всей амбивалентности его поведения и возможности использовать унижающие других жесты (фига, кулак, кручение указательным пальцем у висков, «фак» и др.), подросток ориентирован на жесты, несущие в себе и объединяющие его со сверстниками. Ритуальные жесты скаутов психологически точно соответствуют ожиданиям подростка. III. ИДЕОЛОГИЯ 3.1. Для Скаутинга важно усвоить Обещание. Обещание в разных странах написано разными словами, но суть обещания одна. «Я обещаю сделать все, чтобы выполнить мой долг перед Богом и моей страной, помогать другим и подчиняться закону кабскаутской группы». Все слова Обещания специально расшифровываются. «Обещаю» — значит сдержать слово. «Сделаю все от меня зависящее» — значит приложить все силы, чтобы дело, которое взял на себя, имело хороший результат. «Выполнить мой долг перед Богом» — значит знать символы своей религии; следовать ее духовным заветам; использовать обряды своей религии в повседневной жизни; где и каким образом совершать обряды моления. «Выполнить мой долг перед своей страной» — значит заботиться о своей стране; гордиться свой страной; защищать свои права и права других людей; уважать окружающий мир; знать, чем твоя страна отличается от других стран; знать главные события истории своей страны; знать и выполнять законы своей страны. «Помогать другим людям» — значит помогать даже, когда не просят об этом; не ожидать вознаграждения за добрые дела. Кабскаут2 дает свое Обещание — акция инициации на физическое, нравственное и духовное испытание. Дети и подростки проходят социализацию через постоянные инициации, которые предлагает им сама жизнь. Не имея возможности разобраться в суровых требованиях многоплановой, амбивалентной жизни, они оказывают сопротивление любому требованию, ограничивающему их свободу. Другое дело, когда Обещание подросток берет на себя добровольно. Это утверждает его в собственных глазах и придает ему силу для прохождения взятой на себя инициации. Тем более что обещание обсуждается много раз и каждое положение обещания становится для ребенка предельно ясным. Старшие подростки дают свое скаутское обещание: «Клянусь моей честью, что я сделаю все от меня зависящее, чтобы: выполнить мой долг перед Богом и моей страной, помогать другим в любое время, подчиняться скаутскому закону». Все слова Обещания расшифровываются. «Клянусь моей честью...» — значит стремиться не попрать своей чести, прилагать усилия, чтобы жить в соответствии с высокими идеалами; значит идти к успеху честным путем, честно жить в этом мире, всегда честно поступать, «Я сделаю все от меня зависящее...» — значит использовать все свои способности и опыт, применять их на благое дело; значит стремиться сделать как можно больше; значит оценивать свои достижения по своим собственным высоким стандартам, не уравнивая их с другими; значит быть готовым к испытаниям. «Выполнить мой долг перед Богом...» — значит, что семья, скаутский лидер и священнослужители помогут познать и полюбить Бога; значит, что вместе с ними следует определить пути, которыми надо идти к достижению высших истин человеческого бытия; значит выполнять долг перед Богом в повседневной жизни, следуя мудрости учений религии; значит надо постоянно помнить о великой созидательной власти высшей духовной силы; значит находить эту силу в природе и космосе, в благорасположении людей; значит жить в соответствии с идеалами своей религии. Скаутское благословение звучит: «Пусть великий Бог будет с нами, пока мы не встретимся вновь!» Конституция страны дает свободу веровать и исполнять религиозные обряды; религия несет в себе правила гуманного сосуществования людей. Религиозные заповеди — это мудрые мысли, которые дают силы для веры в себя; мудрость религии дает силы правильно оценить свои собственные поступки других людей. Нравственные ценности учений станут основой поведения и уверенности в завтрашнем дне. Скаут обязан уважать право других исповедовать собственную веру и быть верным религии, отличной от своей. «Долг перед моей страной...» — значит изучать историю своей страны, узнавать о многих личностях, которые сделали все от них зависящее на благо Родины; узнавать о том, что одни это делали, мирно трудясь, другие — жертвовали жизнью. Узнать, что выполнение долга перед страной помогает стране быть сильной. Следует помнить, что каждый скаут — гражданин своей страны; следует делать все, чтобы семья, соседи, как частица родины, жили счастливо. Необходимо сохранять природные ресурсы, учить других уважать землю, так как земля сама по себе важное национальное достояние. Усилия каждого скаута необходимы. «Помогать другу в любое время...» — значит взять на себя тяжесть чужого груза; значит быть приветливым и дружелюбным. Принцип скаута — каждый день одно доброе дело. Oт этого мир станет лучше и добрее. Скаут дает свое Обещание добровольно, принимает на себя все обязательства. Инициация на новом уровне сложности и понимание ответственности: продвигает скаута в социальном развитии. Быть верным Обещанию, взятому на себя Слову — показатель высшего уровня духовного развития, показатель причастности к делу организации и основание для утверждения в себе так называемого чувства личности. Обещание — это Слово, сопровождаемое ритуальными жестами в присутствии сверстников и взрослых. Слово как знак служит средством выражения значений и смыслов за ним стоящих. Чистое слово Обещания, в условиях символизирующих начало инициации, раскрывает свои изначальные значения и смыслы в отличие от слов, которые потеряли свои изначальные значения и смыслы от частого небрежного употребления, «превращаясь в чудовищную массу отходов производства мысли и языка» (М.Мамардашвили). Слово Обещания, сопровождаемое ритуальными действиями в торжественной ситуации, западает в сознание и запечатлевается эмоционально. Торжественность происходящего побуждает подростка продвигаться в избранном направлении. 3.2. Для Скаутинга важно запомнить и выполнять скаутский закон. Каждый из одиннадцати пунктов скаутского закона выражен кратко, но наполнен глубоким и ясным смыслом. 1). Чести скаута следует доверять. 2). Скаут верен. 3). Долг скаута — быть полезным и помогать другим. 4). Скаут — друг всем и брат любому скауту. 5). Скаут вежлив. 6). Скаут — друг животных. 7). Скаут беспрекословно подчиняется своим родителям, а также приказам руководителя: патруля, скаутмастера. 8). Скаут улыбается и не унывает при любых трудностях. 9). Скаут бережлив. 10). Скаут чист в мыслях, словах и делах. 11). Скаут верен Богу, предан родителям, Родине и начальникам. В скаутском законе представлены те главные свойства человека, которые формируют в подростке человека — члена мирового сообщества. Скаутский закон расшифровывает все одиннадцать пунктов, ориентирует подростка на призыв «Будь готов» и действовать в соответствии со всеми пунктами Закона. Для того чтобы выполнять Закон, скаут должен быть: 1 — физически сильным; 2 — морально твердым; 3 — активным в развитии своего ума. Кроме того, скаут должен помнить о том, что «нация имеет успех не силой оружия, а силой характеров своих граждан». Успех метода в том, что от игровых ситуаций, естественных для возраста соревнований и испытаний себя физическими трудностями, подросток постепенно переходит к испытаниям морального характера. Он осваивает такие понятия как честь, здравый смысл, сдержанность, чистоплотность, ответственность, уверенность, воля. Обсуждая в кругу сверстников эти понятия, он практически овладевает качествами характера, которые стоят за этими понятиями. Скаута ориентируют на то, чтобы он был готов к жизни. Он должен быть собран, бодр, должен учиться. Только он сам определит наполненность каждого момента жизни. Он должен воспринимать жизнь как праздник и радоваться празднику жизни. Следует стараться прожить полноценно каждую минуту жизни. Скаутинг подводит подростка к пониманию высокой цены и пафоса Долга. Создание Скаутинга, по существу, было социально-педагогическим открытием психологически обоснованных условий воспитания. Скаутизм как движение и Скаутинг как метод легли в основу детских организаций XX века. Эти организации имеют разную идеологию и варианты работы с детьми. Однако методы работы со скаутами должны быть оценены как соответствующие психологии возраста подростка и общей природе психики человека. Сюда следует отнести: во-первых, потребность подростков в совместной жизни и деятельности, потребность в консолидации и чувстве «Мы»; во-вторых, выраженную зависимость подростков от исторически обусловленных реалий: предметного мира; значений и смыслов знаков и знаковых систем; социального пространства; природы; в-третьих, стремление подростков к испытаниям, которые позволяют им утвердить свои притязания на признание. Идеи Скаутинга были использованы другими системами воспитания, возникшими в первой половине XX столетия. II. Методы воспитания подростка в фашистской организации Гитлерюгенд Среди детских и подростковых организаций напрямую связанных с идеологическим воспитанием, стал Гитлерюгенд, возникший в Германии в начале XX века. Деятельность Гитлерюгенда была непосредственно связана с идеологией и психологией фашизма. Метод формирования верных нацистов среди юного поколения Германии стал еще одним уникальным социально-педагогическим и психологическим экспериментом. Гитлерюгенд — специальный социальный заказ фашистской Германии, истоки которого возникли из скаутского движения. Официальной датой возникновения юношеского нацистского движения считается февраль 1922 года. I. ЦЕЛИ Гитлерюгенда были направлены на достижение физической мощи, силы, здоровья, которые должны были обеспечить новому поколению превосходство над народами мира. Физическое превосходство напрямую связывалось с борьбой немецкой молодежи за чистоту арийской расы. Идеология Гитлерюгенда основывалась на нацистском учении о расовом превосходстве. В 1935 году А.Гитлер провел специальный закон «О защите крови», сам редактировал текст и дал строгое указание ничего в нем не изменять. Национальный менталитет и индивидуальные этнические комплексы самого А. Гитлера слились в стремлении занять исключительную позицию по отношению к евреям («Немцы! Освободитесь от еврейского господства!») и другим, не арийским народам3. В.Райх рассматривает фашизм как проблему масс4. Обнищавшие массы немецкого народа обратились к фашистской партии, которая предложила ему новую мифологию этнической элитарности. А.Гитлер пишет: «Политическая буржуазия скоро сойдет с исторической сцены. Для выполнения своей исторической миссии на сцену теперь выходит угнетенный класс... рабочий класс»5. При этом хотя фашисты исходили из интуиции и «у фашистов отсутствовало понимание используемого ими метода»6, они эмпирически точно обратились к использованию символов для организации «незаторможенных психологически масс», а также к использованию ритуальных форм как средства массового идеологического насилия. II. МЕТОДЫ обработки масс концентрируют в себе мифологию, идеологию, традиции и знаковые системы. 2.1. Символы Флаг нес в себе три цвета: красно-белое полотнище и черная свастика. Композиция флага имела знаковое содержание. А.Гитлер пишет: «Наш флаг олицетворяет программу наших действий. Красный цвет олицетворяет социальные идеи нашего движения. Белый цвет — идею национализма. В свастике заложена идея борьбы за победу арийцев и творческого труда, который всегда был и будет антисемитским»7. Свастика — графический символ фашизма. Хотя свастика, как графический символ известный еще в первобытной культуре по всему миру (в христианских катакомбах, в Британии, Ирландии, Микенах и Гаскони; у этрусков, индусов, кельтов и германских народов; в Центральной Азии и в доколумбовой Америке)8, в XX в. она стала символом фашистской Германии. В истории человечества свастике придавалась разное значение: свастика представляла верховное божество; она символизировала движение и силу солнца; она — «знак полюса» и др. В контексте анализа свастики в рамках фашистской идеологии она приобретает сексуальные значения и смыслы. Указывая на силу воздействия свастики на бессознательную эмоциональность личности и ее сексуальные ассоциации, В. Райх пишет о том, что большинство людей приходят к интуитивному пониманию ее сексуального значения. Свастика оказывает мощное воздействие на глубинные слои психики, определяя степень неудовлетворенности и интенсивности полового влечения человека. Свастике также придается значение честности и верности, что учитывает защитные стремления «моралистического эго»9. Свастике придавалось значений центра, основополагающего принципа, солярного знака. Как бы то ни было гитлеровская свастика в сознании многих поколений людей запечатлелась как один из значительных по силе воздействия символов ушедшего века. «Вот уж никогда бы не подумал, что этот знак способен вызывать такие сильные эмоции», — с удивлением на свои чувства напишет Сальвадор Дали в своем исповедальном дневнике,10 опубликованном в 1964 г. М.Шнайдер предложил свастике еще один вариант интерпретации — свастика является символом смены поколений11. Гитлеровский салют — нацистская форма приветствия, ставшая одним из проявлений возвеличивания фюрера. С 4 августа 1933 г. гитлеровское приветствие стало обязательным для всех граждан рейха. Это должно было свидетельствовать о национальном единстве и повиновении вождю. Была введена обязанность поднимать правую руку во время исполнения государственного и партийного гимнов. При встрече гитлеровский салют должен был сопровождаться словами «Хайль Гитлер!» или «Хайль!»12. Руны — древнейшие письмена среднегерманских и скандинавских народов, сохранившиеся на камнях, оружии, утвари и т.п. Руны использовались нацистами для подчеркивания своих расистских позиций. Руническому строю придавалось магическое значение — Гитлер использовал охранительное свойство рун. Две руны (соулу, зиг), символизирующие солнечный диск в движении, а также гром и молнию, составляли знак СС. Одиночная руна использовалась в эмблеме Гитлерюгенда с целью привить молодежи воинственность. Орел и дуб — в символическом ряду Третьего рейха были знаками апеллирующими к имперскому началу. Были и другие символы. Национал-социализм во главе со своим фюрером придавал символическому языку огромное значение. Тщательно подобранный из недр исторического прошлого Германии (ностальгия по прошлым временам) и разработанный на новой основе символический ряд должен был воздействовать на сознание масс и чисто магически убедить их в судьбоносности национал-социализма. Фашистская символика обладала определенной эстетикой и нравилась подросткам. Красивая военная форма, таинственная свастика, походы, палаточные города, слеты юных нацистов, заманчивая мифология перспектив — все это создавало особую романтику. III. ИДЕОЛОГИЯ Фашисты осознавали необходимость идеологической обработки всего населения и необходимость воспитания своей смены. А.Гитлер считал молодое поколение, воспитанное в духе идеологии фашизма, «гарантами будущего Германии». А.Гитлер считал, что цель образования должна сливаться с идеологией расизма. Образование молодежи рассматривалось исключительно с целью передачи такого опыта, который бы обеспечивал превосходство нации над другими народами. Гитлерюгенд — молодежная нацистская организация военизированного типа, главный кадровый резерв НСДАП. Была создана декретом от 1 декабря 1936 г. Принадлежность подростков и молодежи к Гитлерюгенду была обязательной. А.Гитлер заявлял: «Необычайно активная, властная, жестокая молодежь — вот это я оставлю после себя. В наших рыцарских замках мы вырастим молодежь, перед которой содрогнется мир... Молодежь должна быть равнодушна к боли. В ней не должно быть ни слабости, ни нежности. Я хочу видеть в ее взоре блеск хищного зверя...» Дети и подростки по возрасту и полу распределялись в организации в нацистские союзы. Мальчики: 10—14 лет — в Дойчес юнгфольк; 14—18 лет — собственно в Гитлерюгенд». Девочки: 10—14 лет — в Союз девочек; 14—21 года — в Союз немецких девушек. В программу воспитания подростков включались строевые занятия, обучение жизни в полевых условиях, соревнования, военные игры, стрельба. С помпой устраивались слеты гитлерюгендов. Была организована система военизированных, спортивных, научных, благотворительных и др. союзов молодежи. Фашистское влияние распространялось во все сферы общественной жизни, постоянно осуществлялся контроль над умонастроением молодежи. Подростки и молодежь, помимо предписанных для их организаций видов социальных обязательств и обязательной символики (например, свастика рун — у Гитлерюгенда одиночная руна — сиг), постоянно привлекались к массовым ритуалам. Прием и воспитание членов Гитлерюгенда было тщательным образом отрегулировано. Каждый мальчик, достигнувший десятилетнего возраста, был обязан зарегистрироваться в Имперской молодежной штаб-квартире. После тщательного изучения сведений о ребенке и его семье, где особое внимание уделялось его «расовой чистоте», он считался «свободным от позора» и зачислялся в младшую возрастную группу. Церемония приема была приурочена к дню рождения фюрера (20 апреля) в присутствии высокого партийного контроля. Переход в следующую возрастную группу происходил также помпезно. Достигшие 18-летнего возраста молодые люди могли вступить в национал-социалистическую партию и затем в СА или СС. С 19 лет молодые нацисты несли обязательную шестимесячную трудовую повинность в специальных трудовых лагерях. Затем следовала двух-трёхгодичная армейская служба в рядах вермахта. Таким образом, под бдительным нацистским контролем постоянно находилась немецкая молодежь в возрасте от 10 до 21 года. Фашизм — осуществление насилия над массами через доминирующую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологических воздействий. Корни фашистской идеологии уходят в прошлое Германии, источники можно найти в средневековье и даже предшествующие средневековью периоды. Например, в германо-скандинавской мифологии — «Песнь о нибелунгах» (около 1200)13, где речь идет о сказочных существах, великанах или людях огромного роста и необычной силы и о сокровищах нибелунгов. Нибелунги — демоны мрака, хранящие сокровища, — воплощение власти. Им принадлежит магически материализованное счастье, удача. Тема нибелунгов не только не иссякала из национального самосознания немцев, но и неоднократно интерпретировалась в мировой литературе нового времени, музыке и фильмах (немецкий кинофильм «Нибелунги», режиссер Ф.Ланг)14. Идеологи фашизма, претендуя на его историческое обоснование, обращались к теории сильной власти Н.Макиавелли (1469—1527), к концепции общества-государства Т.Гоббса (1588—1679), к идее организма в социологии XIX в. (Органическая школа), к философии Ф.Ницше (1844—1900), к «социализму» О.Шпенглера (1880—1936) и т.д. Помимо народной мифологии и философских предпосылок, фашизм имеет глубинные предпосылки в мистических и сектантских истоках: историки выявляют тайные арийские культы, повлиявшие на нацистскую идеологию. Внутри крайне правого крыла политической элиты формировались идеи искоренения ущербных существ и установления нового мирового порядка. Культовые идеи и практики ариософов соединили народнический немецкий национализм и расизм с оккультными идеями для подготовки грядущей эры немецкого мирового порядка. Ариософы видели решение национальных проблем в создании всегерманской империи, в которой негерманские национальности были бы лишены всех прав представительства и возможностей саморазвития. Национал-социалистическая партия заимствовала идеи арийско-германского превосходства, антилиберализма, а также новые идеи оккультизма. Весь этот конгломерат, как на это указывают исследователи, был органичен народной немецкой психологии и идеологии. В то же время национал-социалисты явно заимствуют принципы «коммунистической пропаганды»15. Постепенно фашизм укреплял свою идеологию, а «Гитлер на глазах становился все более гитлеровским»16. Он обращается к массам немецкого народа, его идеологи создавали революционные тексты: Мы — армия свастики, Поднимем выше красные стяги. Проложим для немецкого рабочего Путь к свободе. Провозглашая себя «революционным», фашизм использовал лозунги, слоганы, тактические приемы и организационные формы, связанные по своему происхождению с рабочим освободительным движением17. По способам воздействия на массовое сознание идеология фашизма как «религиозная концепция» может быть отнесена к системе культовых отношений, в которой человек рассматривается в его внутренней связи с высшим законом. Культовый характер идеологической системы фашизма определялся мифологизмом доктрины, канализацией эмоций и подсознания масс через отработанный в веках механизм ритуальных действий: символические, сценарно разработанные шествия; съезды; массовые сборища вокруг вождя. Венцом идеологического, политического и психологического воздействия на массы явился культ вождя, стоящего над массами, носителя абсолютной верховной власти, облеченного абсолютными полномочиями, воплощающего в своей персоне «дух нации» и т.п. Вождь непогрешим в делах нации и в обыденной жизни. Сакрализация власти вождя, присущая древним религиям, действовала на социальные реакции масс также неукоснительно и в XX веке. Существовавшая в Третьем рейхе практика создания образа вождя была ориентирована на фюрера как личность исключительную, волевую, без комплексов и человеческих слабостей. Фюрер всецело отдает себя служению нации. Народным массам преподносили культового героя, идола, чье величие достойно преклонения. Культовый герой — достояние самосознания людей родовой культуры — ему приписываются исключительные свойства, участие в мироустройстве, способность добывать и создавать блага культуры. Люди, превращенные путем современных технологий в массы, по своим социальным реакциям могут быть уподоблены людям из родовой культуры. Геббельс не раз провозглашал: «Мы являемся свидетелями величайшего чуда в истории. Гений сотворяет мир». «Благодаря ему мы снова стали нацией». Портреты и фотографии Гитлера можно было увидеть повсюду: в школьных классах, учреждениях, на железнодорожных вокзалах, уличных перекрестках. Куда бы ни пошел немец, отовсюду на него смотрел его вождь. Почтовые открытки изображали его в образе Зигфрида, величественно парящего в воздухе и разящего ужасных врагов. В энциклопедии Третьего рейха читаем: «В эпоху диктатуры возвеличивание Гитлера не было явлением уникальным. Бенито Муссолини в фашистской Италии и Иосиф Сталин в СССР также наделялись сверхчеловеческими качествами, превращались в символ тоталитарного государства. Культ личности создавался умышленно и был рассчитан на болезненные стороны человеческой психики, что позволяло одному человеку манипулировать миллионами соотечественников, не оставляя места для инакомыслия»18. Идеи фашизма, способы эмоционального воздействия, структура взаимодействий членов партии, центрированная на вожде, — все эти способы воздействия усиливались привлеченными символами. Растворение в массе людей было ориентировано на объединяющие обязательные эмоции. Ожидания сводились к тому, что в массе каждый чувствует себя равным среди равных, когда в центре действия Гитлер, как мессия. По рассказам современников, многие «сгорали от желания обратиться в этот порок». Подростки через свои организации принимали участие в этих акциях. Генеральная идея: «Один народ. Один фюрер». «Большие митинги» создавали условия для массоведных явлений, подминающих собой индивидуального человека. Отдельный человек терял способность самостоятельного суждения. Отслеживались традиционные мероприятия, так, например, 1 мая — официальный праздник День труда (великий смотр настоящего и будущего). А. Гитлер неустанно провозглашал: «Будущее — это вы, мои мальчики и девушки». В массовых действиях использовались эмоционально воздействующие эффекты: салюты, музыка, световые и цветовые оформления пространства площадей, демонстрации. Обращения всегда были направлены к немецкому народу как этнически исключительной расе. Для особо отличившихся были созданы отличительные знаки, изображающие фюрера. Идеология расового превосходства должна была пронизывать самосознание с раннего детства каждого члена германского общества. Физическое воспитание приобрело для нацистов первостепенную значимость, как одно из необходимых предпосылок национального процветания. Нацисты понимали значение идеологического воспитания молодежи для укрепления своей идеологии. Их стратегической целью было формирование нового поколения в духе фашистской идеологии, продолжателей дела нацистов. Помимо уже названных, в число задач, стоящих перед организацией, входили подготовка к военной деятельности, организация и распространение нацистского движения среди молодежи. И на самом деле в этом направлении национал-социалисты добились больших успехов. Движение юных нацистов распространялось с большой скоростью по всей Германии. Для работы с молодежью назначались наставники, которые проводили фашистскую идеологию среди молодого поколения. Приняв идеи А.Гитлера, детское движение постепенно превратилось в военную организацию. Концепция «солдат» стала основной для юношеского движения в Германии того времени. Развитие юного поколения, его нравственное и гражданское воспитание в организации связывалось с воспитанием в подростках уважения к своему великому немецкому прошлому, в культивировании расового превосходства и национальной гордости. Возникает и набирает мощь идеология нового долга, понимание нового предназначения немецкого народа как спасителя мировой цивилизации. Воспитывая преданность своему народу, нацисты обрабатывали подростков идеями о превосходстве арийской расы над всеми другими народами, внушали непоколебимую веру в ее превосходство. «Главной целью полного образования в государстве чистой расы должно быть разжигание расового чувства и чувства расового инстинкта, силы разума у молодежи, предназначенных для их безопасности. Ни один юноша или девушка не должны покидать школу без понимания необходимости и природы чистоты происхождения»19. В воздействии на подсознание и сознание молодежи использовались выдающиеся образцы немецкой науки, искусства и т.д. Великие имена германской истории должны были создавать образ непобедимых людей, преподноситься амбициозно, динамично и эмоционально. Особое трепетное отношение формировалось к немецкому языку, его чистоте, защите от дурного влияния других языков. Иностранный язык считался вредным и губительным для чистых немцев, разделяющим людей одной расы. Нацисты провозглашали, что ничто не объединяет людей так, как родной язык. «Тот, кто любит свою расу, самоотверженно демонстрирует это, тот готов стать таким же»20. В умах юного поколения методично создавался культ германской культуры и истории. В организации основное внимание уделялось воспитанию физической силы, которая должна была внушать страх другим, менее развитым народам. В школы ввели ежедневные занятия по утрам и вечерам по одному часу. Лучшим видом спорта признавался бокс. Третий рейх просуществовал 18 лет, но его методы воспитания, способы идеологического и психологического влияния на развитие подростков в Гитлерюгенде несомненно расширили мировой опыт организации детских и молодежных движений. Нацистами умело использовались тонкие психологические приемы воздействия на молодежь. Они ориентировались на общечеловеческую феноменологию массовой психологии и возрастные особенности подростков. III. Методы воспитания подростка во Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина Как и Скаутинг, пионерская организация имела свои цели и методы. Воспитание — процесс, специально организованный в соответствии с целями воспитания. Детское движение в России, начав складываться в первое десятилетие XX в. в рамках Скаутинга, после Октябрьской революции 1917 г. стало перерастать во Всесоюзную пионерскую организацию со своими целями и задачами. I. ЦЕЛИ коммунистического воспитания подрастающего поколения определяла Коммунистическая партия Советского Союза как руководящая и направляющая сила советского общества. Цели и задачи коммунистического воспитания практически осуществлялись: общеобразовательной школой, которая являлась основой системы народного образования; Ленинским комсомолом; Всесоюзной пионерской организацией им. В.И. Ленина; государственными учреждениями и общественными организациями, участвующими в коммунистическом воспитании молодежи, подростков и детей. Партия на каждом новом этапе социалистического и коммунистического строительства конкретизировала цели и задачи воспитательной деятельности комсомола и пионерской организации, выдвигала на первый план наиболее важные задачи работы общественно-политических организаций молодого поколения СССР. Организация стояла на идее о том, что дело построения коммунистического общества невозможно осуществить без целенаправленного воспитания: строительство коммунистического общества — единый процесс, в котором взаимосвязано решение экономических и социально-политических проблем с формированием личности, с обучением и воспитанием. При этом ставилась задача всестороннего развития человека, чтобы максимально раскрыть его творческие способности и дарования, обеспечить в единстве его умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Всесторонне развитого советского человека определяло марксистско-ленинское мировоззрение. Сверхидея воспитания состояла в том, что именно всесторонне развитый человек достигает наивысших творческих результатов в труде, научном поиске, создании культурных ценностей. Центральный Комитет КПСС в постановлении «О 50-летии Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина» отмечал: «Под руководством партии и своего вожатого — Ленинского комсомола пионерская организация вместе со школой, семьей и советской общественностью активно участвует в решении задач идейно-нравственного становления и всестороннего развития юных граждан»21. Задачи пионерской организации: 1 — учиться коммунизму. 2 — бороться за знания. 3 — формировать активную позицию пионера22. II. МЕТОДЫ работы пионерской организации были во многом заимствованы из Скаутинга. Принципы организации пионерской организации по своей структуре совпадают с принципом построения Скаутинга, но по идеологии принципиально отличны. Обратимся к принципам организации и методам работы. 1. Пионерская организация исходит из совместной жизни
и деятельности подростков. 2. Пионерская организация имеет свои символы. Вся совокупность символов объединяется общим названием — символика пионерской организации23. Положение о символах, атрибутах и ритуалах Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина предусматривает использование в воспитательной работе государственной символики, установленной Конституцией СССР. Пионерская организация воспитывает у детей и подростков глубокое уважение к Гербу, Флагу, Гимну СССР, а также к Гербу, Флагу, Гимну союзной республики. Эти государственные символы олицетворяют героическую историю, мощь и величие социалистической Отчизны. Воспитательное назначение символики пионерской организации, важность использования в ее работе государственных символов заключается прежде всего в том, чтобы в конкретной яркой, образной, эмоциональной и доступной пониманию детей форме разъяснить им: Красное знамя и красный флаг. Коммунистическая партия и комсомол доверили пионерским организациям и дружинам право иметь Красное знамя, отряду — красный пионерский флаг. Это были символы верности юного поколения делу Октябрьской революции, делу Коммунистической партии, символ верности Родине, чести и сплоченности пионеров. На Красном знамени Всесоюзной пионерской организации два ордена Ленина и Памятная лента ЦК ВЛКСМ. Первым орденом Ленина Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина была награждена 17 мая 1962 г. в связи со своим 40-летием за большую работу по коммунистическому воспитанию детей. Памятная лента ЦК ВЛКСМ вручена пионерской организации 30 июня 1970 г. на XVII Всесоюзном слете пионеров в Ленинграде за успешную работу по подготовке к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Вторым орденом Ленина пионерская организация награждена 18 мая 1972 г. в связи со своим 50-летием и за большую работу по воспитанию детей в духе ленинских заветов. Красное знамя торжественно вручалось представителями Ленинского комсомола пионерским организациям союзных и автономных республик, национальных округов, краевым и областным, городским и районным организациям, дружине школы, временной дружине пионерского лагеря. Образцы Красных знамен пионерских организаций и дружин устанавливал Центральный Комитет ВЛКСМ. На этих знаменах был изображен пионерский значок и начертаны слова девиза пионеров: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» На ленте, прикрепленной к древку знамени, — название организации или дружины. К древку знамени дружины прикреплялись также памятные ленты за успехи во всесоюзных и республиканских пионерских делах. Бережное отношение к Красному знамени было священным долгом каждого вожатого и пионера. Красный флаг вручался представителем комсомольской организации вновь созданному пионерскому отраду на торжественной линейке. Образец красного флага отряда также утверждался ЦК ВЛСКМ. На лицевой стороне флага был изображен пионерский значок. К древку флага прикреплялись лента с вышитым шелком почетным именем отряда, памятные ленты — награда за успехи в пионерских делах, например. Почетная лента Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина отряду — «правофланговому» Всесоюзного марша пионерских отрядов. Красный галстук и значок пионера. Красный галстук носил каждый пионер. Это был символ верности делу Великого Октября, символ нерушимого единства трех поколений: коммунистов — комсомольцев — пионеров. Галстук пионера — частица революционного Красного знамени. Беречь честь своего пионерского галстука — значит свято хранить честь Красного знамени. Значок — символ принадлежности пионера к единой массовой коммунистической организации детей и подростков Советского Союза. «Такой значок, — писала Н.К. Крупская в брошюре «РКСМ и бойскаутизм», — укрепляет связь между организацией и ее членами и усиливает ответственность члена за свои поступки»24. Пионерский значок представляет собой изображение пятиконечной красной звезды (символ единства, трудящихся пяти континентов) с профилем В.И. Ленина в центре звезды (знак принадлежности ко Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и верности пионера ленинским заветам), выше верхних лучей звезды пионерский костер с тремя языками пламени (символ единства поколений коммунистов — комсомольцев — пионеров), нижние лучи звезды перевиты лентой со словами «Всегда готов!» (символ готовности пионера к борьбе за дело Коммунистической партии). Пионерский салют. Салют пионера означает, что для него интересы общества, своей коммунистической организации, дружины и отряда выше личных. Пионер отдавал салют, поднимая согнутую под углом правую руку с плотно сжатыми пальцами над головой: Почетное имя. Присвоение пионерской организации, дружине, отряду имени выдающегося деятеля Коммунистической партии и революционного движения, героя нашей Родины являлся символом верности славным традициям борьбы за коммунизм. Образцы героической жизни и борьбы, «славный труд советских людей, подвиг героев выступают как высокий нравственный идеал пионеров», которому они должны были подражать. Уже Н.К. Крупская отмечала в своих трудах значительную воспитательную силу связи идеалов и практического поведения подростков и детей. Самым высоким идейно-нравственным идеалом для пионеров предлагалась жизнь и деятельность В. И. Ленина. Символика неразрывно связана с атрибутами пионерской организации. Атрибуты — определенные предметы и знаки, которые в яркой и выразительной форме выражают идеи, символы и традиции пионерского движения, подчеркивают сплоченность, единство и организованность пионерских коллективов, создают эмоционально-привлекательное оформление детской коммунистической организации. Некоторые основные символы пионерской организации одновременно являлись и ее атрибутами (красные знамена пионерских организаций и дружин, красные флаги отрядов, галстук и значок пионера). Атрибуты, имея символический смысл, отражали революционную романтику пионерской жизни, пафос героической борьбы народа за великое дело Коммунистической партии. Поэтому, например, и горн, и барабан неправомерно рассматривать только с точки зрения их утилитарно-практического назначения подавать сигналы. Горн и барабан стали спутниками отряда как символы боевой трубы красноармейских полков огненных лет гражданской войны и походных барабанов юных Гаврошей Парижской коммуны. Атрибутами пионерской организации были форма вожатых и пионеров, знаки различия выборного пионерского актива, награды вожатых и пионеров, памятные эмблемы, знаки и наградные значки пионерских слетов, фестивалей, конкурсов, соревнований, всесоюзных и республиканских игр. Таким образом, цели и задачи пионерской организации определялись на основе партийных директив и формулировались в Уставе ВЛКСМ и Положении о Всесоюзной пионерской организации им. В.И Ленина, документах Ленинского комсомола. Общей и единой целью школы, комсомола и пионерской организации являлись задачи всестороннего развития коммунистической личности. Целью работы каждой дружины являлась подготовка достойной смены Ленинского комсомола. Символика и атрибуты придавали революционно-романтический настрой жизни и работе пионеров, помогали организационно и идейно укрепить коллектив членов коммунистической организации детей и подростков, внести эмоционально-торжественную приподнятость в пионерские дела, создать эстетику жизни коллектива. Они выражали социально-политические идеи общественной жизни, пафос борьбы за построение социализма и коммунизма. III. ИДЕОЛОГИЯ3.1. В центре идеологического и психологического воздействия — вождь. Портреты В.И. Ленина и И.В. Сталина были обязательным атрибутом, присутствующим не только во всех казенных учреждениях, в школах, детских садах, но даже и в таких местах как сапожные мастерские, бани и пр. Портрет сам по себе — иконистический знак человека. Но в идеологической обработке населения, начиная от раннего детства, портрет вождя превращается в символ генеральной идеи — «коммунистическое завтра», счастливое будущее для человечества. Октябрятские значки в виде октябрятской звездочки включали в себя портрет маленького Володи Ульянова (Ленина), комсомольские значки — портрет взрослого В.И. Ленина в профиль. Портреты, фотографии, книги о Ленине — неизбежно становились предметами развивающей среды школы, домов пионеров, пионерских лагерей и других учреждений, ответственных за коммунистическое воспитание молодого поколения. Портрет вождя был призван влиять на эмоциональную сферу советского человека, начиная с раннего возраста. В соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду в СССР уже двухлетних детей привлекали к участию в украшении портрета В.И. Ленина в групповой комнате, ставилась задача учить детей узнавать В.И. Ленина на портретах, воспитывать чувство уважения к вождю26. В последующие годы (от трех до семи лет) в задачи воспитания в раздел «ознакомление с окружающим» постоянно включаются задачи «воспитывать чувство уважения к вождю», продолжать учить узнавать В.И. Ленина на портретах и др. Для детей от четырех до пяти лет в задачи воспитания включается: «Воспитывать любовь к родным местам, к Родине». «Дать представление о том, что В.И. Ленин был большим другом детей и взрослых, заботился о них, что советские люди чтут память о В.И. Ленине. Дать детям доступные их пониманию представления о всенародных общественно-политических праздниках, о Советской Армии… воспитывать любовь к родным местам…». Для детей от пяти до шести лет в задачи воспитания включается: «Расширять представления детей о родной стране, о всенародных общественно-политических праздниках. Углублять знания о В.И. Ленине, воспитывать уважение к нему…»; «Продолжить воспитывать чувство уважения и любви к В.И. Ленину, основателю Советского государства… Дети должны знать фамилию, имя, отчество родителей…». Ознакомление с окружающим определяет расширение знаний о жизни и деятельности В.И. Ленина, о празднике Великой Октябрьской социалистической революции, о том что советские люди работают так, как завещал В.И. Ленин»27. Для детей от шести до семи лет ставятся следующие задачи воспитания: «На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине, уважение к В.И. Ленину — основателю нашего государства…». «Продолжать воспитывать чувство уважения к В.И. Ленину и его соратникам, закреплять представления об их жизни и деятельности». «Дать детям элементарные представления о работе В.И. Ленина и его товарищей, соратников (Н.К. Крупская, Ф.Э. Дзержинский) по созданию первого в мире государства рабочих и крестьян»28. Таким образом, начиная с портрета вождя и воспитания через него любви и уважения к В.И. Ленину и его делу, с первых лет жизни детям прививалось отношение к общегосударственному делу — построению коммунистического завтра и формировалась личность советского человека. 3.2. С самого начала построения организации пионером называли члена коммунистической организации детей и подростков Советского Союза. Это название воплощает представление о первооткрывателе — идущем вперед, прокладывающем новые пути человеку. Слово «пионер» символизировало стремление юных ленинцев активно участвовать в общественной жизни страны, помогать партии и комсомолу в решении задач коммунистического строительства, готовиться стать достойной сменой старших поколений — комсомольцев и коммунистов. 3.3. Девиз пионера — один из важнейших символов и идеологий пионерской организации. Он выражал самую главную идею пионерского движения. На призыв: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!»29 пионер отвечал: «Всегда готов!»30 Со словами девиза к пионерам обращались коммунисты, комсомольцы, вожатые во время вручения им пионерского галстука, на сборах дружин и отрядов, слетах и праздниках пионеров, а также по окончании пионерского приветствия, обращенного к делегатам партийных и комсомольских съездов, конференций. Отвечая на девиз, пионеры отдавали салют. 3.4. Торжественное обещание пионера Советского Союза — клятва юного ленинца, которая звучала во время ритуала вручения ему красного пионерского галстука. У Красного знамени перед коммунистами и комсомольцами, вожатыми и учителями, перед лицом своих товарищей по пионерской организации каждый вступающий в ряды организации давал Торжественное обещание: «Я, ФИО, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации перед лицом своих товарищей, торжественно обещаю и клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия Советского Союза, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза»31. Выполнять Торжественное обещание — значит следовать в пионерской жизни, школьных делах, поступках и поведении всем нравственным нормам советского общества. Законы пионеров Советского Союза раскрывали подросткам содержание основных идейно-нравственных норм поведения и деятельности члена коммунистической организации детей и подростков страны: Содержание законов пионеров отвечало целям и задачам пионерской организации. Они ставили пионера в позицию помощника партии и комсомола в борьбе за коммунизм, требуя от него активного участия в жизни своей организации, в коллективных делах своего отряда и дружины. Вожатые были призваны не только разъяснять содержание законов пионеров Советского Союза, их связь с Моральным кодексом советского человека, но и организовывать систематическую и разнообразную деятельность дружин и отрядов в соответствии с целями и задачами пионерской организации. Моральный кодекс строителя коммунизма33 был принят на XXII съезде КПСС (1961). Приведем текст этого кодекса: Пионерская организация была построена на основе опыта других детских и подростковых организаций XX в. Ее функционирование определялось опытом эмпирической работы с массами и психологией подросткового возраста. Опыт Скаутинга, Гитлерюгенда и Пионерской организации сегодня должен быть тщательно проанализирован и обсужден для теоретического обоснования детских и подростковых организаций, так необходимых для социализации и воспитания личности подростков.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |