Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2003 / Аркадьев Григорий Иванович. Влияние поля современных информационных технологий на личность в юношеском возрасте

Кандидатские диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 при МПГУ в 2002–2003 гг.

Стр. «241—242»

Аркадьев Григорий Иванович

Влияние поля современных информационных технологий на личность в юношеском возрасте

 

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

Защита состоялась 24 ноября 2003 г.

В диссертационном исследовании Г.И. Аркадьева рассматривается проблема бытия личности в юношеском возрасте и осуществление самопрезентации в условиях современных информационных технологий в поле сетевой коммуникации. Изучение особенностей проявления личности, ее самосознания в пространстве мультимедийного гипертекста проводилось с опорой на концепцию самосознания и ее развития во взаимосвязи с реалиями развития и бытия личности В.С. Мухиной. Выделяется особая новая реальность – виртуальная. Пространством исследования выступила молодежь, имеющая доступ к компьютеру и использующая современные электронные СМИ для самопрезентации личности.

В результате были исследованы психологические особенности влияния поля современных информационных технологий на личность в юношеском возрасте, а также выявлены особенности конструирования и мотивы создания «виртуальной личности» юношами и девушками в поле сети.

Отмечается, что появление нового «символического космоса» приводит к социальной и культурной дифференциации, ведущей к формированию специфических виртуальных сообществ. Члены этих сообществ в виртуальном пространстве, с одной стороны, тяготеют к образованию виртуального аналога традиционной культуры, но, с другой стороны, создают свою субкультуру, в которой по-новому проявляют свою личность. Культурная среда Интернет, весь объем ее информации выступает для молодежи как значимая или социально одобряемая информация. Информационное поле Интернет продуцирует информационный конформизм – в ситуации общения сама молодежь создает условия для специфического конформизма. Информационное поле «символического космоса» создает в юнешском виртуальном сообществе специфическую виртуальную культуру, которая продуцирует виртуальный знак включенной в данное сообщество персоны: виртуальное имя, виртуальную личность (карнавальный или желаемый образ себя), возраст, пол, внешние физические данные, характерологические особенности, поднимающие статус личности. Молодежь в информационном поле может осуществлять самопрезентацию по идеальному, желаемому или карнавальному образцу.

Отмечается, что личность в юношеском возрасте в поле сети является субъектом и объектом взаимного влияния субкультуры Интернет. Молодежь, обладающая высокой сензитивностью к социальным отношениям, имеет реальную возможность отрабатывать свои позиции как уникального субъекта общения и как социальную единицу – объекта общения.

Материал подготовил Алексей Обухов


 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности