|
|||
Авторизация
|
Религиозное пространство личностиСтр. «95—109» Психология чуда: трансперсональная феноменология святости*Учение Церкви о святости Учение Церкви о святости не является учением о простом нравственном совершенстве человека, но об онтологическом изменении его тварной природы, об обожении ее и приобретении свойств божественной природы через стяжание нетварной благодати – божественных энергий. Преп. Иоанн Дамаскин пишет, что «святые суть и боги … и цари… Богами же я называю их, и царями … не по природе, но потому, что они царствовали … над страстями, и божественного образа подобие, по которому они и возникли, сохранили неповрежденным… и соединились с Богом по собственному выбору, и приняли вселение Его в себя, и благодаря причастности к Нему стали по благодати тем, что Он есть по природе» [2]. Но цена святости неизмеримо высока – уподобление Господу нашему Иисусу Христу. А это означает, что лишь уподобление Ему в страданиях позволяет получить и подобие Его славы. «Желающий наследовать Господу возжелай и Его страстей », – писал преп. Макарий Египетский [3]. – Как по земному образу мысли и плотским страстям мы узнаем в себе сынов Евы и Адама, так духовное усыновление мы с необходимостью узнаем по небесному образу мысли и страстям Христовым. « Испытывайте самих себя … живет ли Иисус Христос в вас» (2 Кор. 13.5) [4]. Очищение человека от «бессловесных» (греховных) страстей, уподобление Христу в добродетелях и постепенное обожение в процессе вселения в него Бога составляют суть «словесного» (разумного) служения его Богу, как это называл апостол Павел (Рим.12.1) ** . Православное понимание личности Сразу же определимся с терминологией: что мы будем понимать под личностью (лицом, ипостасью), природой, энергиями. В православном понимании разумное существо (Божество, ангел и человек) имеет два модуса своего существования: ипостась (лицо, личность) и природу (естество) , которая логически разделяется на сущность и энергии (действия, действования). Энергии есть природа вне своей сущности. Ипостась и природа не существуют друг без друга (нет природы неипостасной) и несводимы друг ко другу. В Божестве три Ипостаси (Лица): Отец, Сын (Логос, Бог Слово) и Святой Дух, но одна Божественная природа, или сущность. Поэтому Бог един по природе и троичен в Лицах *** . Сущность Бога непознаваема и несообщима, но трансцендентный Бог имманентно присутствует в мире своими Божественными энергиями, которые суть Бог вне Своей сущности. Эти энергии личностны. Приобщаясь к ним, человек познает Бога в Лицах (Сына, Св. Духа), а не как безличный Абсолют. Христос – вочеловечившийся Божественный Логос, познается нами в двух природах: Божественной и человеческой. Однако в Нем есть только одно Божественное Лицо Логоса, а человеческой личности нет, хотя Его человеческая природа совершенна и полноценна (ум, душа, тело), но без греха (греховных страстей, обычных для падшего человека). В этом проявляется такое свойство личности, как ее открытость: она может воипостазировать другую природу. Божественная личность Сына воипостазировала полноценную человеческую природу, и Бог стал человеком во всей его полноте кроме самой человеческой личности. Человеческая природа Христа реализует личностный способ своего существования в ипостаси Сына Божия. Человек как тварная личность Человек сотворен по образу Божию как тварная личность, ипостазирующая тварную разумную природу (в отличие от Бога, Который открывается нам как нетварная Личность и несотворенная природа). Образ Божий в человеке и есть личностный способ существования его природы. Образно говоря, каждая уникальная человеческая личность есть отпечаток бесконечного бестелесного личностного Бога в конечной тварно-телесной природе, это отпечатление Божественного Логоса в каждом новом человеческом существе подобно образу царя на монете (однако эти «монеты» отличаются уникальностью и неповторимостью). Человеческая личность также отличается открытостью – она может воипостазировать Божественную природу (энергии, но не сущность Бога) и человек может стать «богом по благодати», то есть стать богом не существенно (как Бог), а по личному способу усвоения Божественных энергий. Святые и есть боги по благодати. При этом их человеческая природа существенно преображается, оставаясь тварной. Как писал преп. Максим Исповедник (VII в.): «Всецело соединившись с Ним (Логосом. – В.Н. ), насколько это позволяла присущая им природная способность, [святые] по мере возможности получили от него такие качества, что познаются Им одним, подобно чистейшим зеркалам, без какого-либо недостатка отражая в себе образ смотрящегося в них Бога Слова … [образ] проявляющийся в них через Его Божественные свойства. При этом они не лишились ни одного из своих прежних свойств, в которых обычно обнаруживается человеческая природа, хотя все они уступили место лучшим [свойствам], подобно тому, как несветлый воздух бывает целиком пронизан светом» [5]. Заметим, что в различении личности и природы в каждом отдельном разумном существе заключается принципиальное отличие понимания личности в православном богословии и в психологии. Практически все, что психология относит к личности (разум, воля, мышление и т.п.) в православном богословии относится к природе человека **** . Даже православные психологи путают личность и природу, понимая под личностью индивидуум (отдельное человеческое существо) ***** . Это не удивительно, поскольку православное учение о личности человека находится в процессе формирования. Попытка синтеза учения о личности по трудам православных богословов XX века предпринята в недавно защищенной диссертации С.А. Чурсанова [8]. 1. Святые как соучастники страданий и славы Иисуса Христа Единство земной и Небесной Церкви Говоря о единстве земной и Небесной Церкви, Катехизис свт. Филарета Дроздова так объясняет ходатайство святых: «Верующие, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной; и святые, находясь на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них или невидимой силой, или через свои явления, или иным образом» [9]. По учению ап. Павла несомненно, что Церковь есть живой организм и смысл человеческой истории после вочеловечивания Сына Божия в том, чтобы «мы во всем возрастали в Того, Который есть Глава, Христос; из Него все Тело, скрепляемое и соединяемое посредством всяких живительных связей, при действии в свою меру отдельно каждой части [члена – в синод. пер.], осуществляет рост Тела к созиданию себя в любви» (Ефес. 4.15–16) [10] ****** . Приращение Тела за счет новых членов совершается в новой единой природе человеческого рода, восстановленной во Христе – Втором Адаме. Свщмч. Игнатий Богоносец писал: «…Все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник , как бы одного Иисуса Христа, который изшел от Единого Отца и в Едином пребывает, и к Нему Единому отшел» [11]. Христиане являются « ветвями креста » Господня, «им в страдании Своем Иисус Христос призывает к Себе нас как членов Своих. Голова не может родиться отдельно без членов, и Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он» [12]. Человеческая природа Церкви Человеческая природа Церкви едина по количеству и качеству, т.е. она единственна в количественном отношении и единообразна по качественности, ибо в восстановленной человеческой природе Тела Христова нет греховной индивидуализации, но единая сущность и множественность человеческих ипостасей, по выражению В. Лосского [13] и Х. Яннараса [14]. Приращение человеческих ипостасей к этой восстановленной и обоженной человеческой природе, воипостазированной в ипостась Логоса, венчающую это Тело как Глава, возможно лишь по доброй воле человека через Таинства Церкви (главным образом, через крещение, миропомазание и Евхаристию). Благодаря этому качественному и количественному единству в Теле Церкви устанавливается и единство славы и страдания , которое делается доступным человеку по мере восстановления его искаженной грехом природы «ветхого человека» до природы Христа, к чему и призывал христиан апостол Павел (Рим. 13. 14; Гал. 3.27; Колос. 3.9–10), который говорил: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор.12.26). Слава Христа принадлежит и святым Слава Главы Тела – Христа принадлежит и соприродным членам – святым. Эта слава есть нетварная благодать, которая проявляется и телесно, подобно славе Христовой, явленной ученикам в Преображении. Как свидетельствуют нам святые, причастие этой благодати происходит через страдание – мученическое или преподобническое, и наоборот, благодать подвигает человека на страдание за Христа или на подвиг аскетического умерщвления греховных страстей через суровое телесное воздержание ******* . Преп. Силуан Афонский говорит: «Когда бывает большая благодать, то душа желает страданий. Так у мучеников была большая благодать, и тело их радовалось вместе с душой, когда их мучили за возлюбленного Господа» [16]. «…Дух Святой, благой и сладкий, влечет душу любить Господа, и от сладости Духа Святого душа не боится страданий. Многие святые мученики в страданиях познали Господа и помощь Его» [17] ******** . Паисий Святогорец, недавно почивший греческий подвижник, говорит нам о том же: «Для святого, идущего на мученичество, его любовь ко Христу превосходит боль и нейтрализует ее… Когда разгорается любовь ко Христу, мученичество становится торжеством: в этот миг огонь прохлаждает лучше, чем купание, потому что его жжение теряется в жжении божественной любви… Божественное рачение захватывает сердце, захватывает голову, и человек … не чувствует боли… поскольку его ум находится во Христе и его сердце переполняется радостью» [19]. Мученические акты свидетельствуют нам, что многие святые действительно шли на мученичество с радостью. Одним из самых ярких и достоверных свидетельств этого являются послания священномученика Игнатия Богоносца, который призывал римских христиан не препятствовать ему умереть за Христа: «Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего, – писал он. – Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет, чего желаю…» [20]. И продолжает: «Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя Любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая *********, говорящая во мне, взывает мне изнутри: иди к Отцу… Хлеба Божия желаю… хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа… И пития Божия желаю, – крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная» [21]. Более того, свщмч. Игнатий Богоносец определяет отсутствие благодати в человеке по его неготовности пострадать за Христа: «Если мы через Него <Иисуса Христа. – В.Н. > не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, – пишет он, – то жизни Его нет в нас» [22] **********. Мученичество не героизм, но жертвенное приобщение ко Христу Но страдания и муки членов Тела ради Христа и Евангелия восприемлются Главой Тела – Христом ***********. Поэтому, возможно, что благодать Св. Духа, подаваемая мученикам для перенесения страданий и наполняющая тела их блаженством одновременно с переносимыми страданиями, сообщается им вследствие сострадания Христа членам Своего Тела, т.е. мученики испытывают блаженство в муках в той мере, в какой Господь по Своей неизмеримой любви восприемлет на Себя их боль и страдание. Во всяком случае в Церкви с древности сложился взгляд на мучеников как на христоносцев. По словам Г. Флоровского: «Мученичество не есть героизм, но жертвенное приобщение ко Христу… В час страдания мученики как бы отсутствуют из своих тел или, скорее, Христос «присутствует и сообщается с ними » … Сам Христос скорбит с ними, выходит с ними на арену, венчает их и вместе венчается, как говорил свщмч. Киприан: «…Он не только взирает на Своих рабов, но Сам борется в нас, Сам сражается» [25] ************. Божественное и человеколюбное со-страдание Именно поэтому следует качественно различать наши страдания и страдания Спасителя. Паисий Святогорец пишет: «…Конечно, все подвиги преподобных … и даже страдания всех святых мучеников несравнимы со страданием Господа нашего, потому что Христос божественно помогал всем страдавшим ради Него , и боль каждого из них услаждалась от Его великой любви. Однако по отношению к Самому Себе Христос совсем не использовал Свою божественную силу и от многой любви к Своему созданию выстрадал Своим чувствительным телом многую боль» [26]. По преп. Максиму Исповеднику, поскольку Христос и по Вознесении сострадает человеку, «то очевидно, что тем более Богом будет тот, кто по подражанию Богу ради человеколюбия страдания страждущих исцеляет Боголепно через себя и такую же, как Бог, по соответствию (аналогии) спасительному Промыслу, по своему расположению [т.е. по своему духовному устроению], показует силу» [27]. В.М. Лурье комментирует эти слова в том смысле, что подражатели «Христу, которые суть бог по обожению, соответственно этой же мере Промысла, разделяют добровольно («по расположению») божественное и человеколюбное со-страдание, участвуя в страсти Господней». Таким образом преп. Максим «пишет не о внешнем подражании святых спасительным страстям Христовым, но таинственном и реальном » [28]. Поэтому в Церкви как Теле Христовом для святых устанавливается единство (общность) страданий и славы (обожения). Святые сострадают Христу и ближним Святые сострадают не только Христу, но и ближним , воспринимают их боль как свою, и потому их ходатайство ко Господу за нас грешных имеет силу, а сами они могут творить чудеса силой Божией. Предание Православной Церкви дает богатый материал, подтверждающий эту связь и единство страдания и славы в Теле Церкви и ее членах. Жития древних и новых святых исполнены свидетельств сострадательной любви святых к ближним и той славы (благодати), которую они получали от Бога еще на земле. Все они следовали по жизни тем же путем, что и Христос, и апостол Павел, исцелявший других и страдавший сам от жала в плоти (2 Кор. 12.7). Преп. Силуан Афонский говорит, что преуспеяние в христианской любви ведет к умножению страданий, ибо человек начинает страдать от боли за ближних: «Чем больше любовь, тем больше страданий душе», – говорит он [29]. В своих записках он приводит конкретные примеры такой любви. «Всякая мать, – пишет он, – когда узнает беду о детях, то тяжело страдает или даже умирает. И я испытал подобное. Одно срубленное … дерево быстро катилось по откосу на человека. Я видел это, но от великой скорби не мог ему крикнуть: «Уйди скорей»; у меня заболело и заплакало сердце, и дерево остановилось. Человек этот был для меня чужой: я не знал его, а если бы это был родной, то, думаю, вряд ли остался бы я жив» [30] *************. Как говорит преп. Симеон Новый Богослов, он знал человека, плачущего об одном ближнем, стенающего по поводу другого до такой степени, что «он в некотором смысле облекся в них и вменил себе самому прегрешения, которые они совершили»; он также знал человека, который так желал спасения братьев, что готов был ради них лишиться спасения сам. «Ибо он был связан с ними во Святом Духе такими узами любви, что не хотел даже войти в Царство Небесное, если бы для этого надо было разделиться с ними» [32]. Любовь к ближнему дает силы творить чудеса Именно любовь к ближнему, со-страдание ему в самом буквальном и точном смысле этого слова дает святому силу творить чудеса. Старец Паисий Святогорец, прославившийся своими чудотворениями, прямо говорит об этом: «Я видел, что другому больно, и забывал свою собственную боль. Чудо происходит, когда ты соучаствуешь в боли другого . Главное в том, чтобы ты ощутил человека братом и тебе стало за него больно. Эта боль трогает Бога, и происходит чудо. Потому что нет ничего другого, столь умиляющего Бога, как благородное великодушие, то есть жертвенность» [33]. Через жертвенную любовь и служение ближним человек уподобляется Иисусу Христу, Его жертвенному служению человечеству, которое продолжается до сих пор и будет длиться до Второго Его Пришествия. «Наивысшая радость происходит от жертвы, – пишет Паисий. – Только жертвуя человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва . Еще здесь человек начинает переживать рай или ад. Человек, делающий добро, радуется, потому что ему воздается за это божественным утешением < нетварной благодатью. – В.Н. >. Делающий же зло переживает муку» [34]. Двуединое преуспеяние в страдании и славе Обобщая все вышесказанное, приведем слова преп. Макария Египетского, который пишет, что душе, сораспинающей себя со Христом, сострадающей с Ним и сопретерпевающей с Ним во всем, Господь являет Себя в двух ликах: в язвах Своих и в славе Света Своего. Душа зрит страсти Господни и славу Его Света и преображается «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3.18 ), преуспеяет соответственно обоим ликам [Христа]: соответственно лику страсти [Его] и соответственно лику славного Света [Его]». И только такое двуединое преуспеяние в страдании и славе приводит христианского подвижника к обожению. Тогда душа, целиком охваченная Богом, сливается с Небесным Человеком (1 Кор. 15.47–48) и со Святым Духом, сама став духом, и, «приняв в себя сущность, силу и естество Божии, забывает о своем прежнем безобразии» [35]. 2. Откровение Небесной Церкви Образ закланного Агнца Св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в видении открывается Небесная Церковь, в которой доминирующим является образ закланного Агнца – Иисуса Христа [36], Который соцарствует с Отцом, восседающим на престоле (Откр. 4.2–3). Престол означает «Божие во святых упокоение: ибо на них Он почивает, как на престоле», – поясняет свт. Андрей Кесарийский [37]. Вокруг престола двадцать четыре старца (Откр. 4.4), символизирующих двенадцать патриархов и двенадцать апостолов Христовых [38] – единство ветхозаветной и новозаветной Церкви, которые суть «общники песнопения небесных сил» [39] (четырех животных – Откр. 4.6–10), воздающих «славу и честь и благодарение Сидящему на престоле» (Откр. 4.9), что озна чает единство ангелов и людей в Церкви. Средоточием и центром жизни этой Церкви является «Агнецъ, стоящь яко заколен» «посреде престола и четырех животныхъ и посреде старецъ» (Откр. 5.6). Образ «как бы закланного» Агнца указывает на Крестную жертву Христа, но «вспоминается и евхаристический Агнец, приносящийся в жертву ради жизни мира », – пишет мит. Иерофей [40]. Это тем более естественно и уместно, что литургический характер Апокалипсиса уже давно отмечался исследователями [41]. Единое жертвенное служение Спасителя Таким образом, речь идет и о крестной и о евхаристи ческой жертве Господа. По сути это указание на единое жертвенное служение Спасителя. «Выражение «как бы закланный» указывает на Его жизнь после заклания, в которой Он несет знамения страданий, словно воистину был заклан после Своего восстания из мертвых», – пишет свт. Андрей [42] **************. Как здесь не вспомнить слова из канона ко причащению, выражающему предание Церкви, ее мистический опыт Евхаристии: Господь « присно закалается , освящаяй причащающиеся » [44]. «Как бы закланный»*************** Агнец одновременно есть и «лев от колена Иудина», который «победил» (Откр. 5.5), «был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу» (Откр. 5.9) и пребывает за то в великой славе вместе с Отцом, сидящим на престоле (Откр. 4.2–3,5) и достоин «принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу, и благословение» от всей твари, находящейся на небе и на земле и под землею и на море (Откр. 5.12–13). Молитва святых и жертва верных «Как бы закланный» Агнец славословится на небесах торжествующей Церковью [45]. К Нему устремлены молитвы верных: в руках двадцати четырех старцев «золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5.8). По толкованию св. Андрея фимиам есть благовонная жертва верных , приносимая ими нескверным житием, а сами чаши – «помышления » ***************, из которых исходят благовоние добрых дел и чистая молитва [47]. Ибо Господь Своей жертвой омыл нас от греха и сделал «нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр. 1.5–6, ср. 5.9–10), то есть соделал нас «царским священством, приносящим Отцу жертву живую – словесное служение вместо жертв бессловесных» [48] ****************, приносимых язычниками и иудеями. Небесная Церковь святых вместе с ангельской полнотой поет Агнцу «новую песнь» (Откр. 5.9–12), не «ветхое» моление о помиловании, прощении грехов и исцелении от страстей, а песнь славословия, «воспевать которую научены Св. Духом освободившиеся от ветхости буквы и просвещенные из всех племен и народов» [49]. Это разумная сердечная молитва, которая поется новыми очищенными людьми: она возносится от чистого сердца, чистого разума и пречистого жития [50]. Бог принимает только чистые жертвы Согласно свт. Арефе Кесарийскому, слово «цари» в тексте означает победу над страстями, а «священники» ***************** – то, что мы приносим себя Богу, как жертву живую******************. Христиане, очистившиеся от греховных страстей и потому сподобившиеся принести себя в чистую жертву Богу (ибо Бог принимает только чистые жертвы, т.е. обоживает лишь совершенных, даруя им Свои нетварные энергии и тем самым соединяя с Собой), – такие христиане «участвуют в царском и священническом служении Иисуса Христа» [53], которое есть одновременно и жертвенное. Они – святые Церкви, предстоящие «как бы закланному» Агнцу, созерцающие Его и участвующие в Его славе, как и в Его жертвенном служении. Возносимое ими славословие показывает славу Христа и личностное участие в этой славе тех, кто воспевает «как бы закланного» Агнца последних времен – времен Апокалипсиса и ожидания Второго и славного Его пришествия [54]. Святые – участники единой жертвенной любви Это древние мученики и мученики последних времен [55] ******************: «те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему и день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7. 14–15). Все они самым тесным и непосредственным образом связаны с прославленным Агнцем. Они являются «участниками единой жертвенной любви , – пишет мит. Иерофей. – Между закланным Агнцем и святыми существует тесная связь, один общий образ жизни ». Как Христос принес Себя в жертву за человеческий род, так и они пожертвовали собой и жертва эта совершилась силой и энергией закланного Агнца. Мученики принесли себя в жертву не ради некоей идеологии, «но потому что пережили жертвенную любовь Иисуса Христа» [57]. Они составляют великое множество людей из всех племен и народов «в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7. 9). В руках они имеют знаки победы – «ветви полезных, правых и чистых, сердечных фиников (помыслов. – В.Н. )» и «будучи благодарными рабами, приписывают Подателю победу над демонами». Они славят и поклоняются Агнцу, исповедуя тем истину о том, что их победа это победа Христа и что славой своей они обязаны Ему же [58]. «Храм Бога» есть «тварь, обновляемая духом» Святые непрерывно служат Богу «в храме Его» и Бог обитает в них по Своему обетованию (Ин.14.23, 15.4). «В сущности речь здесь идет об участии и разделении жизни, – пишет мит. Иерофей, – об общении Агнца с облеченными в белое людьми» [59]. «Храм Бога » есть «тварь, обновляемая духом», те, которые «сохранили залог Духа целым и неугасимым» [60], которые суть «храм Бога живаго» (2 Кор. 6.16). Бог обитает в святых Своей нетварной благодатью – божественными энергиями, которые, будучи ипостасными (личностными) действиями всей Св. Троицы, идентифицируются святыми как пребывающий в них Дух Святой или Господь Иисус Христос, то есть как Третье или Второе Лицо Пресвятой Троицы. Единение с Богом – со-служение и со-страдание Христу Цена такого полного единения с Богом – со-служение и со-страдание Христу в Его жертвенном служении. «Блажен, – пишет св. Андрей Кесарийский, – кто чрез временную боль рождает вечное успокоение и разделяет со Христом страдание, ибо будет непрестанно служить Ему и соцарствовать» [61] *******************. «Как бы закланный » Агнец, – добавляет мит. Иерофей, – имеет Своих разумных закланных ягнят, которые ежедневно приносят себя в жертву ради соблюдения Его воли и выражения своей любви» [63] ******************** . «Как бы закланный» Агнец удивительным образом одновременно является и Пастырем (Откр. 7.17), Который, по словам св. Андрея, невещественно пасет Своих овец «на чистых и сильных источниках Божиих смыслов» [65] ********************* , даруя им совершенное ведение и напояя их от живых источников вод – благодати Св. Духа, одновременно предлагая Себя каждому как Агнца [67] в евхаристическом жертвоприношении. (Продолжение следует) * Данная статья тематически связана с другой работой автора [1]. ** Подробнее структура и феномены «словесного служения» будут рассмотрены в другой нашей статье, которая, надеемся, вскоре будет также опубликована. *** Строго говоря, единство Божества определяется не единством природы, а монархией Отца: ипостась Отца является источником бытия ипостасей Сына и Св. Духа, поскольку Отец превечно рождает Сына и изводит Св. Духа. **** Например: «В психоанализе Я есть часть личности, определяемая следующими функциями: мышлением, памятью и воспоминаниями, сознательными процессами наблюдения и восприятия… » [6]. С богословской точки зрения память, мышление, эмоции и все остальные сознательные и бессознательные процессы относятся к природе человека, а не к личности. ***** «Человеческая личность мыслится как тримерия тела, души и духа. <…> …ни тело ни дух не исключены из личности» [7]. Тело, душа, дух (или ум) суть три части человеческой природы, а не личности, но они действительно не исключены из личности, поскольку они, как природа, не имеют бытия вне личности. Заметим, что, за этим небольшим исключением, в целом статья, на наш взгляд, безупречна с православной точки зрения. ****** Далее все библейские цитаты приводятся по синодальному переводу с указанием сокращенного названия книги, номера главы и через точку номера стиха. ******* Преп. Иоанн Дамаскин, говоря о чествовании святых, пишет, что нам должно почитать «мучеников Господних… как воинов Христовых и выпивших Его чашу… как общников страданий Его и славы … И святых Отцов наших, богоносных подвижников , более долговременное и тягостное перенесших мученичество совести , которые скитались в милотях… терпя недостатки, скорби, озлобления … (Евр. 11.37)» [15]. ******** Преподобный пишет о себе: «…Благодать Св. Духа наполнила душу мою и все тело… и я сладко желал страданий за Христа» [18]. ********* Имеется ввиду Св. Дух. Ср. Ин. 4.10; 7.38. ********** О близости и духовном тождестве подвига мучеников и преподобных Пасий Святогорец пишет: «Святые мученики пролили свою кровь… Преподобные отцы пролили пот и слезы… от любви к Богу и человеку – иконе Бога – они изнурили себя, чтобы оставить нам свои духовные рецепты» [23]. *********** В комментариях на Послание ап. Павла к Колоссянам (Колос. 1.24), излагая толкование этого стиха некоторыми святыми отцами, свт. Феофан пишет: «Скорби Христовы признаются скорбями, которые Христос терпит, только не Сам в Себе, а в лице верующих». Свт. Иоанн Златоуст комментирует этот стих в том смысле, что Христос «не только умер за нас, но и после смерти готов страдать ради нас… Христос собственным Своим телом бедствует за Церковь» [24]. Подробнее о страдании Христа после Вознесения см. в нашей работе «Жертвенное служение Христа…». ************ Подробнее о вселении Христа не только в мученика, но и в подвижника, борющегося со своими греховными страстями, см. в нашей работе «Жертвенное служение Христа…». ************* В другом случае старец пожалел рыбаков, лодки которых ночью разбивала о пристань буря. «Я заскорбел о народе и слезно молился… И скоро буря перестала…» [31]. ************** В другом переводе эта фраза читается несколько иначе: «Словами «яко заколенъ» указывается на ту, по заклании, жизнь Его, во время которой по воскресении из мертвых Он, как истинно закланный, показал знаки Своих страданий» [43]. *************** Этот рефрен использует в своей работе мит. Иерофей (цит. соч.). Вслед за ним делаем это и мы, считая, что он как нельзя лучше передает жертвенный характер служения Спасителя от Его Вознесения до Второго и славного Его Пришествия. **************** «сосуды разума бесценные» [46]. ***************** Ср. у ап. Павла: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного («словесного» в слав. пер.) служения вашего» (Рим. 12.1) (курсив мой. – В.Н. ) ****************** В греч. тексте стоит йесейт от йесехт – букв. «жрец, совершающий жертвоприношение» [51]. ******************* «Показывает священников, принесших в себе самих Богу жертву живую и благоприятную» [52]. ******************** По мнению мит. Иерофея все святоотеческие толкования о событиях, описанных в Апокалипсисе от снятия шестой печати до снятия седьмой (Откр. 6.12–7.17), можно согласовать, отнеся их к периоду от Крестной смерти Спасителя до Его Второго пришествия [56]. ********************* По переводу [62]: «Блаженны, получившие за временные труды вечный покой и за страдания со Христом с Ним соцарствующие и Ему всегда сослужащие». ********************** В толковании на Откр. 8. 5–6, повествующем о снятии седьмой печати и приготовившихся трубить ангелах, возвещающих начало наказаний Божия гнева, свт. Андрей пишет: «Всем этим означаются ужасы, имеющие быть пред кончиною… Сему служат Ангелы, как сострадающие Христоподражательно врачи, прижиганиями и сечениями исцеляя злейший недуг греховный…» [64]. Христоподражательное сострадание ангелов мы оставляем пока без комментариев. *********************** По переводу [66]: святые «невещественно будут пасомы на чистых и преобширных источниках Божественного разумения, обозначаемых водою, которою … указывается еще на обильное излияние Божественного Духа».
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |