Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2006 / Реальность образно-знаковых систем

Проблемы развития и бытия личности

Стр. «8—39»

Валерия Мухина

Реальность образно-знаковых систем

«В начале было Слово»

[Ин., 1:1]

1 – Образы и знаки как реальность человеческого бытия

Фундаментальное значение реальности образно-знаковых систем

Реальность образно-знаковых систем, сложившихся во всей истории человечества, имеет фундаментальное значение для человека. Здесь нельзя не обратиться к гению Л. Леви-Брюля, говорившего о коллективных представлениях людей, которые передаются из поколения в поколение и «навязываются» каждому человеку в отдельности [1]. Не нарушая общего контекста идеи Л. Леви-Брюля о языке, который навязывает себя каждому, считаю правомерным высказать значимое для контекста обсуждаемого вопроса суждение: образы и знаки, создаваемые в истории человечества, формируют некие системы, которые предшествуют каждому отдельному человеку, образуя реальность человеческого бытия . Культура содержит в себе образно-знаковую систему, которая предшествует отдельному человеку и навязывает себя ему как объективная реальность, выступающая условием человеческого бытия.

В психологии совокупность явлений, связанных с познавательными процессами, прежде всего с восприятием, мышлением, воображением, можно отнести к трем областям: 1 – сам по себе внешний мир и его образно- знаковая презентация в культуре; 2 – непосредственное отражение этих двух реальностей воздействующего мира в психике человека; 3 – представле ния о внешнем мире, выражаемые навязанными извне и созидаемыми во внутреннем пространстве индивидуальной психики образами и знаками. Эти три области очерчивают сферу отношений сторон, создающих реальность образно-знаковых систем.

Реальность образно-знаковых систем имеет фундаментальное значение для человека как личности: именно образы и знаки, присвоенные конкретным человеком, через их уникальную трансформацию во внутреннем психологическом поле становятся тем реальным основанием сигнификативной функции сознания, с помощью которой выстраивается: эмоционально- волевая сфера человека, его ценностные ориентации и способность к творческим достижениям.

Система понятий, презентирующих реальность образно-знаковых систем

Прежде чем обсуждать образы и знаки как реальность человеческого бытия, обратимся к системе понятий, презентирующей эти реалии в науке.

Образ как термин имеет массу значений.

В контексте обсуждения реальности образно-знаковых систем мы должны рассматривать все названные выше реальности как феномены культурно выношенных и презентированных в нашем бытии предметов.

Внешние образы

Весь многообразный предметный и природный мир есть система внешних образов – реальных воплощений долгого пути человечества к современной культуре. Предметы, являясь материальными продуктами труда человека, представляют собой еще и образы – знаки нашей культуры. Каждый предмет своим внешним видом, функциональным назначением и эстетическим воплощением сообщает человеку информацию о своем присутствии и назначении. Образы предметов выступают знаками реальности человеческого бытия.

Помимо названной категории образов во внешнем мире широко представлены образы искусства, литературы и науки.

Произведения изобразительного искусства хранятся в музеях, находятся в собственности человека, предстают перед нами в виде копий. Концентрированная выразительность художественного произведения демонстрирует человеку феноменологическую сущность предмета. Мы научаемся воспринимать предметы искусства как концентрированное выражение идеи, мысли, чувства.

Знание без познающего субъекта

Следующая реальность – знание без познающего субъекта. В своей работе «Объективное знание» К. Поппер писал о наличии трех миров: «...я полагаю, отчасти подобно наивному реалисту, что существует физический мир и мир состояний сознания и что они взаимодействуют между собой, и я считаю также, что существует третий мир <…> Обитателями моего третьего мира являются, прежде всего, теоретические системы , другими важными его жителями являются проблемы и проблемные ситуации . Однако его наиболее важными обитателями – это я буду специально доказывать – являются критические рассуждения и то, что может быть названо – по аналогии с физическим состоянием или состоянием сознания – состоянием дискуссий или состоянием критических споров ; коне чно, сюда относится и содержание журналов, книг и библиотек» [2]. Далее К. Поппер писал: «...я утверждаю, что все эти явления и их содержание нельзя относить ко второму миру» [3]. К. Поппер заявлял о независимом существовании третьего мира. Он писал: «Предположим, что все наши машины и орудия труда будут разрушены, а также будут уничтожены все наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако библиотеки и наша способность учиться, усваивать их содержание выжили. Понятно, что после преодоления значительных трудностей наш мир может начать развиваться снова» [4].

Далее К. Поппер предполагал: «Как и прежде, машины и орудия труда будут разрушены, уничтожены также и наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако на этот раз уничтожены и все библиотеки, так что наша способность учиться, используя книги, становится невозможной <…> научное знание не есть просто знания в смысле обычного использования слов «я знаю». В то время как знание в смысле «я знаю» принадлежит к тому, что я называю «вторым миром », миром субъектов , научное знание принадлежит к третьему миру, к миру объективных теорий, объективных проблем и объективных рассуждений» [5].

Безусловно, научное знание обладает особой ценностью, оно несет в себе потенциал к развитию новых поколений, новых идей, новых научных знаний. Однако, рассуждая о значении реальности научных знаний, мы должны обратить внимание на то, что знание в значительной степени существует в контексте образно-знаковых систем. Это обстоятельство побуждает после обсуждения реальности образов обратиться к реальности знаков.

Знаки как чувственно воспринимаемый элемент действительности

Знак – любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. Знак включается в познавательную и творческую деятельность человека, в общение людей. Человек создал системы знаков, которые воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, определяя ее, и одновременно детерминируют создание новых предметов реального мира.

Современные знаковые системы подразделяются на разнообразные категории, прежде всего, на языковые и неязыковые .

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности