|
|||
Авторизация
|
Проблемы развития и бытия личностиСтр. «61—69» Превентивная адаптация как психологический феноменАдаптация – приспособление к изменениям Адаптация – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта – биологический и психологический. Биологический аспект включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды, а также к различным изменениям в организме. Психологический аспект – приспособление человека к существованию в обществе в соответствии, с одной стороны, с социокультурными нормами и требованиями, а с другой стороны, с собственными потребностями, мотивами, интересами, внутренней позицией. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды обычно называют социальной адаптацией. Адаптационные механизмы запускаются в первую очередь средовыми или внутренними изменениями. Активность и эффективность адаптации во многом зависит от процесса антиципации ( предвидение изменений ). Фенотипические адаптации имеют место на протяжении всей жизни отдельного индивида. Фенотипическая адаптация подразумевает, что изменения индивида вызывается действием длительного, но нетоксичного, не травмирующего и не вызывающего утомления раздражителя или прекращением действия. При адаптации могут действовать разные механизмы: это могут быть реакции периферических или центральных механизмов [1]. Адаптация как часть типической редукции организма на опасный вызов со стороны среды была названа Г. Селье «общим адаптационным синдромом». Г. Селье после описания стресс-синдрома пришел к выводу, что «многие болезни на самом деле являются скорее болезнями адаптации, то есть отклонениями общего адаптационного синдрома» [2]. Предвосхищение изменений и прогнозирование В преддверии каких-либо трансформаций условий жизнедеятельности, социальных условий первыми активизируются некоторые неосознаваемые регуляторы деятельности, направляемые неосознанным предвосхищаемым образом событий и прошлым опытом [3]. Непроизвольный контроль поведения, несмотря на явную биологическую детерминацию, изначально несет в себе потенциал избирательности – ограничивает варианты подготовки к изменениям социально и культурно приемлемыми вариантами поведения, а также динамическими стереотипами самой личности. В результате запускаются адаптационные процессы, зачастую еще до наступления изменений внешних условий жизнедеятельности личности. Вероятностный прогноз и самоизменения Вслед за этим бессознательные умозаключения начинают формировать прогноз относительно вероятного исхода событий – человек непроизвольно начинает готовиться к действию на основе антиципирующей схемы. Такая схема имеется в распоряжении психики лишь в том случае, когда имели место прецеденты адаптации к подобным изменениям или их элементам в прошлом. Однако это не память о событиях, так как произошло изменение структуры образа стимула, воздействующего на человека, сопровождающееся обобщением и схематизацией и обеспечивающее возможность «выхода» за пределы наличной (актуальной) позиции. Обобщенное представление о грядущих переменах активизирует превентивную подготовку для приспособления к ним. Вероятностный прогноз позволяет использовать обобщенные способы самоизменений для приспособления к аналогичным ситуациям (экстремальным, стресса, конфликта и т.п.). В то же время отсутствие прецедентов влечет за собой бездействие неосознаваемых регуляторов, так как бессознательный контроль не улавливает в окружающей среде сигналы-индикаторы будущих перемен, и антиципация не активизирует заблаговременную подготовку к приспособлению. Рациональное предвидение изменений При отсутствии опыта в аналогичных ситуациях может сработать антиципация рационального (вербально- логического) уровня адаптации: раздвигая рамки индивидуального опыта, она заставляет субъекта оперировать понятиями и логическими приемами, обрабатывая информацию о предстоящих изменениях условий среды, социального окружения, собственного состояния и положения и т.д. Рациональная антиципация не только задает вопрос «Что будет?», она обеспе чивает превенцию – планирование деятельности в целом, создание системы мер подготовки к изменениям, модификацию методов и средств приспособления задолго до предстоящих трансформаций. И что особенно ценно – возможность свободного перехода от настоящего к будущему и прошлому в процессе создания адаптивного ресурса. Превентивные изменения Превентивные внутренние и внешние (поведенческие) изменения индивида, описанные в работах П.К. Анохина [4], Б.Ф. Ломова и Е.М. Суркова [5], У. Найссера [6], Е.Н. Соколова [7], подтверждают, что адаптация начинается уже в период, предшествующий воздействию, на который субъект направляет свое внимание. При этом специфичность приспособления возрастает по мере роста информации испытуемых о предполагаемой ситуации и полностью соответствует ожидаемым условиям деятельности. Известная формула П.В. Симонова, определяющая силу и качество возникшей у человека эмоции, также учитывает оценку вероятности удовлетворения потребности на основе опыта и информации о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности [8]. Активизация адаптивных схем, релевантных изменениям условий жизни и деятельности, способна начаться при получении информации о первых признаках изменений. И если на физиологическом уровне индикаторами приближения изменений служат динамика светового дня, температуры окружающей среды и другие, сформированные в результате эволюции, то на уровне представлений и на абстрактно-логическом уровне адаптации индикатором может стать информация, накопленная в результате субъективного опыта индивида или социальной группы. Соответственно, по теории Н. Винера, недостаток информации затрудняет предвосхищение изменений, к которым будет необходимо адаптироваться личности, вызывает торможение процесса адаптации [9]. Социальная антиципация и предвосхищение изменений Социальная антиципация в виде способности субъекта предвосхищать изменения в обществе базируется на функциональных системах, задействующих множество факторов. Среди таких факторов можно выделить: способность конструировать социальное окружение на основе множества независимых (различающихся) и в то же время интегрированных переменных; идентификация личности с некоторой позитивно оцениваемой им экстраиндивидуальной системой [10]; умение использовать знание культурно-исторических закономерностей развития общества для прогноза социальной жизни и социальных перемен. Поскольку социальная антиципация обеспечивается не только информационными, но и психологическими условиями, информационная блокада или искажение информации оказывают влияние на адаптацию к социальным изменениям подобно психологическим факторам, вызывая изменение активности и рост психоэмоционального напряжения, неконструктивных реакций приспособления и невротических состояний у целых социальных групп. Активное предвосхищение событий Активное предвосхищение событий на основе существующих антиципирующих схем и последующая модификация этих схем в процессе сбора информации, знание закономерностей динамики и индикаторов адаптации в разных социальных группах обеспечивают возможность заблаговременного создания внутренних и внешних изменений, позволяющих личности приспособиться к изменениям условий индивидуальной или общественной жизни. Такого рода предвосхищение изменений и соответствующую схему приспособления к ним мы определим как превентивную адаптацию . Превенция [от латинского praeventio – опережение, предупреждение] – предупреждение, предупредительные действия. Превентивный [от латинского praevetus и французского preventif ] – предупреждающий, предохранительный, опережающий действия противной стороны. Превентивная адаптация Превентивная адаптация – процесс заблаговременных внутренних изменений, самоизменения и активного внешнего приспособления субъекта к предстоящим новым условиям существования, происходящий на основе антиципации этих условий, релевантный потенциалу субъекта, силе и качеству воздействия окружающей среды, приводящий к субъективно и объективно положительно оцениваемым результатам в широком классе аналогичных ситуаций . Компоненты превентивной адаптивности субъекта Превентивную адаптацию обеспечивают в основном социальная зрелость личности и ее социальная компетентность. Результат этого процесса – сформированная превентивная адаптивность субъекта как когнитивно-аффективно-личностное новообразование, включающее в себя следующие компоненты: 1 – постоянно обновляемые адекватные представления о будущих изменениях в личной и общественной жизни, то есть предвосхищение жизненных событий с учетом опыта адаптации к включению в новые группы, к изменениям условий труда, учебы и прочим изменениям жизнедеятельности; 2 – понимание смысла будущих событий; 3 – адекватная оценка собственных актуальных и потенциальных возможностей; 4 – готовность совершить внутренние и (или) внешние действия для адаптации к переменам; 5 – переживание индивидуальных перемен и стрессовых ситуаций как временных или необходимых для достижения цели затруднений; 6 – отношение к адаптации как к деятельности, необходимой для получения определенных результатов; 7 – ответственность за свои возможные действия; 8 – открытость, гибкость и терпимость к новому; 9 – коммуникативная компетентность. Рассмотрим указанные составляющие превентивной адаптивности. Представления о будущем Представления о будущем складываются при участии широкого круга когнитивных процессов, важнейшие из которых – образная память и воображение. Они создают возможность абстракции, выделения главного, постановки целей и задач, а также мысленных операций с ними. Возможны погрешности абстрактного представления, когда не берутся в расчет существенные признаки, свойства будущей деятельности, новой социальной группы, измененных условий жизни и т.п. Однако схематизация позволяет «присоединиться » к будущему и экстраполировать обобщенные способы реагирования на широкий круг аналогичных ситуаций, в частности, приемы выхода из экстремальных ситуаций, стресса, конфликта и т.п. Смысл будущих событий В роли представления может выступать бессознательно актуализируемый индивидом образ, насыщенный индивидуально обусловленными личностными смыслами. Такой образ может противоречить актуальной информации, рациональной логике, опыту и знаниям, строиться на индивидуальных или коллективных мифах. Но он чрезвычайно важен для превентивной адаптации, поскольку является эмоционально насыщенным, личностно-значимым и связанным с потребностями и жизнедеятельностью субъекта. Адекватная оценка возможностей Алогичность и аксиоматичность такого представления могут привести к неадекватности представлений, притязаний и самооценок субъекта, повлечь за собой, среди прочего, и срыв превентивной адаптации. Поэтому в число первостепенных задач превенции входит антиципация – предвосхищение жизненных событий , которые потребуют адаптации в форме адекватных осознанных представлений, рефлексивной модели желаемого будущего, а также адекватной оценки актуальных и потенциальных возможностей личности. Готовность к действиям Антиципация обеспечит формирование цели, планирование и программирование поведения, так как имеет в виду, во-первых, предвосхищение и ожидание тех или иных событий, во-вторых, готовность к встрече с этими событиями и упреждение их в деятельности ( когнитивный и поведенческий компоненты установки). Схематичные обобщенные представления о будущем служат «контурной картой» превентивной адаптации, которую наполняет содержанием понимание смысла будущих событий, то есть их объективного содержания, их значения для общества в целом и для самого субъекта адаптации в частности. При этом субъект не просто отражает объективное содержание грядущих событий и явлений, но одновременно фиксирует свое отношение к ним, переживаемое в форме эмоции. Переживание индивидуальных перемен Положительный эмоциональный фон превентивной, как и текущей, адаптации, образуется переживаниями индивидуальных перемен и стрессовых ситуаций как временных или необходимых для достижения цели затруднений. Здесь вступают в действие когнитивно - аффективный механизм субъективной оценки предстоящей стрессовой или фрустрирующей ситуации. Рационализация изменяет оценку ситуации, переводя ее из класса негативных, угрожающих или ущемляющих основные потребности, в класс полезных, например, с точки зрения полученного опыта, выработки новых стратегий поведения, включения в новые группы и тому подобное. Существенный вклад вносит эмоциональный компонент установки, оценочно-экспрессивная функция которой может усилить или, наоборот, ослабить переживания по поводу предстоящей адаптации. Отношение к адаптации как к деятельности Вследствие того, что превентивная адаптация на- чинается в относительно безопасных условиях (до наступления ситуаций, вызывающих стресс, фрустрацию), описанные оценки и переживания помогают сформировать отношение к адаптации как к деятельности , необходимой для получения определенных результатов, своеобразной «игры» (испытания) на развитие или подтверждение личностных качеств и жизненных ценностей, ощутить вовлеченность в процесс и даже получить удовольствие от процесса адаптации. Готовность к ответственности за действия Установка на превентивную адаптацию весьма значима для человека. В этом контексте следует упомянуть и о готовности взять на себя ответственность за внутренние и (или) внешние действия для адаптации к переменам, то есть о локусе контроля над значимыми событиями в своей жизни [11]. Однако предпочтение интернальности не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Подвержено влиянию других факторов, придающих дополнительную специфику этому атрибутивному паттерну [12]. Для превентивной адаптивности представляют интерес, по меньшей мере, два из них. Первый – связь между интернальностью и наличием смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере он находит в жизни смысл и цели – оказывает положительное влияние. Атрибуция ответственности неминуемо приведет субъекта к повышению активности и желанию предупредить угрожающие ситуации или их негативные последствия. Учитывая автономность, просоциальность и свободу в принятии решений, свойственные интерналам, связь между интернальностью и пониманием (приданием) смысла адаптации как составляющей смысла жизни создает хорошую психологическую основу для превентивной адаптации. Второй фактор – ориентация на тотальный контроль над ситуацией, присущая интерналам. В условиях достаточной неопределенности будущих перемен, свойственной превенции, возникает опасность психологической перегрузки, роста психоэмоциональной «цены» приспособления и отказа от адаптации. Разрешение этого противоречия можно найти в структуре модели «хорошего интернального контроля», где интернальность в области достижений и неуда ч сочетается с экстернальностью причин неудач [13]. Такой паттерн ответственности не будет провоцировать повышенную тревожность, обеспокоенность, низкую терпимость к другим, зависимость от внешних обстоятельств и неспособность управлять своими делами, осложняя тем самым разработку упреждающей программы адаптации. И все же, на наш взгляд, интернальность - экстернальность контроля сама по себе не говорит об адаптивности или неадаптивности, она лишь указывает, кто будет инициировать превентивную программу для адаптации к трудностям – сам субъект или внешние источники. Открытость новому Открытость, гибкость и терпимость к новому занимают значимое место среди компонентов превентивной адаптивности. Будучи проявлением низкой степени ригидности, открытость новой информации и гибкость реагирования позволяют легче создавать новые представления, снижают ограничения, накладываемые социальными установками, привычками и инертностью суждений и расширяют тем самым диапазон способов приспособления к внешним воздействиям, изменяющимся условиям жизни (пластичность) [14]. Это психодинамическое свойство состоит в тесной связи с интерперсонологическими факторами познания, в частности с социально-перцептивными стереотипами: антропологическими, этнонациональными, социально-статусными, социально-ролевыми, экспрессивно-эстетическими и вербально-поведенческими [15]. Действие стереотипов особенно сильно проявляется в условиях дефицита информации, что вполне вероятно для превентивной адаптации. Терпимость как феномен превентивной адаптивности понимается как диспозиционная терпимость личности при социальных взаимодействиях, за которой стоят альтруистический эгоизм, позитивное отношение к окружающему миру, позитивное видение действительности. Обеспечение социально-психологической терпимости личности связано с формированием соответствующих установок, диспозиций личности [16]. Коммуникативная компетентность Использование ресурсов превентивной адаптации к среде или попыток адаптировать среду к себе возможно при условии развитой коммуникативной компетентности – уместного прагматического использования социального знания и социальных навыков в контексте отношений с окружающими [17]. Таким образом, мы полагаем, что превентивная адаптивность – интегральное психологическое свойство человека, которое создается и проявляется в определенном социальном контексте. Превентивная адаптивность характеризует человека как способного (на основе знаний о социальной действительности и представлений о будущем, опыта поведения в типичных социальных ситуациях и антиципации предстоящих изменений) заблаговременно приспособиться к новым условиям существования, осуществить упреждающую (превентивную) адаптацию. 1. Величковский Б.М. Адаптация // Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского // Психологи ческий лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005. С. 95; Филиппова Е.В., Лубовский В.И. Адаптация // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2003. С. 19–20. Симаева И.Н. Адаптация к условиям учебной деятельности // Развитие личности. 2003. № 4. С. 167–175; Риопелле А.Дж. Адаптация (adaptacion) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. М.; СПб., 2003. С. 14. 2. Селье Г. На уровне целого организма. М., 1972. С. 39. 3. Найссер У. Познание и реальность М., 1981; Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000. 4. Анохин П.К. Функциональная система как основа физиологической архитектуры поведенческого акта. Избранные труды. М., 1979. 5. Ломов Б.Ф., Сурков Е.М. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980. 6. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. 7. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М., 1981. 8. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы психологии. М., 1987. 9. Винер Н. Кибернетика и общество. М ., 1958. 10. Anderson B.F. Cognitive psy с hology. The study of knowing, learning and thinking. N.Y., 1975. 11. Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. N.Y., 1966. 12. Гордеева Т.О. Мотивации достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 47–102; Спиридонова И.А. Влияние локуса контроля на временную транспективу старшеклассников // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 314–326. 13. Реан А.А., Коломинский Я.Л . Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. C . 92–102; 323–327. 14. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. 15. Гриценко В.В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой. М., 2001. С. 112–138. 16. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М., 2002. 17. Wiemann J.M., Kelly C.W. Pragm а tics of interpersonal competence. N.Y., 1985. Р. 283–298; Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |