Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2006 / Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (продолжение)

Личность в экстремальных условиях

Стр. «141—146»

Валерия Мухина

Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (продолжение)*

Но через несколько лет они сблизятся…

чтобы установить правильные отношения

(Дан. 11:6)

Размышления мои побуждают меня отвечать…

(Иов. 20:2)

XI. Отношения **

При том, что все они были приговорены к смертной казни за содеянные преступления, а позже помилованы и осуждены к пожизненному заключению, это их не уравняло. Все они были и остаются разными.

Их интересовали мотивы моего появления в зоне

Когда я появилась на участке, первые наши свидания были тяжелы для каждой из сторон. Я испытывала невероятные проблемы общения в присутствии вооруженных по уставу охранников. Надо было научиться доверительному общению под прессингом обязательного присутствия надзирающего. Они испытывали свои трудности: вначале их интересовали мотивы моего появления в зоне.

«Нечто во мне побудило меня посещать осужденных к пожизненному заключению»

Мотивы я и сама не могла толком сформулировать. Нечто во мне побудило меня к тому, чтобы вновь и вновь посещать осужденных к пожизненному заключению. Побуждение – некое желание, стремление, подчас бессознательное, поступить так или иначе. Психология отсылает нас к сфере неопредмеченной потребности и неосознаваемых мотивов. Короче, я не была способна сформулировать не то что для осужденных, но для самой себя глубинные побуждения к визитам на участок пожизненно осужденных.

Позднее я рационализировала для себя мотивы – их некоторое число. Эти рационально представленные в моем сознании мотивы ничего не добавили и никак не изменили изначально присущих моей природе побуждений. Да у меня и нет желания конструировать иерархию мотивов, объясняющую мои визиты на участок.

Конечно, личность способна осознавать спонтанно формирующиеся ведущие мотивы, ретроспективно решая так называемые задачи на смысл, но у меня нет побуждения делать это. Для меня важны не мои мотивы, а люди. Осужденные к пожизненному заключению находятся в особой ситуации – их не только осудили к тяжкому наказанию (справедливо и по закону), но и лишили будущего .

«Никогда» лишает человека будущего

Чтобы они ни сделали, это пресловутое «Никогда! » повергает в ужас не только осужденных… Я тоже испытываю ужас перед этим «Никогда!». Никогда не быть освобожденным из заключения. «Никогда» лишает человека будущего.

Никогда – ни в какое время … ни теперь, ни после… ни при каких обстоятельствах. Подумать только! Под прессингом «Никогда!» надо суметь приспособиться жить…

Как проживают свою жизнь люди, осужденные на пожизненное заключение?

Уже минуло пять лет, как я впервые вошла в эти коридоры с кованными железными дверьми, прочными замками и глазками для надзора.

У нас уже сложились определенные отношения. Как все люди, они выражают мне свои претензии и свои благодарности.

Начала печатать их письма и их суждения при наших непосредственных встречах. Это дало мне основание высказать некоторые свои глубинные соображения относительно складывающихся взаимоотношений.

Приведу два письма.

Письмо Александра

Предыдущая встреча не состоялась – Александр был наказан за драку. Когда мы приехали, он сидел в одиночке. Вместо него был приглашен на беседу новый осужденный. Он был готов к встрече.

В следующий визит обстоятельства сложились так, что я не смогла пригласить Александра на встречу. Но мы увиделись – передали Александру в камеру новогодний подарок и поздоровались с ним.

Когда ожидания осужденных рушатся – они остро переживает это, не снисходя к пониманию обстоятельств. Поэтому-то я получила письмо, в котором автор не скрывает своей обиды и досады.

Валерия Сергеевна, здравствуйте!

(Александр подавляет негодование. – В.М. )

Сегодня 18.12.2005 года пишу для Вас очередное письмо. Прежде всего, желаю еще раз сказать Вам и Леониду большое спасибо за внимание. Очень сожалею, что не удалось выразить свою благодарность при встрече и подарить подарки к Новому году.

Признаюсь, если бы не желание сказать спасибо за столь неожиданный сюрприз, и не подписание открытки, письмо писать не стал бы! Безусловно, прекрасно сознаю то, что нет никаких обязательств, нет определенности, тем не менее существуют человеческие факторы.

«Я отдаю часть себя на обозрение!»

К Вашему сведению, Валерия Сергеевна, четверг, а тем более пятницу я провел в ожидании, как на иголках, и когда стало ясно, что беседа не состоится, я ощутил разочарование и пустоту. Я задал себе вопрос: «Да что же это такое?» И тут же себе ответил: «Ты настолько незначителен, что очень легко выпадаешь из внимания и памяти». Но затем вспомнил Ваши слова, связанные с письмами, в момент последней беседы, состоявшейся пятого августа (2005). И я прислушался к тому, что Вы ожидали, после чего написал девять писем в течение месяца и нескольких дней. В трех первых высказывался о статье Добренькова о смертной казни. Вы просили побыстрее, и я послушно написал побыстрее. Замечу, что во все свои письма вкладываю часть себя, свои стремления, чувства, переживания, боль, желания и многое другое. Я отдаю часть себя на обозрение! И скажите, пожалуйста, имею ли я право знать, получали ли Вы мои письма? То, что я отдаю из глубины? Видимо, нет. Ведь я же преступник, я кукла, которую позволительно дергать за разнообразные веревочки, не считаясь с тем, что ощущаешь и чувствуешь.

«Я ведь Вас ждал…»

Знаете, я ведь Вас ждал, готовился, изыскивал что-то для подарков, думал, на что-то надеялся. Может быть, это плохо, но я очень-очень надеялся на произведение Достоевского, о котором писал в 38-м письме (я же корыстный подонок), надеялся на Ваши советы. Я также подумал и о том, что Вы, вероятно, устали. Думал так: «Она устала, ведь надо же всем улыбнуться, найти какие-то теплые слова, образовать благоприятную атмосферу, в которой осужденные забыли бы, кто они есть и где находятся». Много было мыслей. Нельзя сказать, что я злюсь или обижаюсь, нет. Мое состояние характеризуется иначе.

Поверьте, мне и без этого хватает разнообразных волнений и переживаний, я и без этого сплю очень плохо по ночам.

«Не сомневайтесь: мои ощущения не из легких»

Валерия Сергеевна, если Ваши действия в отношении меня целенаправленны, то в таком случае убедительно прошу Вас не приглашать меня на беседы. Извините, пожалуйста, если я поступаю как-то неправильно. Обидеть Вас не стремлюсь. Наоборот, благодарен Вам и признателен. Но прошу и Вас понять мое состояние, то, что я испытываю. Не сомневайтесь: мои ощущения не из легких. Возможно, слишком восприимчив, возможно, еще что-то. Знали б Вы, в какую я окунулся прострацию. Как-то в последнее время негативные обстоятельства сомкнулись в круг, из чего вырваться у меня пока не получается. Сознаю, конечно, и то, что произвольно притянул к себе часть негативного, но что-то образовалось не от меня зависящих причин.

«Я устал. Чертовски устал»

Я устал. Чертовски устал. Надоел весь этот хаос. Как хочется отдохнуть, совсем чуть-чуть, малость, самую крохотку. Но, увы, все постоянно на износ. Справедливо. Так утверждают многие. А понимают ли то, что утверждают? Вероятно, понимают. Отказываюсь размышлять об этом вслух. Валерия Сергеевна, скажите, Вам было приятно видеть то, как осужденные радуются книгам или еще чему-то преподносимому Вами? Не правда ли, замечательно видеть, как радуются люди, не побоюсь сказать, именно люди. Вот и я хотел бы увидеть не Вашу радость. Обратите внимание на то, что у осужденных гораздо меньше возможности преподнести какой-либо подарок. Ладно, что об этом говорить.

Еще раз огромное Вам с Леонидом спасибо за все.

Желаю Вам всего наилучшего.

С уважением к Вам, Александр.

До свидания.

Письмо Сергея

Здравствуйте, Уважаемая Валерия Сергеевна!!

Как Вы отметили Новый год и Рождество? А как прошел Ваш День Рождения? Надеюсь, что у Вас все хорошо.

«Я вспоминал о родных и о Вас»

Я все эти праздники постоянно вспоминал о родных и о Вас, вспоминал с любовью, теплотой и благодарностью! Спасибо Вам за все!

 

«LG» – это просто чудо!

Ваш подарок мы оценили в полной мере на Новогодние праздники, «LG» – это просто чудо, такое чистое изображение. У нас тут станция принимает 1-й канал и «Россию», для нас этого вполне даже достаточно (потому что глаза от всего увиденного разбегаются), эмоций и впечатлений через край!.. Телевизор в камере – это, оказывается, целая революция в умах, люди начинают подражать полюбившимся героям, начинают говорить «крылатыми» выражениями, выхваченными из мыльных сериалов, но прилипчивее всего действует реклама, во время работы из разных концов комнаты только и слышатся знакомые фразы… Мы смотрим TV согласно установленному графику, в определенные часы, и забавно смотреть, как мой сокамерник Санек К., которому пора уже внуков няньчить (53 года), ходит кругами у телевизора и спрашивает у всех: «Ну, когда же будем, наконец, включать?!»

«Сильная вещь – этот «волшебный фонарь»!»

Смотрели яркую и красочную новогоднюю программу, когда выступали группы «Виагра», «Фабрика», «Блестящие» в комнате повисала звенящая тишина, прерываемая только шуршанием мышки у плинтуса, многое просто шокирует: очень понравились действительно замечательные фильмы «Сибирский цирюльник » с Джулией Ормонд и «Турецкий гамбит» с Бероевым. Фильм Никиты Михалкова очень тронул, когда показали сцену прощания на вокзале юнкеров со своим бывшим однокашником Андреем Толстым, уходящим в этап, даже глаза защипало, а в «Турецком гамбите» поразила воображение графика, за 12 лет я от всего этого отвык, а многое открыл для себя заново. Сильная вещь – этот «волшебный фонарь»!

«Вы в детстве так играли?»

Не устану благодарить Вас за гостинцы, знаю, что Вы будете улыбаться, но все равно скажу, что мы постоянно вспоминаем новогодний шоколад и ту самую курицу из ресторана «Нева». Разделили ее по-братски, трапеза прошла в теплой, дружеской обстановке, я почему-то вспомнил, как на 6-м коридоре *** со своим товарищем, как когда-то в детстве, мы ломали куриную косточку: «бери и помни». Вы в детстве так играли? Техника, конечно, шагнула далеко вперед, изучая технические возможности данной модели «LG», не уставал удивляться: во дают! Столько возможностей, это не допотопный «Рубин», конечно, прогресс шагает семимильными шагами. Смотрели мультики «Шрек – 2», так прикольно, современную мультипликацию уже не сравнить со стареньким Микки Маусом. Хотя мне по-прежнему дороги Винни-Пух и Чебурашка.

Повышаем свой общеобразовательный уровень, с большим интересом смотрим программу «ВВС» о мире животных. Уже видели передачу о бобрах, о пингвинах и летучих мышах, такие съемки! Узнал много нового.

«Мы все – осужденные, отражаем себя в своих письмах, мыслях, суждениях…»

Заново перечитал Вашу статью в № 3 за 2005 г .: «Пожизненно заключенные: мотивация к жизни» и обнаружил, вдруг, как мы все – осужденные, отражаем себя, свой образ жизни ветхого человека в своих письмах, мыслях, суждениях. Словно в зеркале. Помните, как там у Вильяма Шекспира:

«Ни с места! Сядьте. Я вас не пущу!

Я зеркало поставлю перед вами.

Где вы себя увидите насквозь».

Пожалуй, только при этих словах Гамлета преступная Гертруда впервые испугалась по-настоящему и взглянула правде в лицо.

Я аплодирую Вам, Валерия Сергеевна, и, в который уже раз, снимаю перед Вами шляпу, и целую Ваши руки. Передаю привет Леониду и всем Вашим коллегам!! На этом заканчиваю свою писанину, как говорили в Древнем Китае: «Даже дорога в тысячу ли имеет последний шаг». Не зная, что доброго сделать для Вас, прошу принять от меня этот скромный календарик, пусть он принесет Вам удачу в наступающем году.

Помоги Вам Бог!

С Любовью и Уважением. Сергей.

19.01.2006.


* Продолжение. Начало: Развитие личности. 2002. № 3. С. 51–60; № 4. С. 100–114; 2003. №1. С. 97–117; № 4. С. 121–143; 2004. № 1. С. 118–130; № 2. С. 128–145; № 3. С. 115–127. № 4. С. 97–106; 2005. № 1. С. 157–175; № 2. С. 137–142; № 3. С. 82–93; № 4. С. 100–114; 2006. № 1. С. 110–118.

** К контексту отношений: в журнале «Развитие личности» № 3. 2005 на с. 90 есть сноска о высшей мере наказания, где приводится реплика Андрея Смехова по поводу мнения другого осужденного о ВМН (сноска специально дана по предложению осужденного, прочитавшего письмо и комментарий).

*** В Бутырках: пустой коридор, где содержались приговоренные к смертной казни.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности