|
|||
Авторизация
|
Личность в контексте культурыСтр. «174—176» Иероглиф : от древних времен до нашего времени *Иероглиф – древнейшая система знаков Китайская ментальность складывалась особым образом. Исстари многие традиционные философии и образ жизни формировали особый тип человека Азии – страны, которая была названа поднебесной. Совершенно специфическое влияние на китайцев оказала древнейшая система знаков – иероглифов. Иероглиф как образно-знаковая система в большой мере отражает мировоззрение китайцев и определяет их ментальность. В китайской письменности иероглиф – «человек». Этот иероглиф по своей сути силуэт человека. Графическое изображение имеет варианты. Человек стоит прямо с опущенными или слегка вытянутыми вперед руками. Ты как бы видишь силуэт, словно разглядываешь человека издалека. 3000 лет уже прошло со времени появления этого иероглифа, но благодаря его лаконичной и визуально выверенной форме он остается в первозданном виде. Иероглиф «человек» – кристалл роста гуманитарных смыслов Используя иероглиф в качестве кристалла, на котором растут другие – родственные образования, древние китайцы создали много других знаков, сопряженных с этим иероглифом. Так, два человека, один за другим составляют слово «следовать»; два человека, один над другим – «перемена», «изменение»; два человека, стоящих друг напротив друга (лицом к лицу) – означает «соревнование» или «сопоставление»; два человека, нарисованные спина к спине , первоначально имели значение – «за спиной», но со временем у этого иероглифа появилось еще одно новое значение – «Север». Мы видим множество вариантов использования иероглифа человек в самых разнообразных значениях : следование, перемена, изменение, сопоставление и другие. В иероглифе – «большой» присутствует ключ «человек», словно он раскинул в стороны руки и ноги, стараясь объять вселенную. Ключ «человек», который расправил руки в стороны в иероглифе «большой», существует и в других иероглифах. Например, в иероглифе – «зажимать». Этот иероглиф состоит из трех ключей: большой человек, а по бокам двое маленьких, словно пытающихся удержать большого. Древние китайцы, используя эти знаки-символы, представляли важные качества человека: великий человек открыто относится ко всем другим, маленький человек пытается удержать большого человека. Конфуций писал: «Большой человек (благородный муж) помогает людям претворять хорошее, что заложено в них, и не помогает претворять плохое, что заложено в них. Маленький человек поступает наоборот». Можно сказать, что Конфуций вникал в основные зна- чения некоторых иероглифов, особенно тех, которые связаны со значением «человек». Производные от иероглифа «человек» Производных иероглифов от достаточно много, за ними стоят значимые характеристики человека. Иероглиф «стык» произошел от рисунка – человек стоит, скрестив ноги. Постепенно значение этого иероглифа превратилось в понятие «завязать дружбу», «обмен» и «сообщение». Иероглиф «небо» тесно связан с иероглифами «человек» и «большой»: горизонтальная черта над головой человека значит «небо»: главное божество – творец природы и человечества. Здесь выражено отношение между Небом, Землей и человеком. Человек, существующий в социальном пространстве, под- чиняется Небу, опирается на Землю. Тем самым человек завязывает связь с космосом. Иероглифы как особые знаки формировали самосознание китайцев, они создали особый мир образно- знаковых систем. В древние времена иероглиф «человек» был образом человека. В течение тысячелетний образ человека через его иероглифическое изображение стал обрастать множеством дополняющих его значений, которые имеют специфически китайские смыслы, обращенные из прошлого в будущее. Как бы ни были разнообразны новые значения и смыслы, построенные на иероглифе «человек», самый красивый, самый символичный иероглиф, ставший во главе всех других, – . * Это эссе навеяно изложением Ван Хунцзюнь. История о "человеке" // Китай. 2005. № 12. С.55
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |