Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2006 / Дотации и привелегии университетов (продолжение)

Архив

Стр. «216—236»

Николай Суворов

Дотации и привелегии университетов (продолжение)*

От гонорара к жалованию

О дотации, т.е. о наделении или обеспечении университета имущественными средствами со стороны какой- нибудь власти, не могло быть и речи в ту эпоху, когда профессура рассматривалась как частная профессия или ремесло. Ученое производство точно так же должно было служить источником средств к существованию профессионального производителя, т.е. преподавателя наук, как и всякое другое ремесло или промысел для ремесленника или промышленника. Люди, могущие предложить знания, и люди, предъявляющие спрос на эти знания, вступали между собою в соглашение, и, с образованием корпоративной жизни, вступали в таковые соглашения не в одиночку, а целыми ассоциациями. В Италии, однако, соперничество городов, желавших предвосхитить у Болоньи тот блеск, который придавался ей университетом, и ревнивое чувство Болоньи, не желавшей утратить этот блеск в пользу других городов, повели к тому; что в числе других льгот, предоставляемых от города учащим и учащимся, стало назначаться из городских сумм определенное жалованье известному числу профессоров, далеко не всем, так что значительная, даже большая часть преподавателей должна была довольствоваться получаемым от слушателей гонораром (о котором будет сказано ниже, в главе о преподавании). В Италии именно всего яснее можно наблюдать переход от студенческого гонорара к жалованью. В 1279 г . болонские школяры заключили контракт с Гвидо де Сузария о чтении им дигестов за 300 лир вознаграждения. В следующем году подобный же договор был заключен с канонистом Гарсиа, но с тою особенностью, что деньги лектор должен получать не от школяров, а, по просьбе школяров, от города. В 1289 г .

* Суворов Н.С. Средневековые университеты. М., 1898. Гл. 2. С.74-106. Продолжение. Начало: Развитие личности. 2005. № 3. С. 199–206; № 4. 188–198; 2006. № 1. С. 197-211.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности