Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 1999 / Социально-психологические инициации подростков (Программа «Будущие лидеры России» — ВДЦ «Орленок», август 1999 г.)

Наша презентация

Стр. «4—9»

Леонид Проценко

Социально-психологические инициации подростков
(Программа «Будущие лидеры России» — ВДЦ «Орленок», август 1999 г.)

I. Методологический и теоретический подход

   При построении концептуальных принципов восприятия личности подростка в новых условиях мы опирались на идеи и практические достижения П.П. Болонского, П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, Л.И. Петражицкого, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, В.Н. Терского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, а так же современных педагогов и психологов, посвятивших себя проблемам воспитания личности подростка.

   Перед нами была поставлена задача изложить общие концептуальные принципы построения методов воспитания личности подростка во временных объединениях в новых условиях, а так же обсудить результаты воспитания личности подростка в рамках программы «Будущие лидеры России».

   В то же время, исходя из конкретно сформулированных задач, мы постарались обобщить основные принципы воспитания подростка в условиях таких общественных объединений, как Скаутинг и Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина.

   Анализ структуры организации самых популярных детских и подростковых объединений — Скаутинг и Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина позволяет выявить психолого-педагогические основы построения этих объединений.

   Как оказалось, обсуждаемые организации, несмотря на принципиальные различия в своей идеологической ориентации, имеют единые принципы построения условий жизнедеятельности подростков.

   В обеих организациях:

  1. четко определены цели;
  2. учитываются психологические особенности возраста;
  3. сконструирована структура — при вертикальном иерархическом построении, дающем возможности роста каждому подростку; отведено особое место сопровождающему взрослому («культурному посреднику» по П.Ф. Каптереву);
  4. используются символы, означающие принадлежность подростка к организации (сюда включены: эмблемы, знаки отличия, ритуальные жесты, клятвы, гимн, флаги, форма и др.);
  5. используются обязательные законы и принципы, способы и формы деятельности.

   Названные детские и отроческие организации разрабатывали программы физического, умственного и социального развития подростков. Подростки продвигались по ступеням программы, подтверждая свое право перейти на новую ступень личными заслугами. В программу была включена система планирования своих достижений и обязательств; система поощрений.

   Создавая временные объединения подростков в новых условиях существования нашего государства, научная группа, работающая под руководством В.С. Мухиной, исходила из понимания необходимости преемственности позитивного опыта Скаутинга и Пионерской организации. Все условия, разработанные в этих организациях как побуждающая сила к развитию и подтвердившие себя в практике работы с подростками, были проанализированы с точки зрения понимания закономерностей развития личности подростка и были восприняты как требующие пристального внимания для разработки концепции развития личности подростка в условиях временных общественных объединений.

   Мы понимаем продуктивность четко определенных целей воспитательной работы с подростками. При этом учитываются психологические особенности подростков: их сензитивность к социальным воздействиям; чувство взрослости; стремление быть «как все», чувство «Мы»; стремление утвердить свою уникальность, свое «Я»: «не путайте меня с другим»; стремление добиться наивысшего успеха, реализовать свои притязания на признание «здесь и теперь» и в будущем, в более взрослой жизни.

   Концепция воспитания личности подростка строилась на основе общей концепции развития личности В.С. Мухиной. Феноменология личности определена двумя ее ипостасями: 1 — человек формируется как социальная единица; 2 — человек формируется как уникальная личность. При этом определяющее значение имеет структура самосознания, которая представляет значимые для развивающейся личности ценностные ориентации.

   Проблема адекватной ориентации подростков в социальных явлениях и в своем собственном внутреннем мире — проблема самой науки, а так же психолога и воспитателя как культурных посредников.

   Социальная ситуация в стране побуждает нас обратиться к опыту А.С. Макаренко — педагогу и психологу, специалисту в сфере воспитания подростков в ситуации социальных катаклизмов.

   Сравнительные исследования трудов А.С. Макаренко и современных специалистов, отдающих себя проблемам подростков показали следующее. А.С. Макаренко эмпирически выделял те опоры в практике воспитания личности, которые много десятков лет спустя были сформулированы в теории В.С. Мухиной как структурные звенья самосознания. Сюда входят: 1 — ценностное отношения к собственному имени; 2 — ценностное отношение к своему развитию, к своим достижениям и притязаниям; 3 — ценностное отношение к себе как представителю своего пола; 4 — ценностное отношение к своему личному прошлому, настоящему, будущему; 5 — ценностное отношение к социальному способу жизни людей, с ориентацией на социальную ценность прав и обязанностей.

   Кроме того, мы находим у А.С. Макаренко указание на значение социальной позиции для подростка — добровольная дисциплина в коллективе должна строиться исключительно по системе полномочий, предполагающей, во-первых, создание конституции объединения (в его контексте — твердо установленных положений, обязательных и для колонистов, и для воспитателей), во-вторых, установление таких форм дисциплины, которые не допускали бы произвола одного лица, и, в-третьих, достижение «точного соответствия между приказанием и исполнением1.

   Педагогическая позиция А.С. Макаренко по отношению к личному прошлому подростка (по большей части у воспитанников колонии было непростое прошлое) основывалось на методе взрыва. Что касается настоящего и будущего, то здесь использовалась система перспективных линий личности (близкая, средняя и дальняя; коллективная и личная). Направляющим ориентиром к дальней перспективе связующим звеном стала техника «завтрашней радости». Заимствуя эти идеи у Л.И. Петражицкого, А.С. Макаренко талантливо воплотил их в практику воспитания подростков, имеющих психологические и социальные проблемы.

   Исходя из иной концепции — концепции развития и самосознания личности на этапах онтогенеза В.С. Мухина увидела прямую связь своей психологической теории и педагогических позиций А.С. Макаренко, построевшего систему воспитания.

   Во временные общественные объединения, в условия отдыха в летние и зимние каникулы подростки приезжают из условий разных социальных ситуаций, с разными психологическими проблемами.

   За короткий срок подросток должен поправить свое здоровье, отдохнуть физически и психологически.

   Научная группа психологов работает с подростком в рамках программы в соответствии с типологией самосознания — ценностными ориентациями личности на имя, тело; притязание на признание; половую идентичность; психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее, будущее); социальное пространство (ориентация на обязанности и права; ориентация на деятельность, приносящую чувство удовлетворения и укрепляющую чувство личности).

   Последовательно раскроем принципиальные подходы в работе с самосознанием подростка.

   Звено идентификации с собственным именем, телом и образом «Я»

   Группа психологов работает с подростком, начиная с его имени, раскрывая ценностное значение имени как кристалла самосознания личности, презентирующего саму личность в социальном пространстве и организующего формирование «Я» образа. В это же звено идентификации включается и отношение к телу как безусловному носителю духовного и физического «Я». Проводятся специальные занятия — тренинги и осуществляется психологическое сопровождение в повседневной жизни.

   Звено притязаний на признание

   За короткое время смены условия жизни детей организуется таким образом, что каждому представляется возможность утвердить себя среди других в более приемлемой для себя деятельности (об этих достижениях узнают все члены отряда, достижения фиксируются в сертификате).

   Звено половой идентичности

   Программа построена таким образом, что подросток получает знания о закономерностях физического развития его тела (роста и чувствования). Проводятся специальные мероприятия, которые содействуют развитию и утверждению половой идентичности, а так же мероприятия, обучающие подростка снимать телесное и психическое напряжение, приемлемым для возраста способом (ориентирующим на ценностное отношение к телу и к самой личности).

   Звено психологического времени личности

   Каждый подросток входит в новую временную группу, имея достаточно разнообразный жизненный опыт, имея неоправданные притязания (фоноберии) и всевозможные комплексы. Задача психологов состоит в том, чтобы предоставить подростку возможность действовать с «чистой страницы», дать ему образцы продуктивной самопрезентации и корректного взаимодействия со сверстниками и старшими. Здесь нет необходимости использовать метод взрыва, однако система перспективных линий организуется вполне корректно. В программе используются специально разработанные инициации, ориентирующие подростков на рефлексию своего индивидуального психологического прошлого, настоящего и будущего. Кроме того, подросток участвует в моделировании социального управления в условиях временного отряда по образу устройства социальной структуры российского общества.

   Звено социального пространства личности

   В рамках короткого времени каникул научная группа берет на себя ответственность вместе с подростками построить модель социальной системы, организующей взаимоотношения подростков по образу социальной системы нашего государства. Подростки принимают решение об организации своего города-полиса, в котором действует Совет города, мэрия, избирается Президент и др. То, что в свое время В. Штерн называл «серьезной игрой» в юношеском возрасте, представляет собой потребность сензитивных к социальным явлениям подростков в активном научении ориентации в недоступных и чуждых прежде реалиях социальных отношений. Потребность в предварительных пробах, в общественной организации, управляемой самими отроками реально столь высока, что они «с головой» уходят в эту деятельность, обсуждая программы, уставы, конституции своего временного объединения. Эта деятельность отнюдь не игра — это интеллектуальное моделирование эмоционально и рационально значимых основ общественной организации людей.

   Бескорыстные социальные инициативы подростков относительно устройства своего собственного объединения не только дают им возможность вплотную ознакомиться с реалиями общественного устройства, но и развивают у них чувства гражданина и патриота.

   Гражданская и патриотическая позиции подростка могут успешно развиваться в условиях, представляющих возможность реализации социальных инициатив.

   Формированию у подростка ответственного отношения к своим поступкам и общей линии планируемого жизненного пути помогают специально организованные условия (по аналогии с социальной структурой общества). Условиями позитивного развития личности подростков являются: лояльность и доверительность отношений; уважение взрослыми прав подростков; наличие разнообразных видов творческой, социально полезной деятельности; создание ситуаций свободного выбора.

   Программа 1999 г. построена а выявленных закономерностях формирования гражданской позиции подростка и с учетом особенностей психического развития.

   Для создания психолого-педагогических условий развития личности подростка и усвоения им таких основополагающих понятий как «личность», «гражданин», «патриотизм», «национальная гордость», «права, обязанности и свободы», в основу организации жизнедеятельности участников смены положена деятельность в рамках локального социального пространства в виде кратковременно функционирующего полиса со своими органами управления, воспроизводящего развивающуюся структуру демократической России. Предполагается создание различных ветвей власти: мэрия, выборы и утверждение ее структур общим собранием жителей города.

   Во всех создаваемых структурах мегаполиса и содержательных аспектах жизнедеятельности города (прежде Отрокград и Тинейджертаун) предполагается опираться на необходимость самостоятельного выбора подростка при осуществлении им своих гражданских обязанностей и пользовании правами гражданина города в обыденной жизни и в экстремальных ситуациях.

II. Программа работы с подростками

   I. Школа лидера
   Тренинги: «Личностный рост»; «Поведение в конфликте»; «Формирование уверенности в себе».
   Психодрама: «Половая идентификация».
   Семинары: «Подросток в пространстве предметного мира».
   Круглые столы: «Социальное пространство личности: права и обязанности»; «Гражданин Отечества: важность электоральной активности», «Этническое самосознание и межэтнические отношения»

   

Инициации в специальных условиях    

   
  1. —инициация послушанием;

  2. —инициация физическими трудностями;

  3. —инициация одиночеством;

  4. —инициация свободой;

  5. —страхом.

   

II. Моделирование системы самоорганизации
   Цель: продвижение подростков к социальной зрелости через возможность в задаваемых ситуациях проверить и утвердить свои социальные способности.
   Место проведения: Лагерь «Звездный», ВДЦ «Орленок»
   Девиз: «Гражданин Отечества»

   Символика:    

   
  • Герб, гимн, флаг городов «Тинейджертаун» и «Отрокград»

  • Бейджи

  • Удостоверения представителей законодательной и исполнительной власти города

  • Личная карточка участника смены

  • Сертификат

  • Документы сообщества подросткового объединения

   Содержание деятельности:

  • Игры на выявление лидеров:

    • «Тропа доверия»;

    • Военизированная игра «Защита жизни»;

    • Игра-викторина «Время и мы»;

    • Игра «Освоение территории города»

  • Презентация городов «Тинейджертаун» и «Отрокград»;

  • Референдум по принятию Конституции городов;

  • Пресс-конференции кандидатов в мэры;

  • Дебаты кандидатов на пост мэра;

  • Выборы мэров;

  • Встреча с мэром п. Н.Михайловский;

  • День города на территории городов;

  • Переговоры мэрий полисов;

  • Подготовка социальных программ;

  • Организация средств массовой информации (СМИ);

  • Социологический центр;

  • Подготовка к международному культурному проекту «Театр +TV»;

  • Выборы президента объединенных городов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании

   

Органы самоуправления:    

   
  • Совет старейшин;

  • Центризбирком;

  • Мэрии городов «Тинейджертаун» и «Отрокград»;

  • Инициативные группы по созданию единого мегаполиса;

  • Президент совета объединенных городов

   

Документы:    

   
  • Сертификаты;

  • Конституции городов «Тинейджертаун» и «Отрокград»;

  • Паспорта граждан городов «Тинейджертаун» и «Отрокград»;

  • Закон о выборах в городах «Тинейджертаун» и «Отрокград»

   

III. Выводы

   Моделирование системы самоорганизации жизнедеятельности временных объединений подростков показало:

  1. Высокую сензитивность подростков к социальным явлениям, готовность вникать в законы организации общественного бытия человека.

  2. Выраженную потребность к сотрудничеству подростков с «культурными посредниками» для овладения законами организации общественного бытия.

  3. Выраженную потребность в создании собственной модели общественного объединения подростков — интеллектуальное моделирование основ общественной жизни становится значимой деятельностью.

  4. Потребность иметь свою подростковую организацию, в которой подросток может освоить психологическое пространство «Мы» и»:Я».

  5. Потребность использовать символы объединения для овладения его социальным пространством и реализации своих притязаний на признание. Символы, являясь знаками объединений, содействуют консолидации объединения и продвигают развитие индивидуального самосознания.

  6. Потребность научиться отстаивать свое чувство личности.

  7. Готовность занять позицию гражданина своего Отечества.


1 Макаренко А.С. Пед. соч. Т. 3 — С. 69—70.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности