Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 1999 / Анализ результатов обследования сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом традиционными методами и методом «А»-теста ВИЗИЭС

Человек в экстремальной ситуации своей профессии

Стр. «158—164»

Вячеслав Соловьев

Анализ результатов обследования сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом традиционными методами и методом «А»-теста ВИЗИЭС

«А»-тест ВИЗИЭС — новый метод психодиагностики

Проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов входят в число важнейших современных социальных проблем. Чрезвычайную остроту приобретают требования, предъявляемые к сотрудникам спецподразделений по борьбе с терроризмом, деятельность которых связана с постоянными стрессовыми нагрузками и реальным риском для жизни. Поэтому становится актуальным определение психологического состояния кандидатов как при приеме на службу, так до и после выполнения оперативного задания сотрудником.

Профессиональный психологический отбор сотрудников ФСБ традиционно осуществляется в контексте блока рекомендованных методов, большинство из которых представлено опросниками или бланковыми методиками. Для соотнесения результатов обследования традиционными методами с результатами «А»-тест ВИЗИЭС1 были использованы следующие методики: 16-ФЛО, ММИЛ, корректурная проба, отыскивание чисел ( ЧТ-черная таблица), перепутанные линии, слухо-речевая память.

Целью исследования было проведение сравнительного анализа результатов обследования сотрудников спецподразделения по борьбе с терроризмом традиционными методами профессионального психологического отбора и методом «А»-тест ВИЗИЭС.

Проведены психологические исследования 75 сотрудников по 2-м основным группам профессий спецподразделений и по 4-м возрастным группам. В основу исследования положен «А»-тест (ВИЗИЭС), предложенный В.С. Мухиной, А.В. Волосниковым, используемый наряду с традиционными методиками и применяемыми в профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в систему органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Данный метод имеет компьютерную систему отслеживания визуальной и знаковой идентификации стимула, предъявляемого на стенде (мишени). Метод дает возможность наблюдать динамику психической деятельности при изменении условий предъявления стимулов.

В результате исследования получены психологические характеристики личности в количественном выражении по 10 субтестам. В первых 2-х субтестах определялась визуальная идентификация (ВИ) стимула с двумя уровнями сложности; в субтестах № 3—4 определялась знаковая идентификация (ЗИ) с двумя временными интервалами и моделированием различной нагрузки умственной деятельности; в субтестах № 5—6 определялась также знаковая идентификация в двух временных интервалах в сочетании с усложненной моделью умственной деятельности. Психологические показатели основной профессиональный группы (боевики, снайперы, водители) определялись с помощью «А»-теста ВИЗИЭС в субтестах визуальной и знаковой идентификаци (субтесты № 1—6) и в модели стрессовой ситуации (субтесты № 7—10) с звуковыми раздражителями (выстрелы).

Диагностические критерии «А»-теста ВИЗИЭС

Для экспертной оценки профессиональной пригодности на основе стандартного отклонения установлены критерии диагностические критерии выполнения «А»-теста ВИЗИЭС для основных профессий, имеющие высокие, средние и низкие показатели и характеризующиеся значениями, указанными в табл. 1.

О высокой эмоциональной стабильности и профессиональной способности сотрудников мобилизовывать свои адаптационные возможности свидетельствует увеличение показателей субтестов№ 7—10 в модели экстремальной ситуации на 10—12%. Кроме того, в 7—-8 субтестах равно, как и в 1—2 субтестах, среднее время реакции составляет 2,5 сек., что говорит о высокой стрессоустойчивости и стабильности деятельности, несмотря на внешние помехи. На этих же данных основывается прогноз поведения сотрудника в экстремальной ситуации.

Установлена корреляционная зависимость(0,67—0,81) между результатами корректурной пробы и показателями «А»-теста ВИ-ЗИЭС. Сравниваемые тестовые значения представлены в табл. 2.

Таблица 1. Диагностические критерии основных профессиональных групп


п/п
Субтесты
Уровень
сложности
Попадания Промахи Тайм-ауты Средн.
вр.реакции
В обычных условиях эксперимента
   1 ВИ, 5" средний    53 + 14   43 + 6  4 + 3    2,5 + 0,5 
   2   низкий    87 + 9   11 + 6  2 + 1    2,5 + 0,5 
   3 ЗИ, часовая 5"    46 + 16   31 + 3  23 + 7    3,7 + 0,3 
   4 7" 80 + 9    16 + 5   3 + 2 4,2 + 0,6  
   5 ЗИ, градусная 5"    37 - 13   37 - 3  26 - 3    3,9 - 0,3 
   6   7"    63 - 9   29 - 6  8 - 4    4,5 - 0,5 
В модели экстремальной ситуации
   7   средний в
            ы
            с
            т
            р
            е
            л
            ы
   60 + 10   38 + 12  2 + 1    2,5 + 0,5 
   8   низкий    91 + 6   8 + 4  1 + 1    2,5 + 0,5 
   9 ЗИ, часовая 5"    62 + 13   25 + 4  13 + 6    3,5 + 0,3 
   10   7"    79 + 8   16 + 4  5 + 3    3,8 + 0,5 

Таблица 2. Тестовые значения корректурной пробы и «А»-теста ВИЗИС

№ п/п Корректурная проба
"А"-тест ВИЗИЭС
  1 Темп деятельности Скорость реакции (средняя)
  2 Производительность Результативность (попадания)
  3 Врабатываемость Вырабатываемость (субтест №1)

Традиционные методы соотносимые с «А»-тест ВИЗИЭС

Для сравнения результатов в корректурной пробе брали тестовый показатель темпа деятельности, подразделяющийся на быстрый, средний, замедленный, который соответствовал показателям «А»-тест ВИЗИЭС (ВИ), именно: высокой (< 2 сек.), средней (2—3 сек.), низкой(> 3 сек) скорости реакции обследуемых. Коэффициент корреляции составил 0,81.

Следующий тестовый показатель корректурной пробы — производительность, отражающий количество правильно зачеркнутых букв в единицу времени и оценивающийся на отлично, хорошо, удовлетворительно, успешно коррелирует (0,78) с результативностью в «А»-тест ВИЗИЭС, что выражается процентом попаданий, соответственно, высокими показателями (>96), средними (78—96), низкими (<78). Наибольшая результативность, как видно из анализа профессиональных групп, наблюдается в группах основного состава, точнее у боевиков и снайперов, а так-же в 1-й (до 25 лет) и во 2-й (26—30 лет) возрастных группах.

Тестовый показатель корректурной пробы — врабатываемость, разделяющийся на высокую и низкую коррелирует (0,7) с умением быстро или медленно включаться в деятельность, определяемую в «А»-тест ВИЗИЭС (ВИ) и соответствует показателям (53±14):свыше 40 и менее 39. Наибольшие результаты отмечены у снайперов и командиров групп и во 2-й возрастной группе (26—30 лет).

В традиционной методике отыскивание чисел, определяемой объем внимания, результаты оцениваются временем выполнения теста и разделяются на высокие (до 4 мин.) и низкие (свыше 4 мин.) и коррелируют (0,62) с результатами выполнения «А»-тест ВИЗИЭС (ЗИ).

Наиболее высокие результаты отмечены среди снайперов, командиров групп, боевиков и в 1-й возрастной группе сотрудников (до 25 лет).

Результаты методики перепутанные линии, определяемые устойчивость внимания, разделяются на отличные, хорошие, удовлетворительные и коррелируют (0,68) с высокой и низкой концентрированностью внимания в «А»-тест ВИЗИЭС (ВИ). Наиболее устойчивое внимание отмечено у снайперов и командиров групп.

Результаты обследования отдельных факторов 16-ФЛО и «А»-тест ВИЗИЭС — сопоставимы

Анализ сравнения отдельных факторов 16-фЛО с наблюдаемыми при проведении обследования «А»-тестом ВИЗИЭС поведенческими реакциями, рабочими действиями, значительно дополняет психологическую характеристику обследуемого. Установлена достаточно сильная корреляционная связь (0,67) со следующими личностными характеристиками :

  • фактора C (эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость) с эмоциональной стабильностью в «А»-тест ВИЗИЭС;
  • фактора O (уверенность в себе — неуверенность в себе) с аналогичным качеством в А тесте ВИЗИЭС;
  • фактора H (решительность, смелость — нерешительность, чувствительность к угрозе) и фактора E (доминантность — подчиненность) со стрессоустойчивостью в «А»-тест ВИЗИЭС, во многом определяющей поведение сотрудника в экстремальной ситуации;
  • фактора F (ригидность, однотипность) с непродуктивной адаптивностью в «А»-тесте ВИЗИЭС,
  • прослеживается зависимость между фактором B (высокий интеллект — низкий интеллект), результатами методики слухо — речевой памяти и обучаемостью в «А»-тесте ВИЗИЭС (ЗИ). Наиболее значимое соответствие отмечено у командиров групп, снайперов, боевиков и в 1-й возрастной группе(до 25 лет).

Результаты отдельных шкал ММИЛ и «А»-тест ВИЗИЭС — сопоставимы

Между показателями отдельных шкал ММИЛ и наблюдаемыми личностными качествами при обследовании «А»-тестом ВИЗИЭС также установлена корреляция(0,52), именно :

  • шкала 3 (эмоциональная зрелость) с эмоциональной стабильностью;
  • шкала 6 (ригидность) с непродуктивной адаптивностью, застреваемостью;
  • шкала 7 (тревожность) с неуверенностью в себе, чувством вины.

Отсутствие сильной корреляционной зависимости между результатами традиционных методик и «А»-тест ВИЗИЭС еще не говорит об отсутствии зависимости между признаками. Корреляция в данном случае не является абсолютным показателем связи, приуроченной к определенной выборке испытуемых с характерными для нее вариациями переменных 2—3. Это относится к нашему исследованию, когда исследуется корреляция показателей у испытуемых , прошедших определенный отбор, ограничивший вариации коррелируемых переменных

Анализ полученных результатов при обследовании «А»-тест ВИЗИЭС свидетельствует, что в процессе адаптации к экстремальным условиям деятельности отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа попаданий, уменьшению таймаутов и сокращения среднего времени реакции по мере усложнения задания. На основе факторного анализа установлено, что наиболее информативными показателями в «А»-тесте для психологической оценки являются среднее время реакции в субтестах № 1—8. В то время как в модели экстремальной ситуации, наиболее значимыми являются показатели таймаутов и среднее время реакции в субтестах № 9—10.

Исследованием установлены возрастные показатели «А»-тест ВИЗИЭС и их динамика при усложнении задания, которые необходимо учитывать при отборе. В возрастных группах наиболее информативными также являются показатели среднего времени реакции и таймаутов. Разработан коэффициент индивидуальный оценки уровня адаптационных возможностей сотрудника в количественном выражении в обычных условиях деятельности и в условиях модели экстремальной ситуации для основного и вспомогательного состава (табл. 3).

При выполнении «А»-теста ВИЗИЭС можно наблюдать такие особенности поведения и реагирования, как скорость и характер поисковых действий, утомляемость, включенность в деятельность, обучаемость, регресс автоматизма, что также дополняет психологическую характеристику обследуемого.

Нами установлена корреляционная связь результатов традиционных методов и «А»-тест ВИЗИЭС

На основе сравнительного анализа результатов обследования сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом традиционными методами профессионального психологического отбора и методом «А»-тест ВИЗИЭС установлена корреляционная связь, что позволяет использовать «А»-тест ВИЗИЭС для индивидуальной оценки психологического статуса сотрудника в целях профотбора.

Таблица 3. Коэффициенты оценки уровня адаптационных возможностей

  №
 п.п
   Субтесты   Уровень
сложности
           Значение
       коэффициента
Осн.состав Всп.состав
В обычных условиях эксперимента
  1 ВИ, 5”  средний    20 + 2    20 + 4
  2    низкий    35 + 5    34 + 4
  3 ЗИ, часовая       5”    13 + 1    14 + 3
  4         7”    20 + 3    18 + 0
  5 ЗИ, градусная       5”    11 + 2    10 + 2
  6         7”    14 + 2    14 + 2
В модели экстремальной ситуации
  7 ВИ, 5 средний в
            ы
            с
            т
            р
            е
            л
            ы
   25 + 5    20 + 5
  8    низкий    38 + 3    30 + 7
  9 ЗИ, часовая        5”    19 + 2    16 + 3
  10          7”    21 + 2    20 + 1

Преимущества «А»-тест ВИЗИЭС

«А»-тест ВИЗИЭС имеет ряд преимуществ перед применяемыми в настоящее время в профотборе методами :

дает возможность наблюдать в процессе обследования динамику психической деятельности,

представленные в компьютерной обработке данные являются точными, объективными, исключающими субъективизм в оценке и возможные ошибки,

является более экономичным методом, так как на обследование одного сотрудника требуется 1ч.20мин. вместо 4-6часов при обследовании блоком традиционных тестов,

при обследовании «А»-тест ВИЗИЭС можно непосредственно наблюдать индивидуальные личностные и поведенческие особенности сотрудника.

«А»-тест ВИЗИЭС дает возможность проводить лонгитюдное сопровождение сотрудника, при этом сотрудник сам может отрефлексировать динамику своих достижений во времени.

В результате исследования с использованием «А»-тест ВИЗИЭС определены диагностические критерии профессиональной пригодности сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом.


1 «А»-тест ВИЗИЭС «Расзвитие личности», №1, 1999

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности