|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторизация
|
Человек в экстремальной ситуации своей профессииСтр. «158—164» Анализ результатов обследования сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом традиционными методами и методом «А»-теста ВИЗИЭС«А»-тест ВИЗИЭС — новый метод психодиагностики Проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов входят в число важнейших современных социальных проблем. Чрезвычайную остроту приобретают требования, предъявляемые к сотрудникам спецподразделений по борьбе с терроризмом, деятельность которых связана с постоянными стрессовыми нагрузками и реальным риском для жизни. Поэтому становится актуальным определение психологического состояния кандидатов как при приеме на службу, так до и после выполнения оперативного задания сотрудником. Профессиональный психологический отбор сотрудников ФСБ традиционно осуществляется в контексте блока рекомендованных методов, большинство из которых представлено опросниками или бланковыми методиками. Для соотнесения результатов обследования традиционными методами с результатами «А»-тест ВИЗИЭС1 были использованы следующие методики: 16-ФЛО, ММИЛ, корректурная проба, отыскивание чисел ( ЧТ-черная таблица), перепутанные линии, слухо-речевая память. Целью исследования было проведение сравнительного анализа результатов обследования сотрудников спецподразделения по борьбе с терроризмом традиционными методами профессионального психологического отбора и методом «А»-тест ВИЗИЭС. Проведены психологические исследования 75 сотрудников по 2-м основным группам профессий спецподразделений и по 4-м возрастным группам. В основу исследования положен «А»-тест (ВИЗИЭС), предложенный В.С. Мухиной, А.В. Волосниковым, используемый наряду с традиционными методиками и применяемыми в профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в систему органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Данный метод имеет компьютерную систему отслеживания визуальной и знаковой идентификации стимула, предъявляемого на стенде (мишени). Метод дает возможность наблюдать динамику психической деятельности при изменении условий предъявления стимулов. В результате исследования получены психологические характеристики личности в количественном выражении по 10 субтестам. В первых 2-х субтестах определялась визуальная идентификация (ВИ) стимула с двумя уровнями сложности; в субтестах № 3—4 определялась знаковая идентификация (ЗИ) с двумя временными интервалами и моделированием различной нагрузки умственной деятельности; в субтестах № 5—6 определялась также знаковая идентификация в двух временных интервалах в сочетании с усложненной моделью умственной деятельности. Психологические показатели основной профессиональный группы (боевики, снайперы, водители) определялись с помощью «А»-теста ВИЗИЭС в субтестах визуальной и знаковой идентификаци (субтесты № 1—6) и в модели стрессовой ситуации (субтесты № 7—10) с звуковыми раздражителями (выстрелы). Диагностические критерии «А»-теста ВИЗИЭС Для экспертной оценки профессиональной пригодности на основе стандартного отклонения установлены критерии диагностические критерии выполнения «А»-теста ВИЗИЭС для основных профессий, имеющие высокие, средние и низкие показатели и характеризующиеся значениями, указанными в табл. 1. О высокой эмоциональной стабильности и профессиональной способности сотрудников мобилизовывать свои адаптационные возможности свидетельствует увеличение показателей субтестов№ 7—10 в модели экстремальной ситуации на 10—12%. Кроме того, в 7—-8 субтестах равно, как и в 1—2 субтестах, среднее время реакции составляет 2,5 сек., что говорит о высокой стрессоустойчивости и стабильности деятельности, несмотря на внешние помехи. На этих же данных основывается прогноз поведения сотрудника в экстремальной ситуации. Установлена корреляционная зависимость(0,67—0,81) между результатами корректурной пробы и показателями «А»-теста ВИ-ЗИЭС. Сравниваемые тестовые значения представлены в табл. 2. Таблица 1. Диагностические критерии основных профессиональных групп
Таблица 2. Тестовые значения корректурной пробы и «А»-теста ВИЗИС
Традиционные методы соотносимые с «А»-тест ВИЗИЭС Для сравнения результатов в корректурной пробе брали тестовый показатель темпа деятельности, подразделяющийся на быстрый, средний, замедленный, который соответствовал показателям «А»-тест ВИЗИЭС (ВИ), именно: высокой (< 2 сек.), средней (2—3 сек.), низкой(> 3 сек) скорости реакции обследуемых. Коэффициент корреляции составил 0,81. Следующий тестовый показатель корректурной пробы — производительность, отражающий количество правильно зачеркнутых букв в единицу времени и оценивающийся на отлично, хорошо, удовлетворительно, успешно коррелирует (0,78) с результативностью в «А»-тест ВИЗИЭС, что выражается процентом попаданий, соответственно, высокими показателями (>96), средними (78—96), низкими (<78). Наибольшая результативность, как видно из анализа профессиональных групп, наблюдается в группах основного состава, точнее у боевиков и снайперов, а так-же в 1-й (до 25 лет) и во 2-й (26—30 лет) возрастных группах. Тестовый показатель корректурной пробы — врабатываемость, разделяющийся на высокую и низкую коррелирует (0,7) с умением быстро или медленно включаться в деятельность, определяемую в «А»-тест ВИЗИЭС (ВИ) и соответствует показателям (53±14):свыше 40 и менее 39. Наибольшие результаты отмечены у снайперов и командиров групп и во 2-й возрастной группе (26—30 лет). В традиционной методике отыскивание чисел, определяемой объем внимания, результаты оцениваются временем выполнения теста и разделяются на высокие (до 4 мин.) и низкие (свыше 4 мин.) и коррелируют (0,62) с результатами выполнения «А»-тест ВИЗИЭС (ЗИ). Наиболее высокие результаты отмечены среди снайперов, командиров групп, боевиков и в 1-й возрастной группе сотрудников (до 25 лет). Результаты методики перепутанные линии, определяемые устойчивость внимания, разделяются на отличные, хорошие, удовлетворительные и коррелируют (0,68) с высокой и низкой концентрированностью внимания в «А»-тест ВИЗИЭС (ВИ). Наиболее устойчивое внимание отмечено у снайперов и командиров групп. Результаты обследования отдельных факторов 16-ФЛО и «А»-тест ВИЗИЭС — сопоставимы Анализ сравнения отдельных факторов 16-фЛО с наблюдаемыми при проведении обследования «А»-тестом ВИЗИЭС поведенческими реакциями, рабочими действиями, значительно дополняет психологическую характеристику обследуемого. Установлена достаточно сильная корреляционная связь (0,67) со следующими личностными характеристиками :
Результаты отдельных шкал ММИЛ и «А»-тест ВИЗИЭС — сопоставимы Между показателями отдельных шкал ММИЛ и наблюдаемыми личностными качествами при обследовании «А»-тестом ВИЗИЭС также установлена корреляция(0,52), именно :
Отсутствие сильной корреляционной зависимости между результатами традиционных методик и «А»-тест ВИЗИЭС еще не говорит об отсутствии зависимости между признаками. Корреляция в данном случае не является абсолютным показателем связи, приуроченной к определенной выборке испытуемых с характерными для нее вариациями переменных 2—3. Это относится к нашему исследованию, когда исследуется корреляция показателей у испытуемых , прошедших определенный отбор, ограничивший вариации коррелируемых переменных Анализ полученных результатов при обследовании «А»-тест ВИЗИЭС свидетельствует, что в процессе адаптации к экстремальным условиям деятельности отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа попаданий, уменьшению таймаутов и сокращения среднего времени реакции по мере усложнения задания. На основе факторного анализа установлено, что наиболее информативными показателями в «А»-тесте для психологической оценки являются среднее время реакции в субтестах № 1—8. В то время как в модели экстремальной ситуации, наиболее значимыми являются показатели таймаутов и среднее время реакции в субтестах № 9—10. Исследованием установлены возрастные показатели «А»-тест ВИЗИЭС и их динамика при усложнении задания, которые необходимо учитывать при отборе. В возрастных группах наиболее информативными также являются показатели среднего времени реакции и таймаутов. Разработан коэффициент индивидуальный оценки уровня адаптационных возможностей сотрудника в количественном выражении в обычных условиях деятельности и в условиях модели экстремальной ситуации для основного и вспомогательного состава (табл. 3). При выполнении «А»-теста ВИЗИЭС можно наблюдать такие особенности поведения и реагирования, как скорость и характер поисковых действий, утомляемость, включенность в деятельность, обучаемость, регресс автоматизма, что также дополняет психологическую характеристику обследуемого. Нами установлена корреляционная связь результатов традиционных методов и «А»-тест ВИЗИЭС На основе сравнительного анализа результатов обследования сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом традиционными методами профессионального психологического отбора и методом «А»-тест ВИЗИЭС установлена корреляционная связь, что позволяет использовать «А»-тест ВИЗИЭС для индивидуальной оценки психологического статуса сотрудника в целях профотбора.
Таблица 3. Коэффициенты оценки уровня адаптационных возможностей
Преимущества «А»-тест ВИЗИЭС «А»-тест ВИЗИЭС имеет ряд преимуществ перед применяемыми в настоящее время в профотборе методами : дает возможность наблюдать в процессе обследования динамику психической деятельности, представленные в компьютерной обработке данные являются точными, объективными, исключающими субъективизм в оценке и возможные ошибки, является более экономичным методом, так как на обследование одного сотрудника требуется 1ч.20мин. вместо 4-6часов при обследовании блоком традиционных тестов, при обследовании «А»-тест ВИЗИЭС можно непосредственно наблюдать индивидуальные личностные и поведенческие особенности сотрудника. «А»-тест ВИЗИЭС дает возможность проводить лонгитюдное сопровождение сотрудника, при этом сотрудник сам может отрефлексировать динамику своих достижений во времени. В результате исследования с использованием «А»-тест ВИЗИЭС определены диагностические критерии профессиональной пригодности сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом. 1 «А»-тест ВИЗИЭС «Расзвитие личности», №1, 1999
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |