|
|||
Авторизация
|
Проблемы развития и бытия личностиСтр. «51—60» «Кто я?», или самоописания личностных свойствЯ считаю необходимым сказать, кто я. Ф. Ницше Фридрих Ницше: «Я должен знать самого себя» «Кто я?» – естественный вопрос человека к самому себе, который предполагает, что «я должен знать самого себя». Философ Ф. Ницше в свое время счел необходимым ответить на этот сакраментальный, ставший традиционным для человечества, вопрос: «Кто я?» Ф. Ницше сообщил, что знать это ему не так трудно, ибо он не раз уже «свидетельствовал о себе». Однако знать о себе оказывается весьма не просто. «Я рассказываю себе свою жизнь» В своей последней книге «Ессе Homo» он пытался ответить себе и миру в форме исповедальной психографии на вопрос «Кто я?»: «Я рассказываю себе свою жизнь» [1]. Он свидетельствовал:
«Я всегда выше случая»
«Мне присуща совершенно жуткая впечатлительность…»
Потребность в самопредставлении Приведенные здесь фрагменты рефлексивных самоотчетов Ф. Ницше, которые он попытался осуществить в конце жизни, показывают бесконечно мучительные подходы к своему «я», стремление познать и описать себе свое самопредставление . Философ пытался объяснить свое видение себя самого: «Почему я так умен», «Почему я так мудр», «Почему я пишу такие хорошие книги». При этом он мучительно искал истоки своего «я», запрещая сравнивать себя с другими. Отчужденная исходная позиция, страстная фиксация на своем «я» создают условия напряженной внутренней жизни, что отражено во всей философии Ф. Ницше… Что разрушало его самого. Николай Бердяев: «Личность человеческая более таинственная, чем мир» Как и Ф. Ницше, глубинным самопознанием занимался Н.Б. Бердяев. В своей философской автобиографии он стремился раскрыть тайну личности. Он полагал, что «личность человеческая более таинственна, чем мир». Философ ощущал свою неукорененность в мире. Оттого он с детства защищался от мира, охраняя свою свободу. Он был «выразитель восстания личности против рода». Вот типичные рефлексии Н.А. Бердяева на самого себя.
«Ничто не преодолевает моего одиночества»
«Я постигал мир “не-я”»
«Недостаточна интериоризация… необходима и экстериоризация»
Философ писал о том, что дело идет о самопознании, о потребности понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу. «История не щадит человеческой личности» Н.А. Бердяева интересовала и мучила тайна личности. Живя в катастрофическую для России и для всего мира эпоху, философ наблюдал необычайную превратность человеческих судеб. Он считал, что «история не щадит человеческой личности и даже не замечает ее» [32]. Н.А. Бердяев столкнулся с «основным противоречием» своей противоречивой натуры. Он писал: «С одной стороны, я переживаю все события моей эпохи, всю судьбу мира как события, происходящие со мной, как собственную судьбу, с другой стороны, я мучительно переживаю чуждость мира, далекость всего, мою неслиянность ни с чем. Если бы я писал дневник, то, вероятно, постоянно записывал в него слова: “Мне было это чуждо, я ни с чем не чувствовал слияния, опять, опять тоска по иному, по трансцендентному”» [33]. Рефлексии на себя современной молодежи, профессия которой требует позиции и сензитивности Глубинные рефлексии на себя крупнейших философов, их пронзительные мысли и чувства, сподвигли к тому, чтобы попытаться получить рефлексии на себя современной молодежи, которая по своей профессиональной идентичности должна отличаться способностью к тонкой рефлексии. Мы обратились к православной и светской учащейся молодежи, чтобы получить вдумчивые ответы на вопрос «Кто я?». Требования к методу М. Кун и Т. Макпартленд лишь удачно извлекли из сигнификативного поля человеческой речи и внутренней позиции человека к самому себе этот сакраментальный вопрос «Кто я?». Их целью было измерение идентичности личности в русле социальной психологии. Они предлагали испытуемым ответить двадцать раз на один и тот же вопрос. Время было ограничено 12 минутами. Отвечать надо было быстро, «не раздумывая », все, что приходило в голову. Реально вопрос «Кто я?» – это извечный вопрос вопросов, обращенный рефлексирующим человеком к самому себе. В сознании человека как личности доминируют ценностные ориентации избранного пути, затем следуют значимые для него личностные качества и социальные роли. Используемый в нашем исследовании вариант метода «Кто я?» направлен прежде всего на самоописание личностных свойств . Этот метод представляет собой ответственную для респондента процедуру углубленной рефлексии на себя: на особенности своих личностных свойств, ценностных ориентаций и целей жизненного пути. Респондентам предлагалось дать 15 ответов на вопрос «Кто я?», при этом давалась рекомендация оце- нить особенности своих личностных качеств, ценностных ориентаций и целей жизненного пути. Предлагалось отвечать так, как будто респондент отвечает самому себе. Если возникло желание раскрыть, истолковать ответ, то это можно было спокойно сделать (это поощрялось). Ответов должно быть строго 15 (эмпирически выведенное число, возможное для ответов на заданную тему). Время рефлексии и написания ответов не ограничено. Результаты рефлексивных самоотчетов показали следующее. Избравшие путь православного служения Богу Избравшие путь православного служения Богу отли чаются поразительным единодушием в осознании своего «Я». Все они видят себя в единстве двух ипостасей. Первая: «Я – Бог». «Я – личность». Вторая: «Я – червь». «Я – раб». «Я – прах». Семинаристы пишут: «Я – сын Человеческий». «Я – высокое творение Божие». «Я – совершенное создание Бога». «Я – предтеча того, что будет позже». «Я – личность». «Я – человек». «Я есть человек, сотворенный по образу и подобию Божию». «Я – смиренник ». «Я тот, кто наделен Творцом высшим даром – даром свободы и выбора добра». «Я студент Духовной семинарии». «Я – православный христианин, член Церкви Христовой, человек, желающий жить со Христом ». «Я существо свободное, призванное к вечной жизни. Только от меня зависит, где я буду находиться: в раю или в аду». «Аз есьм личность, призванная Богом к вечному бытию». «Я Божье создание. Я член общества ». «Я человек свободный в своих действиях». «Я свободен в своем творчестве». «Я личность, обле- ченная в тело». «Я есть творение Бога». «Я человек, которому дан выбор между земным и небесным». «Я есть тот, кто, поняв свое предназначение, должен его исполнить». Но в то же время: «Я есть червь, а не человек (Червь олицетворяет мягкость и неспособность)». «Я есть земля, так как создан из земли». «Я есть прах». «Я есть земля и прах». «Я преступник, так как в Евангелие сказано, что если кто осуждает, если гневается, подлежит наказанию». «Я раб, так как всякий делающий грех есть раб греха». «Я падшее создание. По немощи это обычно забывается». «Я раб Божий по Его милости и молитвами моего небесного покровителя Преподобного Сергия студент пятого курса семинарии». Все они – избравшие путь служения Богу – выражают единодушное мнение: «Я – это тело и душа, созданная Богом, которую ожидает в будущем после смер- ти, вечная участь». «Я тот, кто желает обрести Царство Божие». Типичный рефлексивный отчет семинариста Обратимся к типичному тексту рефлексии на себя одного из них – православного семинариста Богдана Добротолюбова (псевдоним). На вопрос «Кто я?» он отвечал:
Богдан демонстрирует глубокую погруженность в религию и ее постулаты, как исходные положения, принимаемые без доказательств. Он – человек, живущий в вере. Семинаристов с таким самосознанием подавляющее большинство. Избравшие путь служения Богу идут строго канонизированным путем и проявляют единообразие в основных постулатах видения своей сущности . Молодые люди, обучающиеся в Православной Духовной академии и семинарии – все как один хорошо знают, кто они, какова суть их личности, где их цель. Здесь ярко выраженная канонизированная ментальность религиозного сознания. Избравшие путь психолога Избравшие путь психолога молодые люди начала XXI века отличаются куда большим разнообразием образов своего «Я». Однако эти ответы часто ускользают от поставленной задачи: отрефлексировать свое внутреннее видение особенностей своей духовной сущности. Многие осознают себя в качестве человека и личности. Некоторые указывают на свою животную и духовную природу. Кто-то вспоминает о том, что он и социальная единица тоже. Однако больше всего ответов – результат осознания себя во внешней, своей социальной позиции – в связи с социальными ролями и родственными связями. Много ответов с позитивными самооценками. Нет, или почти нет, самокритичных негативных оценок. Однако есть множество инфантильных комплиментарных самооценок («Я – цветок ». «Я – душка» «Я – звезда»), которыми специально подчеркивается нарциссическое отношение к своей личности. Конечно же, рефлексивные самоотчеты представляют личностные ориентации каждого отдельного человека. Эти самоотчеты обладают как ментальной типологией, так и стремлением выразить свою уникальность. Некоторые самоотчеты отличаются глубиной саморефлексии. Нетипичный рефлексивный отчет психолога С разрешения россиянина Алексея Двойнина, аспиранта кафедры психологии развития, представляю его ответы на вопрос «Кто я?»:
Рефлексивный самоотчет построен на основе понимания феномена самосознания в современной психологии и на основе собственной позиции и ценностных ориентаций самого автора. Ярко выражена ориентация на ожидаемое благополучное будущее, которая соответствует типичному самосознанию современного молодого человека. Вместо резюме Рефлексии особенных личностей и глубоких философов – Ф. Ницше и Н.А. Бердяева, – отвечавших на вопрос «Кто я?», отличаются глубоким проникновением и одновременной восхитительной смелостью и беззащитной ответственностью. Эти рефлексии ценны и поучительны. Рефлексии современной молодежи, профессиональные ориентации которой требуют позиции и сензитивного чувствования себя и других, имеют также показательную значимость. Если рефлексии на себя учащихся духовных школ обладают общностью и глубиной самопроникновения через канонизированные ценности православия, то рефлексии на себя подавляющего большинства студентов и аспирантов психологов не обладают общностью и глубиной проникновения в феноменологическую сущность душевной и духовной жизни… Проблема становления профессиональной идентичности личности психолога остается открытой. 1. Ницше Ф. Ессе Homo. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1990. С. 697. 17. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1990. С. 8.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |