Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2006 / Рок-культура как ориентация подростков

Личность в контексте культуры

Стр. «106—114»

Александр Телепов

Рок-культура как ориентация подростков

Актуальность проблемы

В силу того, что любое влияние на развитие личности может вызвать как позитивные, так и негативные последствия для подростка, следует изучать все формы времяпрепровождения, которые присутствуют в подростковой культуре. Это: молодежные политические объединения; спортивные клубы; клубы по научным интересам; религиозные объединения; клубы и объединения по литературным предпочтениям (например, эскапистская литература сплачивает определенные слои молодежи). Сюда же следует отнести влияние музыки на ценностные ориентации подростков.

Предметом нашего изучения стало влияние роккультуры на ценностные ориентации подростков.

Для подросткового возраста характерна потребность в интенсивных физических и психологических нагрузках, поэтому современная музыка, в частности рок-музыка, способствует реализации этой потребности.

Феномен рока

Рок является громкой, агрессивной, завораживающей, а также ритмичной и энергичной музыкой. Понятно стремление молодежи слушать и любить эту музыку – оно соответствует психофизиологическим и психологическим особенностям возраста. Подростковый возраст характеризуется выраженной потребностью в интенсивном общении со сверстниками. Поэтому совместное пребывание на концертах, массовое подпевание любимых песен, бурные и ритмичные движения, состояние эйфории и огромный выплеск адреналина содействуют потребности подростков в сильных переживаниях, всплеску эмоций. Пребывание в условиях группового эскапизма на рок-концертах по-особому влияет на ценностные ориентации подростка.

Совместное отчуждение от взрослых

Подростки, стремясь обрести самость, пытаются изжить свою зависимость от семьи и взрослых в целом, они «бегут» от прежних детских отношений, совместно отчуждаясь от взрослых [1]. Общение со сверстниками приобретает исключительную значимость.

В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подросток учится рефлексии на себя и сверстника . Взаимное притяжение, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными [2]. Теперь межличностная идентификация направлена не столько на родителей, сколько на сверстников: 1 – проекция , наделение другого своими психическими особенностями, склонностями и чувствами; 2 – интроекция , наделение себя психическими особенностями, склонностями и чувствами другого [3].

Усиление идентификации со сверстниками, приводя к обособлению от других людей, обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения внутри возрастной группы.

Обособление через сленг

В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствует из старших по возрасту группировок) своеобразная знаковая система: сленг (англ. slang) или арго (фр. arg'o) – слова, слоганы, выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Определенная категория подростков пользуется сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях. Их сленговые названия – панки, металлисты, рокеры, хиппи, фашисты и др.

Побег в субкультуру рока

Эскапизм может привести подростков в секты, в объединения наркоманов и алкоголиков. Эскапизм может затянуть в экстремальные сообщества. Сегодня в России активно влияют на самосознание подростков многочисленные панк-группы, которые становятся для определенной категории молодого поколения знаковыми образцами. В числе прочих групп можно назвать: « PURGEN »; «ДК»; « SATAN CLAUS »; «Мавзолей »; «То. Da . Soo / Defekator»; «ЧЮДО-ЮДО»; «Дети Кеннеди»; «Наив»; «Четыре Таракана»; «Лосьон»; «АЗЪ»; «Банда четырех»; «Химера»; «Трутни» и др. Главное во всех панк-образованиях, что «панк-рок – музыка», настроенная против общества . Но настро- енная не действиями, какими-нибудь террористическими актами, хулиганскими выходками, а идеей . …Панки и панк-рок – это государство в государстве, это отдельное панковское общество – панки тусуются с панками. Живут в своем мире», – из интервью с «PURGENом» [4]. Здесь большое значение имеет эпатаж и бунт. Как говорят панк-музыканты, «большинство молодняка воспринимают панков как «бесиловку », «пьянку», подростковые тусовки. Они плюются, блюют, держатся друг за друга, кричат…» [5].

Групповой эскапизм – угроза развития личности подростка

Наряду с группированием вокруг определенного уровня рок-музыкантов, подростки и молодежь (в основном от 13–16 лет) также сообществами могут убегать и в другие сферы знаковой для них культуры [6]. Этот групповой эскапизм может быть угрозой развитию личности подростка.

Мы будем рассматривать влияние рок-культуры на ценностные ориентации подростков.

Рок – это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи.

В свое время И.С. Кон писал, что рок – это нонконформистское течение, декларирующее свое противостояние развлекательной, коммерческой музыке и вообще «сытому» образу жизни, отрицание всех и всяческих канонов. Рок как вид искусства есть некий вариант особого действа, соединяющего в себе музыку, театр, народное празднество и т. д. Это особая форма непосредственного контакта между исполнителями и залом [7].

Я полагаю, что в настоящее время рок, как и прочие виды молодежной культуры, – средство для объединения в молодежные группы, для отработки особенностей групповой идентичности. Как всякое подобное объединение группирование вокруг рока развивает ряд социальных качеств, но при этом ориентирует на конформное подчинение группе.

Воздействие рок-музыки

Психологическое воздействие рока так же разнообразно, как и он сам, и как его поклонники. Одним рок-музыка дает разрядку эмоционального напряжения, яркие телесные переживания. Другим – чувство внутреннего, психологического освобождения, отключение от прозы будней. Третьим – ощущение коммуникативной легкости, слияния с группой.

Исполняемая рок-группами музыка, если брать ее в единстве мелодии, гармонии, ритма, тембра, динамики, вовсе не проста. Для неподготовленного человека рок-музыка невоспроизводима. Но отдельные элементы ее кажутся доступными, создавая у слушателя иллюзию, будто он сам музицирует или, во всяком случае, может все это сделать. Упрощенность, стереотипность многих музыкальных текстов напоминает фольклорную простоту. Это облегчает распространение самой рок-музыки.

Рок-музыка – это всеподавляющая сила звука

Особенность рок-музыки – это чудовищная, всеподавляющая сила звука. Усиление звука и в классической музыке – одно из средств достигнуть эмоционального напряжения. Благодаря мощным электроусилителям музыка воспринимается уже не только слухом – все тело выступает как бы в качестве резонатора, концентрируя через музыку все эмоциональные силы индивида. Звучащее пространство как бы простирает шатер над слушателями, их переживания становятся общими. Под эту музыку невозможно отвлечься, разговаривать. Она обволакивает и порабощает слушателей, отрезает их от внешнего мира, внушая чувство взаимосвязанности и сопричастности. Кажется, что звук идет отовсюду и создает его не только оркестр, но и все находящиеся в зале. Нередко такое соучастие бывает действенным (ритмические движения, выкрики, аплодисменты).

Амбивалентное влияние музыки

Музыка, как известно, может быть как мощнейшим орудием духовно-нравственного совершенствования, так и средством инфернально-демонического (адского) обольщения человека. Как считает М.И. Светов, «само появление рок-музыки в 50-х годах ХХ столетия ознаменовалось вспышкой самоубийств и поистине психической эпидемией, разрушающей те моральные барьеры, которые призваны сдерживать животные и низменные наклонности человека» [8].

Серьезно увлекающихся рок-музыкой (рокеров) нередко сравнивают с наркоманами. И это не случайно. Они уже не могут отказаться от рок-музыки, при- чем во все увеличивающихся дозах.

«Рок – это как наркотик»

Как пишет М.И. Светов, один японский рокоман бесхитростно признался: «Рок – это как наркотик, только не преследуется законом и значительно дешевле ». Возникает необходимость слушать постоянно все новые и новые записи. Рокер, как и наркоман, идет на все, чтобы получить свою «порцию» рока, поэтому головокружительно набирает оборот рок-индустрия, дающая возможность поддерживать музыкальную «дозу». Без рок-подпитки рок-зависимые превращаются в социально опасный элемент, на чем превосходно играют определенные экстремистские силы. Не случайно медики задумались над новым диагнозом – «музыкальный наркоман ». А некоторые американские ученые говорят однозначно: «Рок не является безобидным времяпрепровождением, это – наркотик не менее смертельный, чем героин, обрывающий жизнь нашей молодежи» [9].

Каким образом достигается влияние рок-музыки на человека? Ритм, частота чередования света и техники, нагромождение звуков – все направлено на разрушение человеческого существа, его насильного перелицовывания, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев. Ритм приобретает наркотические свойства. Если он кратен, например, полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15– 30 герц), то способен вызывать у человека экстаз. При ритме же равном двум ударам в секунду и на тех же частотах слушающий впадает в танцевальный транс, который сродни наркотическому [10].

Заводной апельсин

Писатель Э. Берджесс так описывает переживания подростком Алексом любимой им музыки: «Вот оно, бллин, вот где настоящий prihod! Блаженство, истинное небесное блаженство. Обнаженный, я лежал поверх одеяла, заложив руки за голову, закрыв глаза, блаженно прикрыв rot, и слушал, как плывут божественные звуки. Само великолепие в них обретало plott, становилось телесным и осязаемым. Золотые струи извлекались из тромбонов под кроватью; где-то над головой, трехструйные, искрились пламенные трубы; у двери рокотали ударные, прокатываясь прямо по мне, по всему нутру, и снова отдалялись, треща, как игрушечный гром. О, чудо из чудес! И вот, как птица, вытканная из неземных, тончайших серебристых нитей, или как серебристое вино, льющееся из космической ракеты, вступила отрицая всякую гравитацию, скрипка соло, сразу возвышаясь над всеми другими струнными, которые будто шелковой сетью сплелись над моей кроватью. Потом ворвались флейта с гобоем, ввинтились, словно платиновые черви в сладчайшую изобильную plott из золота и серебра. Невероятное наслаждение, бллин…» [11]. Алекс впадает то в состояние экстаза, то он охвачен желанием все «разорвать на части» и «растоптать в пыль» [12].

Мистериальная оргийная природа рока

Главной опасностью, которую несет в себе рок-культура, является ее мистериальная, оргийная природа. И дело вовсе не ограничивается заимствованием «музыкальных ритмов у африканских племен и в среде «Вуду» в Латинской Америке и на Гаити», а также «всех ритуалов, имитирующих половые сношения, заклинаний и заговоров, с тем чтобы наиболее точно воспроизвести следующие друг за другом ритмы» [13].

Необходимо учесть, что неотъемлемой частью мистериальных оргийных культов являлось использование различных способов для снятия естественных как психических, так и соматических защитных механизмов человека. Для достижения этого результата в языческих храмах использовались световые моделировки, особым образом ритмически выстроенные песнопения, необычные звуковые эффекты, курения различных наркотических веществ и тому подобные методы вывода человека в экстатическое «внечеловеческое» состояние [14].

Через поп-музыку человек подводится к участию в ритуальных отправлениях. Все эти технологии живы и сегодня: ни один крупный концерт поп-музыки не обходится без использования стробоскопов, лазерных «пушек», искусственных задымлений, стихийных танцев (в лучшем случае) в партере и употребления публикой различных «тонизирующих» средств. Таким образом, через участие в дискотеках и поп-концертах, воспроизводящих механику языческих богослужений, человек закономерно и планомерно подводится к участию в прочих ритуальных отправлениях, входящих в состав новых секуляризировавшихся оргийных «культов ». Последнее документально подтверждалось архимандритом Александром: «Результатом одного из проведенных исследований явилось следующее заключение в «Pоst Grаduаtе Меdicinе»: «Факты подтверждают, что рок-музыка, как правило, стимулирует употребление наркотиков, неразборчивую сексуальную связь и буйное поведение» [15].

Финская группа «Lordi»


Фото 1. «Евровидение 2006» (солист группы «Lordi»). 20.05.2006. Греция.

Примером того, что на концертах используются различные способы воздействия на естественные психические и соматические защитные механизмы человека стала финская группа «Lordi». Группа вышла на сцену в костюмах монстров и спела стилизованную под хард-рок композицию. Выступление рок-группы представляло собой сочетание тяжелого рока и сюжетов из фильмов ужасов. Несмотря на тот факт, что «Lordi» менее всего отвечает стандартным представлениям об участниках «Евровидения», это не помешало ей выиграть. Примечателен и состав группы, чьи образы заимствованы из фильмов ужасов: ее лидер и вдохновитель – король зла Lordi, басист Ox – чудовищный орк, воин-монстр – ударник Kita, ожившая мумия – гитарист Amen; женщина-монстр, играющая на клавишных, Awa.

Влияние кумиров

Кумиры для подростков выступают как катализаторы их поведения, состояния и ценностные ориентации. В психологии актуально специальное направление, которое объясняет психологию масс, психологию толпы [16]. В работах С. Сигеле, З. Фрейда, Г. Лебона и других исследователей обсуждается психофизиология толпы, особенности идентификации в толпе.

Что касается рок-концертов, то здесь кумиры являются предметом интенсивной идентификации и интенсивного массового возбуждения.

Подросток в толпе перестает быть личностью

Подросток в толпе перестает стремиться быть уникальной личностью. Его сметает общее настроение присутствующей на рок-концерте массы.

Г. Лебон справедливо полагал, что «в толпе всегда преобладает бессознательное» [17]. Того же мнения придерживаются все исследователи толпы.

Мы наблюдали, как легко кумиры разогревали толпы подростков. Из отдельных личностей они превращались в подвижную массу, которой дирижировал кумир своими музыкой, пением и телесной экспрессией.

ЧП европейского масштаба

Отдельно следует отметить конкурс «Евровидение » (20.05.2006, Афины), на котором группа «Lordi» (см. фото 1 и 2) заняла первое место. Этот факт привлек наше внимание тем, что группа «Lordi» менее всего отвечает стандартным представлениям об участниках «Евровидения», так как является типичным представителем «тяжелой музыки» (Hard Rock), в то время как основная масса участников этого конкурса исполняют песни в формате популярной музыки (Pop).

«Тяжелый рок аллилуйя»


Фото 2. Группа «Lordi» – яркие представители «Тяжелого рока»

Их песня «Hard Rock Hallelujah», с которой они выступили на конкурсе, прославляет тяжелый рок, воздавая ему хвалу, подтверждением этого является само название песни (с англ. «Тяжелый рок аллилуйя»).

Обратимся к Библейской энциклопедии Брокгауза: Аллилуйя [«восхвалите Господа (Яхве)»], формула поклонения и благодарения в богослужебной практике израильтян, которая, как и слово «Аминь», перешла в другие языки без перевода. Слово «Аллилуйя» стоит в начале и в конце некоторых псалмов (пс. 105; 34). Среди них – так называемый «Халлель » (пс. 112–117). В Новом Завете «Аллилуйя» встречает в Откр 19: 1, 3, 4, 6 торжествующей хвалебной песни преисполненной радостью оттого, что пала великая блудница [18].

Песня «Hard Rock Hallelujah» является кощунством, проповедует культ поклонения сатане, хотя сами исполнители отрицают это. Король зла Lordi комментирует: «Я не понимаю, когда люди не отличают театра от действительности. Они видят картинку в журнале и думают, что на ней изображен сатанист. У него ведь и рога на голове. Но по такой логике и корова – от дьявола» [19]. Однако это формальная отговорка. Все образы, которые существуют в Великом поле общественного сознания [20], несут в себе сложившиеся значения и смыслы. Соотечественники группы «Lordi» выразили свое глубокое несогласие с пропагандой образа дьявола, считая это кощунством.

Вместе с тем современные европейские зрители поддались «отрицательному обаянию » сатанинского образа группы и предпочли его лирическому образу Димы Билана, спевшего песню о любви «Never let you go» (см. фото 3).

Как объяснял В.И. Даль, кощунствовать – насмехаться над священными предметами, отзываться о них с презреньем, бранно, пошло; поругать, сквернить, осквернять, буесловить [21]. В.И. Даль писал, что кощунство противоположно изуверству, но еще хуже его. Изуверство – ложное упорное верованье при ненависти к разномыслящим и готовности пострадать за это. Речь идет о фанатизме и нетерпимости.


Фото 3. Дима Билан – представитель России на «Евровидении» 20.05.2006.

Рок-культура в своем агрессивном проявлении может опасно влиять на сензитивных подростков воздействиями подобного рода.


1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 7-е изд., стереотип. М., 2003. С. 371–372.

2. Там же. С. 366.

3. Мухина В.С. Проблема генезиса личности. М., 1985. С. 78–79.

4. Аксютина О. Панк-вирус в России. М., 1999. С. 20.

5. Там же. С. 22.

6. Мухина В.С. Групповой эскапизм и индивидуальный аутизм – компоненты социального и личност- ного развития на этапах отрочества и юности // Развитие личности. 2004. № 1. С. 157.

7. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М., 1989. С. 165.

8. Светов М.И. Рок-музыка на службе у сатаны // Троицкий благовестник. 1995. № 35. С. 3.

9. Там же. С. 4.

10. Там же. С. 5.

11. Берджесс Э. Заводной апельсин. М., 1989. С. 28.

12. Там же. С. 29.

13. Режимбаль Ж.-П. Корни рок-н-ролла. Тула, 1994. С. 3.

14. Зеньковский В. Апологетика. Рига, 1992. С. 135.

15. Александр (Милеант). Рок-музыка с христианской точки зрения. М., 2001.

16. Сигеле С. Преступная толпа. М., 1998; Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «я». М., 1998; Лебон Г. Психология толп. М., 1998; Тард Г. Мнения и толпа. М., 1998; Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998; Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2001.

17. Лебон Г. Психология толп. М., 1998. С. 131.

18. Библейская энциклопедия Брокгауза. М., 1999. С. 23.

19. Интернет-сайт Подробности.ua: http://podrobnosti.ua/ culture/music/2006/04/19/306739.html

20. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность. Екатеринбург, 2006.

21. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1981. Т. 2. С. 183.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности