Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2006 / Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (продолжение)

Личность в экстремальных условиях

Стр. «145—151»

Валерия Мухина

Пожизненно заключенные: мотивация к жизни *

Размышления мои побуждают тебя отвечать

Иов. 20:2

XI. Отношения

Отношения – причастность людей друг к другу

Отношения – характер взаимодействий людей формирующихся из общения на какой-либо почве. Отношения предполагают причастность людей друг к другу или к общей, связывающей их проблеме. Характер отношений между людьми зависит от многих факторов. Так, например, у них могут совпадать или не совпадать мотивы общения. Если общение носит достаточно длительный характер, то отношения развиваются: общающиеся стороны становятся эмоционально и рационально причастными к жизни друг друга, они добровольно поддерживают отношения друг с другом.

Общение – всегда взаимодействие двух или более человек. Общение удовлетворяет глубинную потребность человека во взаимодействии с другим человеком.

Общение человека, живущего в обыденных условиях так называемой гражданской свободы, и человека, заключенного в условиях изоляции от общества, – это особая форма общения, не сравнимая ни с какими другими. Здесь развиваются совсем особые отношения, в которых присутствуют взаимные доверие и опасения, идентификация и обособление. Здесь в случае недоразумений, которые могут легко сниматься в обыденном общении в силу редких встреч, могут возникать и задерживаться угнетающие аффекты.

Гиперчувствительность людей, изолированных от общества

Гиперчувствительность человека изолированного от общества делает межличностные отношения зависимыми от эмоциональной нестабильности (эйфория, надежда и терпение, депрессия и др.). Общее психическое и физическое состояние, многие обстоятельства, которые являются весьма значимыми для заключенного в условиях постоянной депривации, влияют на характер развивающихся отношений.

Как психолог я стараюсь понять перипетии их чувств и состояний. Как человек я стремлюсь не допускать манипуляций и агрессии.

Я испытываю чувство глубокой особенно окрашенной радости, когда они проявляют доброе внимание друг к другу, к родным и близким. Постепенно обращаясь к Господу, они укрепляют свой дух, моля о прощении.

Приведу их письма, которые красноречиво говорят об отношениях.

Письмо Алексея от 14.02.2006

Дорогая Валерия Сергеевна, здравствуйте!

Позвольте мне начать так:

Тот жалок, кто под молотом судьбы

Поник – испуганный – без боя:

Достойный муж выходит из борьбы

В сиянье гордого покоя,

И вновь живет – главы не преклоня –

Исполнен вдохновенной пищей;

Так золото выходит из огня

И полновеснее и чище.

«Начитался про Юнга»

– Это я к нашему с Вами разговору о «ломаться нечему». А ведь действительно нечему. Но это не в плохом, а в хорошем, очень хорошем смысле слов. Смею так утверждать, потому что уже начитался про К. Юнга! Провел рекомендуемый им самоанализ, удостоверился, что ломаться нечему (потому что мое золото сейчас в расплавленном виде), и – рассмеялся, когда в одной из следующих глав, в одном из писем Юнга к Фрейду прочел строчку: «Вы и сами прекрасно знаете, как далеко в своем самоанализе может зайти больной, но – не выйти из психоза». Да, далеко я могу зайти в своем психоанализе, ой как далеко! А книга очень интересная и мне безумно понравилась, как все то новое, что сумеет заинтриговать меня. Перевод первой части готов, отослал его Вам два дня назад. По техническим причинам в процессе работы над ним у меня произошли пара-тройка небольших непредвиденных задержек, поэтому так долго, простите!.. Раньше мне вообще ни- чего не доводилось читать про К. Юнга, моей стихией были кирпичи да плиты…

«Адаптируемый внешний человек и подлинная внутренняя сущность»

А вот сейчас читал и изумился: ну надо же как много, оказывается, сходных черт со мной, особенно касательно isolation. А про разделение себя на адаптируемого внешнего человека и подлинную внутреннюю сущность и говорить нечего! Сто процентов попадания. И еще юмор К. Юнга – это мне тоже очень близко. Спасибо Вам, Валерия Сергеевна, что познакомили меня с такой необычайно интересной книгой. Подолгу смотрел на представленные в ней фотографии – да, именно на фото, а не на рисунки. Они такие выразительные! У меня при себе тоже есть несколько штук чудом оказавшихся личных фотографий, связанных с дотюремной моей жизнью.

«Наказание воспоминаниями»

Юнг назвал свою автобиографию «Воспоминания, сны и размышления». По проведенным параллелям я назвал бы свою жизнь «Наказание воспоминаниями»…

Немного, в сущности, нам надо,

Чтоб обрести на миг себя.

Вдохнуть прогорклость листопада,

Услышать шорохи дождя,

Лицом заплаканным прижаться

К шершавому стволу сосны

И просто тихо улыбаться

Далеким отзвукам весны.

– метафора, но яснее ясного…

«Кабинет начальника отряда всегда один и тот же… но…»

На этот раз наша с Вами встреча… как бы это помягче сказать… выбила меня из колеи. Валерия Сергеевна, дорогая! Кабинет начальника отряда всегда один и тот же – те же стены, потолок, да и вид из окна, но когда на пару дней он становится Вашей вотчиной, то волшебным образом преображается. Внешне вроде бы остается таким же, как и в другие дни, но все же явственно отличается от своей повседневной обычности. Уютом. Добротой. Поневоле начинаешь раскрываться и вылезать из своей раковины. Что у меня было на протяжении восьми лет? Осталась только дежурная наклеенная каменная маска, словно висячий замок на душе. Что там, за этим замком? Какая тоска? Какие бури? Можно только догадываться. И ничем нельзя было помочь… пока однажды Господь не привел Вас к нам сюда… Вы принесли с собой уют. Доброту. Мечту , в конце концов!

«Я внимал Вам»

Вы говорили – «я слушал, нет, не слушал – впитывал. Сперва, конечно же, – и не стану этого скрывать, – ну никак в голове не укладывалось… Ладно руки без наручников, можно было незаметно ущипнуть себя и удостовериться, что да, я действительно не сплю: ТАКОЕ – ТАКОМУ??!

Но Ваши глаза – их было мне достаточно, чтобы всей душой поверить Вам, Валерия Сергеевна! Помните мое письмо №18 , стихотворение за подаренные Вами нам цветы? Мне хотелось снова Вам его рассказать, но все мысли из башки поразлетались, когда я в этот раз сел перед Вами за две недели до Нового года и внимал Вам.

«Я не сломаюсь»

<…> Я не сломаюсь.

Улыбаюсь Вам на прощание и жду Вас скоро в марте, как вы обещали нам! Приезжайте!!!

P.S. А Вашу жареную птицу ** мы помним до сих пор с Андреем. Для нас это тоже стало чудом. Благодарим Вас и всех тех, кто помогал Вам собраться в эту поездку к нам. Здоровья вам всем и помощи Божьей всегда и во всем!!!

Письмо Игоря от 20.04.2006

«Поздравляем Вас, Ваших близких, коллег, учеников»

Здравствуйте, уважаемая Валерия Сергеевна.

Христос Воскресе!

С огромной радостью поздравляем Вас, Ваших близких, коллег по работе, учеников и сотрудников с приходом долгожданной Весны и Светлым праздником Воскресения Господа нашего спасителя Иисуса Христа! Доброго здоровья, радости, мира в душе, терпения, долгих лет жизни, новых творческих успехов и научных достижений, глубокой веры и самой святой, чистой, взаимной любви, о которой заповедовал Христос всем людям, желаем всем Вам от всего сердца не только в эти пасхальные праздники, но и на долгие- долгие годы!

Надеемся, что это наше скромное пасхальное поздравление застанет Вас в праздничном настроении, а главное – в добром здравии! Переживаем за Вас, чтобы у Вас было все хорошо, ибо надеялись встретиться с Вами в марте, но уже конец апреля, а от Вас ничего нет. Конечно, мы понимаем, что Вы очень заняты… Смеем уповать, что издание Ваших трудов находится уже в финальной стадии, дай Бог! А Ваши лучшие аспиранты дописывают авторефераты!

«Мы же скромно пребываем во всеми забытой Сосновке»

Мы же скромно пребываем во всеми забытой Сосновке, глядим на звездное небо и гадаем, когда же приедет к нам наша Валерия Сергеевна…

А в перерывах между этими гаданиями читаем книги и размышляем о бытии человека и будущем небытии человеческих душ…

Еще раз благодарим Вас за «Братьев Карамазовых », которых мы перечитали с превеликим удовольствием и огромной пользой для наших душ. В одном из академических изданий ранее мы читали о замыслах Федора Михайловича по поводу продолжения этого романа… Оказался весьма неожиданный поворот – именно в душе Достоевского.

«Сегодня великий четверг и Саша вечером будет читать вслух 12 фрагментов из Евангелия»

Сегодня великий четверг и Саша вечером будет читать вслух 12 фрагментов из Евангелия о Страстях Христовых – это чтение из года в год всегда вызывает внутри бурю эмоций и заставляет задуматься более глубоко над этими событиями: если все начинается печально и грустно, ибо предательство и суд «навевают» эти чувства, а сама Голгофа усугубляет их, то последние слова этого чтения – последние аккорды звучат настолько возвышенно, что словно самому видится Воскресение Христово (хотя это чтение не затрагивает самого Воскресения)! Но парадокс не в этом, а в том, что если читать эти фрагменты о Страстях Христовых допустим в августе, или в ноябре, или зимой, то нет должного эффекта: высокое чувство именно в Воскресение Христово! Может сама природа готовит человеческую душу воспринять Воскресение Христово – именно весной, именно 14 Ниссана! А как объяснить схождение Благодатного Огня именно в Великую Субботу?! Все это только по Промыслу Божьему и никак иначе.

«Нас перевели в другую камеру…»

У нас без особых перемен, если не считать, что 7 марта нас перевели в другую камеру на том же этаже, но ближе к противоположному концу корпуса. Наши птички нашли нас в тот же день, но потом куда-то улетели – видимо, решили искать более удобные места для продолжения своего рода, чтоб их птенчикам было более просторно в лесу, а не близ тюремных стен. Мы слегка погоревали о наших птичках, но успокоились…

Абсолютно неожиданно разыскался наш старый московский друг – написал нам чудное письмо и выразил готовность поддерживать с нами отношения. Мы с удивлением узнали, что он занимается продажей горшков.

Не нужны ли Вам, Валерия Сергеевна, горшки для цветов, чтоб украсить Вашу кафедру?

А если серьезно, то человек по имени Андрей был настолько значителен в политических событиях августа 1991 года, что экс-президент Горбачев поместил его фотографию на обложку своей книги о путче. Мы расскажем Вам об этом человеке более подробно, если Вам это будет интересно.

Желаем Вам радостно встретить и провести Пасхальные праздники.

С уважением и молитвами о Вас Гоша и Саша

20 апреля 2006

П. Сосновка, Мордовия

Христос Воистину Воскресе!

Письмо Сергея от 28.03.2006

Здравствуйте, уважаемая Валерия Сергеевна!

Поздравляю Вас со Светлым Христовым Воскресением!

Христос Воскрес!

«Смотрю в зарешеченное окошко…»

На улице продолжает набирать свою силу Весна, смотрю в зарешеченное окошко, на радостно чирикающих воробьев, на воркующих сизарей и в голове, сами собой, рождаются мысли, что в этих самых воркующих голубях, которые выполняют свой ритуальный брачный танец вокруг своих подруг, и открывается смысл жизни. Который есть Любовь. Здесь ярко видна любовь Божия, духовная – Агапэ и любовь земная, всего живого друг ко другу на земле. А что может быть величественнее любви? Жить, да, ощущать сильно, глубоко. Что ты существуешь, что ты человек, созданный Богом, – вот первое и главное благодеяние любви. Любовь – неизъяснимое таинство, в этом нет сомнения.

«Несмотря на тяжелые цепи… любовь величайшее счастье…»

Несмотря на тяжелые цепи, несмотря на пошлость, несмотря на всю мерзость, которой окружают ее, несмотря на целую гору извращающих и искажающих ее предрассудков, под которой она погребена, несмотря на всю грязь, которой ее обливают, – любовь, стойкая и роковая, любовь все же является Божественным законом, столь же могущественным и столь же непостижимым, как тот закон, который заставляет солнце сиять в небе. Скажите мне, что такое эти узы, которые крепче, прочнее стали и которые нельзя ни видеть, ни осязать? Чем объяснить, что вы встречаете Женщину, смотрите на нее, говорите ей два слова и уже никогда больше не можете ее забыть? Почему именно ее, а не другую? Сошлитесь на рассудок, привычку, чувственность, на ум, на сердце и объясните, если сможете.

А если в ответ нас понимают и любовь будет взаимной, какую цену тогда приобретает каждое слово! Впрочем, важно и то, о чем говорят губы, когда прислушиваешься к тому, что отвечает твоему сердцу другое сердце. Этот союз, это единство двух сердец – величайшее счастье, самое большое, какое Бог создал для человека.

«Очень точно сказал Апостол Павел»

Очень точно сказал Апостол Павел: «Если я говорю на человеческом и ангельском языках, но не чувствую любви, то я всего лишь гонг или озвученный символ. Если я владею даром пророчества, знаю все тайны и обладаю верой, способной сдвинуть горы, но лишен чувства любви, то я ничто. Если я жертвую всем, что имею, вплоть до своего тела, но не испытываю при этом любви, то не приобретаю ничего. Любовь включает в себя все – и веру, и надежду, и терпение» ***, любовь нельзя победить.

Здесь, на пожизненном заключении, все эти четыре ипостаси: вера, надежда, терпение и, конечно же, любовь, постоянно поддерживают и подпитывают нас. Если этого в тебе нет, то ты погиб. Ведь и сам Господь, умер и воскрес, по Писанию, потому, что любил нас всех. И я Вас люблю этой любовью, дорогая и милая Валерия Сергеевна!

С Праздником Вас!

Христос Воскрес!

Кланяюсь Вам, с уважением Сергей.

28.03.2006

P.S. Поздравляю всех Ваших родных и друзей!

(Продолжение следует)


* Продолжение. Начало: Развитие личности. 2002. № 3. С. 51–60; № 4. С. 100–114; 2003. № 1. С. 97–117; № 4. С. 121–143; 2004. № 1. С. 118–130; № 2. С. 128–145; № 3. С. 115–127. № 4. С. 97–106; 2005. № 1. С. 157–175; № 2. С. 137–142; № 3. С. 82–93; № 4. С. 100–114; 2006. № 1. С. 110–118; № 2. С. 141–146.

** Речь идет о жареной курице, которую мы передали в камеру в связи с приближающимся Новым годом.

*** Сергей пересказал библейский текст Послания Апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине…» (I. Кор. 13: 1–6).

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности