Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2006 / Кооперация как фактор адаптации личности к рыночным отношениям переходного периода

Экономическая психология

Стр. «167—177»

Александр Иванов

Кооперация как фактор адаптации личности к рыночным отношениям переходного периода

Этимология понятия «кооперация»

Под современным понятием «кооперация» подразумевают категорию, отражающую разветвленную сеть определений, связанных с модификацией коллективных взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности общества и личности * .

В масштабах человеческого общества кооперация реализуется повсеместно, в соответствии с чем она представляется как сквозное явление, без которого немыслимо существование ни одного из направлений социально- личностного взаимодействия в рамках любой ее структуры. Фундаментальное представление о кооперации как возможности адаптации личности к рыночным отношениям переходного периода экономического развития предполагает диалектическое исследование данной категории во временном и пространственном измерениях ** .

Кооперация в человеческом обществе проявляется как осмысленная форма социализации в рамках всеобщего закона кооперации. Система кооперативных отношений объективно начала формироваться на уровне населения, то есть снизу, по инициативе жителей локальных территориальных поселений, которые как отдельные субъекты объединялись в конкретные сообщества для решения общих насущных проблем.

В ходе своего развития кооперация проходила «пробные» испытания на первых шагах, то есть ее тенденции проверялись практикой, которая давала возможность либо подтвердить надежность данного варианта совместного развития, либо отказаться от него в соответствии с оценкой участников кооперативного объединения.

Биполярная природа кооперации

Особенностью кооперации является ее биполярность – это исторический феномен, призванный сыграть важную роль в социально-экономическом и биотическом развитии кооперативов и личности.

Биполярность кооперации предполагает совмещение в этом явлении таких черт, которые связаны между собой диалектически, находятся в состоянии единства и борьбы противоположностей, взаимно дополняют друг друга. Устранение биполярности означает ликвидацию какой-то черты из взаимосвязанной пары, что не только искажает сущность явления кооперации, но и лишает ее первопорядкового основания.

«Тело» и «душа» кооперации

Любой кооператив имеет, по образному выражению М.И. Туган-Барановского, два начала: «тело» и «душу». Их природа диаметрально разнопланова: «…если тело кооператива создано товарно-денежной экономикой, то душа кооператива вдохнута социальным идеалом» [1].

Кооперация возникла в результате влияния на капиталистическое общество социалистического идеала, но вместе с тем совершенно от него отличается. Если социалистические общины задумывались как средство социального преобразования всего общества, то кооператив – всего лишь хозяйственное предприятие. Он обращается, прежде всего, к «хозяйственному» интересу личности.

Такая биполярность обеспечивает выживаемость и приспособляемость кооперативов в различных экономических условиях. «Паи, проценты на капитал, наемный труд – что это такое, если не элементы капитализма? ». Социалистическая же идея – это кооперативный идеал, «самый высокий социальный идеал, какой только может себе представить человеческая мысль», в качестве которого может выступать только всестороннее развитие и свобода личности [2].

«Бездушный» кооператив

«Бездушный» кооператив теряет свою основополагающую характеристику и перестает быть кооперативом с заглавной буквы «К», превращается в обычную предпринимательскую структуру. Преобладание коммерческого начала над общественной идеей, погоня за прибылью убивает «душу» кооператива, искажает его сущность, нарушает процесс реализации цели кооператива. С другой стороны, чтобы удовлетворять запросы «души», реализовать достижения социальных целей, движение к кооперативному идеалу, требуется крепкое «тело» – экономически устойчивое хозяйство на основе рационального ведения хозяйственных дел. Хилое «тело» не обеспечивает реализации высшей цели кооператива, он не выживает [3].

Кооператив – объединение отдельных людей, хозяйствующих вместе. Это означает, что в деятельности кооперации сочетаются два начала: индивидуальное и коллективное. Благополучие кооператива обусловлено уровнем и условием соединения частного (личного) интереса с социальным характером труда.

Диалектика взаимоотношений в рамках кооперации

Диалектика их взаимоотношений непроста. С одной стороны, кооператив взывает к личной заинтересованности каждого. Пайщик, являясь членом кооператива, рассчитывает на привилегии для себя лично. Однако «люди, поведение которых определяется только мотивами личного эгоизма, непригодны для кооперации» [4]. С другой стороны, в развитии кооперации возникает так много проблем и трудностей, что преодолеть их может только интерес к общему делу, общественное воодушевление, энтузиазм. Без энтузиазма невозможен успех кооператива, однако механизм его обеспечения может быть основан только на зависимости личной выгоды от результатов общего дела. Отсюда ясно, что базироваться кооперативная идеология должна на высшей цели кооператива – удовлетворении потребностей членов. «Охрана своих интересов должна соединиться у кооперативов с готовностью жертвовать ими во имя общих интересов. Не чистый эгоизм и не чистый альтруизм, а солидарность интересов – вот духовная основа кооперации… Кооперация соединяет эгоизм с альтруизмом в сознании солидарности общего и частного интересов. В кооперативе интересы всех примирены и все в равной мере заинтересованы в том, чтобы общее дело преуспевало, успех этого общего дела обещает и многочисленные выгоды отдельным участникам. Но чтобы получить эти выгоды, нужно уметь и отказываться от них, если это требуют общие интересы» [5]. Кооперация предусматривает подавление эгоистических и индивидуалистических наклонностей. В кооперации царит не капитал, не вещь, а человек, личность. Для успеха кооперации требуется господство в душе человека не жажды богатства, а чувство общественной солидарности, готовность жертвовать личными интересами ради интересов общественной группы.

Индивидуализм и общинность кооперации

Таким образом, кооперация в некоторых своих проявлениях дает практическое разрешение труднейшей задачи «совпадения или внутреннего единства биполярных начал (индивидуализма и общинности) в обществе», которое Владимир Соловьев называл «свободной общинностью» [6].

Существенной чертой кооперации изначально было то, что она представляла не только экономическую, но и социальную организацию, так как кооперация – это союз людей, объявивших сотрудничество для достижения своих общих хозяйственных и общественных целей.

Уже первые потребительские общества были общественными организациями, заботившимися о своих членах, основанными на демократических принципах, вырабатывавшими коллективистские навыки управления и контроля, не забывавшими о повышении культурного уровня пайщиков. Несмотря на финансовые трудности, они делали отчисления на так называемые общеполезные, то есть общественные цели – на содержание школ, библиотек, церкви, материальную помощь бедным.

Кооператив обращен к хозяйственному интересу человека

С другой стороны, кооперативы являются хозяйственными организациями, выполняющими конкретные экономические функции в условиях конкретных экономических отношений. Причем хозяйственный механизм кооперативов всегда вписывается в существующую систему, иначе кооператив оказывается нежизнеспособным. «Кооператив есть хозяйственное предприятие, как и всякое другое. Кооператив обращается прежде всего к хозяйственному интересу человека, и в этом существенное сходство со всеми другими хозяйственными организациями… В этом же и его огромная сила» [7].

Единство этих двух сторон необходимо для существования кооперации как особой социально-экономической реальности. Чтобы осуществлять защиту интересов своих членов, кооперативы должны заниматься хозяйственными вопросами и решать их с учетом требований рыночной экономики, то есть в условиях конкуренции, на экономической основе, прибыльно. Крен в ту или иную сторону отражается неблагоприятно или даже разрушительно на деятельности кооперации. Кооперативы вынуждены балансировать между хозяйственным крахом и вырождением в чисто предпринимательские структуры.

Свойства, необходимые для обеспечения жизнедеятельности кооператива и личности

Таким образом, биполярность кооперации характеризуется наличием свойств, необходимых для обеспе чения жизнедеятельности кооператива и личности, таких как:

  • два идейных начала – коммерческое и социальное, выражающие «тело» и «душу» кооператива;
  • интересы личности (участников): индивидуальный и коллективный;
  • характер кооперации: общественная и хозяйственная организация.

Биполярная основа кооперации, проявляясь многогранно, в конечном итоге означает диалектическую взаимосвязь социально-экономического и личностного.

Деятельность кооперации реализуется непосредственно в экономическом пространстве, однако кооперация не ставит главной целью получение прибыли. «Ее цель – не наибольшая прибыль, но наибольшая степень благосостояния личности: она не только не подчиняет личность капиталу, а наоборот, ставит своей задачей избавление личности от такого подчинения» [8].

В отчетном докладе президента Международного кооперативного альянса Р. Родригеса на Конгрессе в Квебек-Сити в 1999 году было подчеркнуто, что кооперация оказалась между двумя берегами реки: на одном – рынок, требующий от кооперативов финансового благополучия; на другом берегу – забота о благе людей, независимо от того, являются ли они членами кооператива или нет. Это подтверждает вечность кооперативных идей: социально-экономических и личностных. В них заключен вызов современному миру рыночной экономики, и в них же кроется неиссякаемый источник жизнедеятельности и процветания кооперации и личности [9].

Кооперативные ценности

Кооперация как социальный процесс и на раннем этапе своего развития включала методы воспитательного, идейного, культурно-творческого, социально-бытового, морального и нравственного воздействия на действительных и потенциальных участников в направлении стимулирования их трудовой и социальной активности, сознательности и формирования соответствующего мировоззрения личности. Все это имело целью приобщение наиболее обездоленных слоев общества, трудящихся масс к достижениям цивилизации в области науки, культуры, права, рыночной экономики. Поскольку подобные цели в начале кооперативного движения не разделялись всеми государствами, основой их достижения была автономная совместная хозяйственная деятельность членов кооперативов на базе имеющихся в их распоряжении материальных, финансовых ресурсов. Ограниченность последних требовала формулировки ценностей кооперации, поиска таких принципов совместной деятельности людей, которые бы обеспечили наиболее эффективные варианты коллективного выживания.

В Декларации о кооперативной идентичности выделены следующие кооперативные ценности: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость, солидарность, честность, открытость, социальная ответственность и забота о других [10].

Взаимопомощь

По нашему мнению, взаимная помощь – это ценность, определяющая взаимоотношения кооператива (как коллективной организации) и члена кооператива (личности). Взаимопомощь традиционно воспринималась кооператорами как основной принцип человеческого общежития [11].

Начало взаимопомощи, свободного и мирного сотрудничества, составляющее незыблемый фундамент подлинной кооперации, переносит в хозяйственную ткань нравственный, то есть христианский принцип любви к ближнему. И в этом есть величайшее начало, непрерывно обновляющее жизнь общества и личности [12]. Все великие деятели кооперации видели в ней большую внутреннюю ценность и в природе кооперативного объединения усматривали начало, способное вносить живую струю в ветшающую ткань экономической структуры [13].

Таким образом, кооперативы следует рассматривать как организации взаимопомощи, которые помогают своим членам либо улучшить свое материальное положение путем экономии средств на приобретение товаров и услуг (потребительские кооперативы), либо улучшить производственную деятельность путем успешного сбыта товаров (сбытовые кооперативы) и получения дешевых заемных средств (кредитные кооперативы) и т.п.

Особое значение приобретает «взаимопомощь» в рыночной экономике, поскольку кооперация оказывает коллективное влияние на рыночные отношения, создает лучшие условия для деятельности как кооператива, так и личности.

Взаимная ответственность

Данная категория означает ответственность кооператива за интересы своего члена и ответственность члена за общие интересы кооператива. Кооператив должен обеспечить своим членам удовлетворение их потребностей, а члены кооператива должны активно участвовать в его деятельности, чтобы содействовать социально-экономическому развитию. Взаимная ответственность предусматривает ответственность члена кооператива по его обязательствам.

Демократия

В кооперативе демократия означает власть его членов, которую они реализуют через органы управления путем принятия решений по всем социально-экономическим вопросам деятельности кооператива. Члены кооператива имеют право избирать и быть избранными в органы управления и контроля. Они подотчетны органам, которые их избрали. Демократия является обязательной предпосылкой участия членов в делах своих кооперативов, а степень участия – одним из показателей демократии. Механизм осуществления демократии в кооперативе основан на самоуправлении. Высшие органы управления и контроля в кооперативе (собрания, советы, ревизионная комиссия) являются органами самоуправления пайщиков, членов кооператива.

Равенство

Данная кооперативная ценность определяет отношение кооператива к своим членам на основе их равноправного участия в деятельности. Каждый член кооператива имеет равное право на участие в органах управления и контроля по принципу: «один член – один голос», на получение информации о деятельности кооператива, на участие в экономической деятельности кооператива.

Справедливость

Справедливое распределение доходов и социальных благ между членами и работниками кооператива имеет немаловажное значение для деятельности кооперативов. Распределение кооперативных выплат осуществляется соответственно участию каждого его члена и работника в деятельности кооператива и производится в форме начисления дивидендов на капитал, выплат пропорционально участию в хозяйственной деятельности. Справедливость – ценность, подчеркивающая отличие кооперативов, действующих во благо своих членов, от коммерческих хозяйствующих субъектов, действующих в интересах капитала их собственников.

Солидарность

Единство интересов членов отдельных кооперативов любого региона подтверждается созданием объединений кооперативов (союзов, ассоциаций) на местном, региональном, федеральном и международном уровнях, развитием сотрудничества, направленного на обеспечение экономически эффективной работы кооперативов для достижения целей по удовлетворению потребностей своих членов и обслуживаемого населения. Солидарность способствует взаимодействию национальных кооперативных движений с общественными и политическими движениями, с правительствами и международными организациями. В солидарности воплощены такие ценности, как социальная ответственность и забота о других, взаимопомощь и самопомощь, поэтому солидарность является универсальной кооперативной ценностью, раскрывающей философию кооперативного движения.

Необходимо особо подчеркнуть, что для малообеспеченных людей, нуждающихся в социальной защите, кооперация привлекательна не только как реальный путь избавления от нужды. Кооперативная идея, кроме экономических выгод, облегчающих жизнь людей, привлекает еще и тем, что кооперация представляет единение людей, утверждение нравственных ценностей.

Мораль, нравственность, идеология, характер, психология человека – предмет постоянного внимания кооперации, а высокий уровень культуры и нравственности в кооперации ценится так же высоко, как и профессиональная подготовка ее работников.

Происходящие в последнее время процессы глобализации, расслоения общества привели к утрате многих благ, гарантированных населению государством, к снижению нравственности и значимости общечеловеческих ценностей. Кооперация противостоит этим негативным процессам, что обусловлено ее этическим принципом.

Честность является главной нравственной основой кооперативного предпринимательства (производство продуктов и услуг высокого качества, доверие и гласность во взаимоотношениях между лицами, управляющими кооперативом, и его членами).

Открытость

Необходимо, чтобы кооперативы были открыты для всех жителей тех населенных пунктов, в которых кооперативы осуществляют свою деятельность. Открытость предполагает такие отношения кооператива со своими членами и обществом, которые обеспечивали бы доверие к деятельности кооператива и совместное участие в решении возникающих проблем.

Социальная ответственность

Стремление кооператива к повышению уровня жизни, улучшению обслуживания своих членов и всех граждан, пользующихся услугами кооператива без ущерба для других членов общества, подразумевает социальную ответственность.

Забота о других означает, что хозяйственная деятельность кооператива имеет ярко выраженную социальную ориентацию – заботу о тех, кто находится «вне» кооператива и остро нуждается в социальной защите и помощи.

Кооперативный менталитет

Заботясь обо всех вместе и о каждом в отдельности, в конечном счете сделать жизнь личности богаче не только в материальном, но и в духовном плане – выражение социальной миссии кооперации, образ мышления кооператоров, отражающих их духовность, нравственность целей, то есть кооперативный менталитет.

Формирование кооперативного менталитета происходит в условиях урбанизации населения, обострения конкуренции, глобализации экономики, углубления кризисных явлений, расширяющейся дифференциации доходов населения и растущей безработицы. В условиях глобализации на первое место в кооперативах выходит социальная сфера: предоставление помощи малоимущим слоям населения, создание новых рабочих мест, активное вовлечение в работу женщин и молодежи.

Трансформация социальнопсихологи ческих стереотипов личности

Период социалистического хозяйствования воспитал в наших гражданах ориентацию на стабильность и гарантированность. Низкая адаптивность тружеников к резко изменившимся экономическим условиям, неготовность к социальной и трудовой мобильности, крайне низкая конкурентоспособность населения в качестве рыночных агентов выразились в массовом обнищании, пауперизации населения, в разрушении ценностей и стереотипов поведения личности, в неготовности российского менталитета к принятию рыночных отношений, в незащищенности жителей России перед лицом происходящих изменений. Социально-психологическая «цена» проводимых экономических реформ оказалась очень высока и выразилась в разрушении жизненных привычек, интересов и целей в условиях социально-экономической изоляции, в попытке смириться с ситуацией собственной невостребованности, росте апатии и депрессии, потере самооценки и самоуважения. «Да и как могло быть иначе – без общего дома и общей веры?» [14]. Результат этого – резкое снижение показателей по длительности жизни и качеству здоровья населения.

Проблема «новых бедных» приобретает в России все больший накал, сравнимый с ее звучанием в годы Великой депрессии в США на рубеже 20–30-х годов ХХ века [15]. Основная часть населения беззащитна перед рынком. «В России один из самых высоких в мире показатель не только смертности, но и инвалидности, и общей заболеваемости» [16]. Все это чревато разрушением российского этноса, не успевающего адаптироваться к новым экономическим условиям.

Адаптивные возможности кооперации

Особенность современной России состоит в том, что ее более общинная относительно западных форм экономика является очень удобной сферой для реализации биотических целей личности. Представление о возможностях человека фиксировалось российскими законами независимо от цвета кожи, национальности и вероисповедания. Преобладание в России самых лояльных социально- этнических устоев унаследовано от многонационального характера ее государственности. Именно в таких условиях должны осуществляться надежная кооперативная поддержка и грамотное правовое прикрытие коллективных структур, иначе личность в России будет беззащитна и перед законом, и перед беззаконием.

В решении этих проблем кооперация вносит свой посильный вклад уже сегодня. Кооперативы содействуют справедливому распределению экономического потенциала общества более широкому кругу людей, стремятся повысить качество жизни в обслуживаемом регионе, направляют усилия на объединение и примирение людей разных культур, вероисповеданий и различных взглядов, содействуют решению проблем занятости населения [17].

Кроме того, глобальные изменения в мире, постепенно ведущие к «ренессансу» человеческого фактора во всех сферах цивилизационного устройства, делают необходимым детальное освоение опыта функционирования форм хозяйствования, наиболее последовательно использующих кооперативный потенциал, органично сочетающий групповые и индивидуальные интересы личности. И хотя, на наш взгляд, ошибочно представлять безусловной перспективность только кооперативной парадигмы в развитии человечества и личности, имеющих свои конкретные исторические пределы, будущая значительная роль видоизмененных и более совершенных коллективных структур не подлежит сомнению.

Защита личности посредством кооперации

Таким образом, кооперация как исходный принцип социально-экономических и личностных отношений должна быть реализована в многочисленных вариантах общественной и хозяйственной практики для защиты личности в полной мере. Групповая форма выживания, опирающаяся на национальную общность, может быть особенно эффективной для адаптации лич- ности в условиях рыночной экономики переходного периода, если вернет людям утраченное чувство солидарности и взаимопомощи.


* Кооперация (от лат. cooperation – сотрудничество) – форма объединения людей для достижения общей цели в различных областях деятельности. На протяжении многовековой истории общественного развития существовали определенные виды деятельности, которыми занимались группы людей. Групповые объединения обеспечивали более эффективную деятельность по сравнению с индивидуальной. Такие объединения называли «докооперативными» формами объединения или «неформальными кооперативами». Формально кооперативы появились на европейском континенте в условиях развития товарно-денежных отношений в середине XIX века, среди них выделялись такие виды, как потребительские, производственные, сельскохозяйственные, кредитные и др.

** Адаптация (лат. adaptation) – подобно многим другим терминам в психологии А. имеет несколько значений, но в основе всех этих значений лежит понятие, передаваемое его латинским корнем adaptare – приспособлять. А. – изменение системы отношений в социальном или культурном плане. Таким образом, говорится, что кто-то «адаптировался» к социальной или культурной среде. В эволюционной теории А. – любое структурное или поведенческое изменение, которое имеет жизненно важное значение.


1. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1989. С. 67.

2. Там же. С. 436.

3.Там же .

4. Там же . С. 92.

5. Там же. С. 93.

6. Соловьев В.С . Критика отвлеченных начал. Б.м. Б.г. С. 119.

7. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1989. С. 64–65.

8. Там же . С. 87.

9. Цит. по: Макаренко А.П. Перспективы развития кооперативного движения в XXI веке // Материалы нау чно-практической конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии». М., 2000. С. 6.

10. Декларация о кооперативной идентичности, принятая Международным кооперативным альянсом на XXXI конгрессе МКА 20 сентября 1995 года. М., 1996.

11. Макферсон Я. Принципы кооперации для ХХI века / Пер. с англ. Н.В. Тихоновича. Белгород, 1997. С. 86.

12. Анцыферов А. Н. О природе и сущности кооперации // Записки русского института сельскохозяйственной кооперации в Праге. Прага, 1926. С. 23.

13. Там же.

14. Курбатов В. Струсили и не догадались, что струсили // Информационно-аналитический альманах «Общество и здоровье». 2004. № 2. С. 8.

15. Корнева Н.С. Социально-психологический тренинг: Обретение силы // Априори. 2002. № 1. С. 8–9.

16. Рошаль Л.М. Бомба замедленного действия или почему врачи против революции // Общество и здоровье. 2004. № 5. С. 9.

17. Ермаков В.Ф. Потребительская кооперация – социально-экономический институт общества. М., 2003. С. 17.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности