Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 1999 / Детские типы. Типы детей в произведениях Достоевского. Типы девочек

Проблемы развития и бытия личности

Стр. «22—44»

Петр Каптерев

Детские типы. Типы детей в произведениях Достоевского. Типы девочек*

I. Типы девочек (часть I)

Достоевский один из тех писателей, которые в своих произведениях отводили довольно много места детям, изображали различные детские характеры, старались проникнуть в детскую душу. А так как Достоевский был вообще глубоким психологом, обнаруживавшим затаенные уголки человеческой души, ее сокровенные помыслы, волнения и страсти, то и изображение им детского мира представляет большой интерес для психолога и педагога, разъясняя им, каковы бывают детские типы и как они складываются. Поэтому, начиная очерки по детской психологии на основании беллетристических сочинений, мы на первое место ставим произведения Достоевского. Мы рассмотрим сначала изображенные им типы в отдельности, а потом сделаем некоторые общие соображения и выводы.

Начинаем дело с рассмотрения типов девочек. Достоевский дал немного типов девочек, но изобразил их весьма ярко, такими характерными живыми чертами, что ни забыть, ни смешать их, кажется, невозможно, если кто- либо хотя бы один раз ознакомился с ними. Наиболее подробно и обстоятельно очерчены два типа, названные им Неточка Незванова и княжна Катя (оба типа в «Неточке Незвановой»), Типы представляют собою полную противоположность.

<…>

_______________________________

Каптерев П.Ф. Типы детей в произведениях Достоевского. //Воспитание и обучение. – 1895. – No 3, апрель. – С. 73-87.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности