Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2005 / Информация / Information / Страница Главного редактора / Personal Webpage of Chief Editor

Развитие личности №4 / 1999

Страница Главного редактора / Personal Webpage of Chief Editor

Главный редактор журнала "Развитие личности" - Валерия Сергеевна Мухина – ведущий отечественный психолог (теоретик, экспериментатор и практик) с мировым именем; действительный член РАО и РАЕН; член Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО; доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования; за вклад в науку награждена Золотой медалью РАО и медалью Л. С. Выготского РАО; заведующая кафедрой психологии развития МПГУ; основатель, учредитель и главный редактор журнала «Развитие личности»; председатель диссертационного совета Д 212.154.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук; председатель научной секции «Развитие личности» Российского психологического общества и научно-практической секции «Психология развития личности» Федерации психологов образования России; член Союза писателей России, член Московского Союза журналистов; член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование», основатель научной школы «Феноменология развития и бытия личности».

Область научных интересов: возрастная психология; психология личности; человек в экстремальных условиях; этнопсихология; символическая функция сознания.

Валерия Сергеевна Мухина родилась 22 января 1935 года в городе Ворошилове (ныне Уссурийск) Приморского края в семье кадрового офицера Советской Армии. Отец погиб на фронте Великой Отечественной войны.

Еще школьницей Валерия Сергеевна стала ученицей крупнейшего ученого, зоопсихолога Н. Н. Ладыгиной-Котс. В 1956 году она окончила биолого-химический факультет МГПИ имени В. И. Ленина, где с 1962 года начала преподавать на кафедре психологии; в 1965-м защитила кандидатскую, а в 1972-м – докторскую диссертацию. С 1988 года по настоящее время заведует кафедрой психологии развития МПГУ (ранее кафедра педагогической психологии МГПИ). С 1992 по 1998 год возглавляла Институт развития личности РАО, не оставляя при этом заведование своей кафедрой. С 1993 года начала выстраивать концепцию журнала «Развитие личности» и была его создателем. С 1997 года под ее руководством журнал «Развитие личности» начал выходить в свет. Журнал стал одним из ведущих профессиональных периодических изданий нашей страны.

В конце 1950-х годов на базе Московской клинической больницы им. Кащенко В.С. Мухина осуществляла психологическое сопровождение с использованием ручных и дрессированных животных в интересах психически больных детей. В итоге были зафиксированы положительные результаты.

По настоятельному совету Н. Н. Ладыгиной-Котс Валерия Сергеевна стала автором дневника матери, уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов (от рождения до 8 лет). Результаты наблюдения опубликованы в пяти изданиях: «Близнецы» (1969; 1997) и «Таинство детства» (1998; 2000; 2005).

В 1960–1970-х годах В. С. Мухина исследовала знаковую функцию сознания в развитии графических образов у детей. С 1970-х годов она разрабатывает проблему психического развития личности в контексте взаимодействия механизмов ее идентификации и обособления. В 1975– 1980 годах предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания. Учебник В. С. Мухиной «Возрастная психология. Феноменология развития», выдержавший уже 14 изданий общим тиражом около 220 тыс. экземпляров, стал настольной книгой для многих поколений специалистов и психологов-практиков.

Во главе с В. С. Мухиной осуществлялась психологическая работа с населением в экстремальных ситуациях: оказание психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988–1989 гг.); оказание психологической помощи детям, подросткам и взрослым, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС; подготовка практических психологов для регионов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС (ряд лет с конца 1980-х гг.); оказание психологической помощи подросткам, пострадавшим при теракте в Буденновске (1995 г.); организация экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане (2004–2005 гг.); реализация программ поддержки детства, в том числе «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Валерией Сергеевной Мухиной основан Научно-образовательный центр экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях.

Под руководством В. С. Мухиной защищено 90 кандидатских и докторских диссертаций (среди соискателей 23 человека представляют страны зарубежья). На сегодняшний день десять человек готовятся к защите своих научных работ на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Валерия Сергеевна – автор около 600 научных публикаций, многие из которых переведены на иностранные языки. Заложенные научные идеи и традиции исследований продолжают разрабатываться учениками, сотрудниками кафедры психологии развития под руководством В. С. Мухиной, работающими на территории России и во многих странах мира.

В. С. Мухина – основоположник научной школы «Феноменология развития и бытия личности», признанной в отечественном психологическом сообществе. Она широко известна за рубежом как крупнейший специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности.

Концептуальные идеи В. С. Мухиной нашли свое отражение в огромном количестве ее научных работ, изданных на разных языках во всем мире. Научные труды Валерии Сергеевны являются основой, на которой базируются образование и профессиональное становление каждого современного психолога.

В 1975–1980 годах ученый предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых было включено: 1 – эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; 2 – притязания на признание; 3 – половая идентификация; 4 – психологическое время личности (индивидуальное, а также историческое время всей истории человечества); 5 – социально-нормативное пространство личности – ее права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии психических процессов, в том числе связанных с групповыми и этническими проблемами.

Под руководством В. С. Мухиной проведено множество этнопсихологических экспедиций в различные регионы нашей страны и за ее пределы. Среди них: экспедиционные исследования личности малочисленных народностей Севера и Дальнего Востока в контексте традиционных культур в современных условиях (чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, эвенки, нивхи, саамы, ханты, эвены, юкагиры, якуты и др.), 1985–2012 гг.; Краснодарский край – этнопсихологические экспедиции по исследованию казачества как специфической социальной группы; межэтнические отношения в крае, 1992–2001. Под руководством В. С. Мухиной, помимо исследований на территории многих регионов России, проводились исследования в странах СНГ (Белоруссии, Украине, Молдавии, Армении, Грузии, Казахстане), а также в странах дальнего зарубежья (Болгарии, Греции, Испании, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Индии, США, Колумбии, Кубе, Анголе, Чаде, Бенине, Сан-Томе и Принсипе, Намибии, Эфиопии и др.). Научные экспедиции под руководством В. С. Мухиной на Командоры, Чукотку, Камчатку, Крайний Север, Дальний Восток (Южный Сахалин и острова Курильской гряды) позволили еще в советское время ввести понятия «этническое самосознание» и «этническая идентичность малочисленных народностей», разрабатывать адекватные программы психологической и социальной поддержки коренного населения, поднять проблему значимости этнического самосознания личности на правительственный уровень и т.п.

Заложенные научные традиции исследований продолжаются под руководством В. С. Мухиной учениками и сотрудниками кафедры в современной России. Ученики и сотрудники кафедры участвовали в научных экспедициях на Южный Сахалин, острова Курильской гряды, в Ханты-Мансийский автономный округ, Бурятию и другие регионы России.

Возглавляемая Валерией Сергеевной на протяжении 25 лет кафедра психологии развития, следуя за сложившейся десятилетиями традицией, поддерживаемой лучшими научными школами, возникшими в МПГУ (прежде: Высшие женские курсы, 1872 г.; 2-й МГУ, 1918 г.; МГПИ, 1930 г.; МГПИ имени В. И. Ленина, 1941 г.; МПГУ имени В. И. Ленина, 1990 г.; МПГУ, 1993 г.), известными не только в СССР, России, но и за рубежом, сущностно развивается в рамках научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности».

Многие годы, в соответствии с планом НИР МПГУ, под руководством В. С. Мухиной реализуются работы в рамках научной темы «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты». В ходе исследований проводится изучение проблемы бытия и развития личности в нормальных и экстремальных условиях, а также личности и этносов в условиях интернационализации и глобальной аккультурации. Одновременно осуществляются методические разработки в области психологического сопровождения личности в обыденной жизни и экстремальных условиях. Отдельная проблема – депривация человека в разных социальных условиях; последствия депривации и психологическое сопровождение всех категорий, пострадавших от природных, техногенных и социальных катастроф.

В рамках научной школы В. С. Мухиной, под ее руководством осуществлялись проекты по НИР Министерства образования и науки Российской Федерации. К их числу относятся:

1 – Проект «Развитие личности в условиях учреждений интернатного типа», в результате которого разработаны программы психологической реабилитации детей в детских домах, внедренные в практику.

2 – Проект «Проблемы соблюдения прав детей и тайны усыновления», полученные результаты которого дали основания для эволюционного перехода к практике открытого усыновления.

3 –В рамках сотрудничества с ФСИН (Федеральной службой исполнения наказаний) разработаны эффективные программы поддержки осужденных женщин, осужденных пожизненно мужчин; разработаны рекомендации по психологическому сопровождению сотрудников системы ФСИН. Полученные результаты нашли свое отражение в фундаментальном труде В. С. Мухиной «Отчужденные. Абсолют отчуждения», выдержавшем два издания (2009; 2010).

4 – Реализована долговременная программа повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу Министерства образования Иркутской области.

5 – Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства.

6 – Под руководством В. С. Мухиной проведены курсы повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования Иркутской области (2011; 2012), а также по приглашению (2014).

В период с 2010 по 2014 г. В. С. Мухиной и её единомышленниками были реализованы проекты и программы:

1. Проект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» Международной организации «PRI-Международная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службой ГУИН (ФСИН до 2014 г.) Минюста РФ, 2001–2014 гг. (руководитель В. С. Мухина).

2. Проект исследования ментальных особенностей жителей восточной окраины России: научные экспедиции (острова Курильской гряды), 2007–2010 гг.; Байкал, Бурятия, 2011–2012 гг.; Ханты-Мансийский национальный округ, 2011–2013 гг. (руководитель В. С. Мухина). 3. Научная программа исследования «Отношения к образу “Я” в философии и психологии буддизма», 2010–2011 гг., г. Улан-Удэ (руководитель В. С. Мухина). 4. Научная программа исследования «Ментальные особенности представителей родовых культур», Ангола, 2010–2012 гг.; Ханты-Мансийский АО, Россия, 2012 г. (руководитель В. С. Мухина).

5. Программа Евросоюза «Темпус»: Магистерская программа «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития», 2011– 2013 гг. (руководитель В. С. Мухина).

6. Разработка программ и методических рекомендаций к проведению диагностики А-тестом «ВИ-ЗИ-ЭС» нового поколения, 2011–2013 гг. (руководитель В. С. Мухина).

7. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, 2011–2014 гг. (руководители В. С. Мухина и министр образования Иркутской области, докторант кафедры психологии развития В. С. Басюк).

8. Российско-американский симпозиум «Поведение: Условия развития и внутренняя позиция личности» совместно с международной Психолого-педагогической ассоциацией “Global Behavior Solutions”, МПГУ, ФПП, октябрь 2013 г. (руководитель В. С. Мухина).

В. С. Мухина принимает активное участие в выездных акциях, к которым за период 2001–2014 гг. относятся:

1. Исследование личности в условиях пожизненного заключения. ФКУ ИК-1 УФСИН по респ. Мордовия. Поселок Явас, Республика Мордовия, 2001–2014 гг. (В. С. Мухина, Л. М. Проценко).

2. Исследование особенностей самосознания бурят: «Отношение к образу “Я” в философии и психологии буддизма», Улан-Удэ, Республика Бурятия, июль 2010 (В. С. Мухина).

3. Научные экспедиции «Исследование ментальных особенностей жителей восточных регионов России»: Байкал, 2011 г. (руководитель В. С. Мухина); Ханты-Мансийский национальный округ, 2011 г. (руководитель В. С. Мухина).

4. Курсы повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министерства образования Иркутской области, Иркутск, 2011–2012 гг. (руководитель В. С. Мухина, со-руководитель В. С. Басюк, участники – С. В. Мелков, Н. Г. Осухова, Л. М. Проценко).

Область научных интересов В.С. Мухиной: долговременная работа, исследование проблемы психологического сопровождения детей-сирот в контексте проблемы развития и воспитания личности, в рамках которой В. С. Мухина выступает научным консультантом и научным руководителем докторантов и аспирантов. В сферу изучения глобальной проблемы В. С. Мухина включила следующие направления исследований: психологические особенности ценностных ориентаций пожизненно осужденных и делинквентных подростков; условия, содействующие преодолению ценностных ориентаций делинквентных подростков на криминальную субкультуру; организация и смысловое наполнение общения девиантных подростков с пожизненно осужденными.

В. С. Мухина задает основные векторы и потенциальные пути развития возглавляемой ею кафедры психологии развития МПГУ, которая бытует и развивается в рамках ее научной школы, определяя актуальные проблемы и перспективы научно-исследовательской деятельности ее учеников и коллег. Результаты этой работы отражаются в публикациях журнала "Развитие личности" и других ведущих изданиях России и за рубежом.

Награждена золотой медалью РАО «За достижения в науке».

26 января 2015 года В.С. Мухина избрана Почетным профессором МПГУ.

Контактная информация:

Телефон - +7 495 608 59 74

e-mail: rl-online@mail.ru

Перечень публикаций за последние 3 года:

642.

Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений: 17-е изд.

 

печатный

М.: Издательский центр Академия

2019, 656 с., тираж 1000 экз.

41 п.л.

 

643.

Личность: Мифы и Реальность

(Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты):
6-е изд., испр. и доп.

 

печатный

М.: Национальный книжный центр

2019, 1160 c., тираж 3000 экз.

72,5 п.л.

 

644.

Методологические подходы к практике работы психолога

 

печатный

М.: Развитие личности

2019, №1,
С. 10–32

1,5 п.л.

 

645.

Искусственный рай или реальный ад

 

печатный

М.: Развитие личности

2019, №1,
С. 42–59

1,1 п.л.

 

646.

ЧП – расследования

печатный

М.: Развитие личности

2019, №1,
С. 60–78

1,1 п.л.

Н.А. Богда-нов, Н.Д. Гаври-лов

647.

Надежда Николаевна Ладыгина-Котс: Мое видение ее личности сквозь время и пространство

 

печатный

М.: Развитие личности

2019, №2,
С. 8–42

2 п.л.

 

648.

Психическая энергия в контексте рефлексий пассионариев философии и наук

 

печатный

М.: Развитие личности

2019, №4,
С. 10–66

2 п.л.

 

649.

Личность: Мифы и Реальность

(Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты):
7-е изд., испр. и доп.

 

печатный

М.: Национальный книжный центр

2020, 1160 c., тираж 3000 экз.

72,5 п.л.

 

650.

О других и о себе

печатный

М.: Развитие личности

2020, №1,
С. 35–58

1,5 п.л.

 

 

651.

План-проспект учебника «Возрастная психология.

Феноменология развития и бытия личности:

от молодости до преклонного возраста», Том 2

 

печатный

М.: Развитие личности

2020, №1,
С. 113–141

1,8 п.л.

 

652.

Актуальные проблемы возрастной психологии: Инновационные аспекты

 

печатный

М.: Развитие личности

2020, №2,
С. 8–10

0,2 п.л.

 

653.

Детство. Стремительный путь развития – от беспомощности младенца до годовалого малыша

 

печатный

М.: Развитие личности

2020, №2,
С. 11–45

1,4 п.л.

 

654.

Ранний возраст – развитие, достижения и преобразования

 

печатный

М.: Развитие личности

2020, №2,
С. 46–97

2 п.л.

 

655.

Дошкольный возраст – развитие детской личности

 

печатный

М.: Развитие личности

2020, №2,
С. 98–157

2,4 п.л.

 

656.

Дошкольный возраст – развитие детской личности (Окончание)

 

печатный

М.: Развитие личности

2020, №3,
С. 8–40

1,5 п.л.

 

657.

Младший школьный возраст

печатный

М.: Развитие личности

 

2020, №3,
С. 41–155

5 п.л.

 

658.

Отрочество

печатный

М.: Развитие личности

 

2020, №4,
С. 8–135

5 п.л.

 

659.

Юность

печатный

М.: Развитие личности

 

2020, №4,
С. 136–158

0,9 п.л.

 

660.

Юность (Продолжение)

печатный

М.: Развитие личности

 

2021, №1-2,

С. 8–158

6,25 п.л.

 

661.

Вселенское чувство любви

 

печатный

М.: Развитие личности

2021, №3-4,

В печати

 

1 п.л.

 

662.

Внутренняя позиция личности как основа развития гражданской идентичности

печатный

М.: Культурно-историческая психология

 

2022, Т. 18, №1, С. 105–112

0,3 п.л.

С.В. Мелков

 

Web of Science, Scopus

663.

Юность (Окончание)

печатный

М.: Развитие личности

 

2022, №1,

В печати

 

 

 

_____________________________

Valeria Mukhina

Full Member of RAE and RANS, Sc.D. (psychology), Professor, Honored Worker of Science of Russian Federation, Head of the Developmental Psychology chair, Moscow State Pedagogical University, editor-inchief of journal “Development of personality”. Specialist in aging psychology, ethnopsychology, psychology of personality.

Specialist in aging psychology, ethnopsychology, psychology of personality. Science interests: psychological support of a child, adolescent, adult and elderly person; human behavior in extreme situations; personality in all age stages; ethnical self-consciousness in the context of interethnic relations.

The author of more than 550 printed works, published in Russia and abroad. Holds patents. More than 50 books were published in foreign languages, including: The twins: the diary of two boys. – Moscow, 1969: the second edition – 1997; Graphic activity of a child as a form of social experience’s assimilation: Monograph. – Moscow, 1981; Birth of personality – Moscow, 1984, 1987 – in English, Bengali, Marathi and Arabic; Child psychology. Textbook. – Moscow, Leningrad, 1975, 1985, 1992; Child and Adolescent psychology: textbook. – Moscow, 1997; Phenomenology of personality development and existence: selected psychological works (Psychologists of Russia) – Moscow; Voronezh, 1999; The mystery of childhood: in 2 volumes. – Moscow , 1998; Saint-Petersburg, 2000: the 2nd edition; Ekaterinburg, 2005: the 3rd edition. – Moscow, 2013; Personality: myths and reality (Alternative view. System approach. Innovational aspects): – the 3rd edition. – Moscow, 2013; Alienated: the absolute of alienation. – Moscow, 2009. – The Holy Trinity-St. Sergius Lavra, 2010: the 2nd edition; Alienation from yourself: about selfdestructive human passions. – Moscow, 2011 (co-authored with A. A. Khvostov); Alienation from others: From penetration of sin and bad thoughts to action and crime. – Moscow, 2013 (co-authored with A. A. Khvostov); Age psychology. Phenomenology of development: textbook. – Moscow, 2012: the 14th edition, stereotype; Alienation of humans in everyday life. – М., 2014; Age psychology. Phenomenology of development: textbook. – 15th ed. – Moscow, 2015.

Laureate of the Prize of President of the Russian Federation in the Field of Education.

Valeria S. Mukhina was born January 22, 1935 in the town of Voroshilov in the family of the personnel officer of the Soviet Army. His father died in the Great Patriotic War.

Another schoolgirl Valeria S. became a student of a great scientist, zoopsychologists NN Ladygina-Cotes. In 1956 she graduated from the Faculty of Biology and Chemistry Moscow State Pedagogical Institute named after Lenin. Since 1962, she began teaching at the Department of Psychology; in 1965 she defended her PhD, in 1972 - a doctoral thesis. Since 1988, she headed the Department of Psychology of Moscow State Pedagogical University. In 1993 Valeria Mukhina created the concept of the journal "Personality development". The magazine has become one of the leading professional periodicals in Russia.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности