Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2006 / Великое идеополе общественного сознания

Наша презентация

Стр. «10—16»

Валерия Мухина

Великое идеополе общественного сознания

Сущность социального пространства, рожденного историческим временем

Погружаясь в отдаленное и относительно недавнее прошлое, узнавая идеи о человеке и о мире философов, писателей, ученых из разных областей знаний, заинтересованных в понимании феномена личности, я сформулировала для себя понятие «Великое поле общественного сознания» , которое включает в себя социальное пространство исторического времени и возникшие в нем идеи. Это Великое поле несет в себе опыт предшествующих поколений и одновременно является строительным материалом для развития духовного мира человека.

Великое поле общественного сознания – пространство идей, концептов, знаний, знаковых систем, понятий, образов, которые отражают путь достижений и заблуждений человеческого познания и обуславливают дальнейшее развитие новых идей, в свою очередь определяющих достижения науки, культуры, морали, техники и политики.

Идеологические поля входят в Великое поле общественного сознания

Великое поле общественного сознания содержит в себе идеологические поля – особые идеи, концепты, порожденные разумом отдельных теоретиков и их школами, которые, первоначально зарождаясь в рамках какого-либо философского направления, науки, этики, искусств и т.д., в определенные исторические моменты оказывают влияние на самосознание общества в целом.

Идеологические поля общественного сознания, раз возникнув, остаются в пределах Великого поля общественного сознания, развиваясь, усиливая свое воздействие на сознание людей и видоизменяясь с течением времени. Они сохраняются в истории человечества, вплетаясь в сферы значений и смыслов Великого поля общественного сознания.

Та реальность, которая образует поле общественного сознания, имеет предтечи в плане ее предчувствия и осознания философами, а также представителями других сфер познания, начиная с древнейших времен. Так, в истории мысли мы находим достаточное число попыток осмыслить особую реальность, которая понималась как некая сущность, вечные знания, концентрация мудрых затаенных истин, абсолютных идей и пр.

Попытки философоф осмыслить особую реальность знаний

Эти идеи появились еще у древних греков. Прежде всего можно обратиться к учению Гераклита о логосе, которое возникло еще в VI веке до н. э. Логос мыслился как учение о стоящей над людьми и воздействующей на них божественной силе мира.

Одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, – нус . Этот термин представлен у Гомера, Фалеса, Ксенофана, Демокрита, Диогена Апполонийского и мн. др. Концепцию нуса специально разрабатывали Анаксагор, Ксенофан, а также Сократ и Платон.

Платон утверждал первичную сущность идеи : идея – подлинно сущее, постигаемое разумом. Для Платона материя есть «восприемница» и «кормилица» идей, а под идеей он разумел идеальную сущность: «Идеи эти пребывают в природе, как бы в виде образцов» [1].

Мировое поле Аристотеля

Аристотель считал, что все идеи вещей образуют некое мировое поле, или мировой нус , который содержит в себе собственную умственную материю. Этот мировой нус, согласно Аристотелю, есть форма форм и ощущение ощущений, актуально мыслящая вечность, в которой каждая чувственная вещь имеет свою идею [2]. Нус выступает как единица в науке и как ее начало [3]. Аристотель писал: «Вообще же в то время как мудрость ищет причину видимого, мы это оставим без внимания, но… существуют другие сущности» [4]. К этим сущностям Аристотель относил нус и эйдос (идеи). Аристотель, мучимый стремлением к истине, постоянно повторял: «…следует ли признавать существование только чувственно воспринимаемых сущностей или помимо них также другие? И [если также другие], то имеются ли такие сущности только одного вида или их несколько родов, как утверждают те, кто признает эйдосы и промежуточные предметы?» [5]. Отдавая должное содержанию понятий «нус» и «эйдос», хочу обратить особое внимание на понятие «мировое поле» .

Сущность Великого идеополя общественного сознания

Хотя я совершенно самостоятельно отыскала для себя в большой объективной памяти человечества значения слов, помогающих раскрывать мое видение некой сущности, которую я назвала « Великое идеополе общественного сознания», – оказалось, что уже давно существуют понятия, по словесным значениям близкие к тому, что было мной мучительно выношено (идео, поле). Однако реально это лишь внешняя близость по составу слов, но не по значениям той сущности, о которой я сужу на протяжении большого времени собственной жизни.

«Поле» в русском языке имеет значения, которые образно отражают мое видение сущности Великого поля. Это: обширное пространство чего-либо; особая форма материи – носитель физических взаимодействий (Звуковое поле. Магнитное поле. Электрическое поле). В первой половине ХХ столетия специально разрабатывал теорию поля в социальных науках и исследовал психологическое время как часть психологического поля Курт Левин. Он писал о психологическом поле , «которое существует в данное время» [6].

Идеополе – великое пространство, вмещающее в себя опыт всего человечества

В контексте моего мышления идеополе – великое пространство, объективно существующее и вмещающее в себя опыт познавательной деятельности всего человечества и открытое для взаимодействия с ним. Идеополе – объективно существующая информационно- энергетическая сфера – следствие исторического развития.

Поле общественного сознания – носитель взаимодействий значений и смыслов понятий, разнообразных знаков, образов, идей, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом. Великое поле хранит в себе бесконечное число возможностей механических сочетаний, диалектического взаимодействия, развития и угасания рожденных человеческим духом сущностей.

Идея априори И.Канта и идея абсолютного духа Г.В.Ф. Гегеля

Минуя эпохи, можно указать на идею априори И. Канта – знания, которым человечество располагает независимо от опыта. Анализируя виды суждений, И. Кант в синтетических суждениях находил априорные, в которых связь субъекта и предиката мыслится как предшествующая опыту и не зависящая от опыта. Он ввел понятие «трансцендентальное», когда исследовал априорные формы опытного познания. Понятие «априори» органично вошло в словарь русского языка в значении «независимо от опыта», заведомо не проверяя.

В системе Г.В.Ф. Гегеля категория идеи занимает особое место. Идея проходит три ступени развития: жизнь, познание, абсолютная идея. В контексте обсуждения некой сущности, стоящей над непосредственным опытом, в философию вводится идея абсолютного духа . Г.В.Ф. Гегель понимал абсолютную идею как дух: «Абсолютное есть дух» [7], объясняя, что «дух проникает сквозь мнимо абсолютную самостоятельность вещей – вплоть до действующей в их внутреннем существе, все собой сдерживающей, единой, бесконечной мощи Бога» [8]. Он считал: « Понятие духа имеет в духе свою реальность… <…> Абсолютный дух есть в такой же мере вечно в-себе-самом-сущее, как и в глубь себя возвращающееся и возвращенное тождество » [9].

В случае введения понятия «Великое поле общественного сознания» я ни в коей мере не имею в виду идею априори или идею абсолютного духа. В моем видении Великое идеополе охватывает все философские идеи, все знаки и образы, которые когда-либо были рождены сознанием и духом человечества.

Идея цефализации и психозойской эры

Совсем по иным каналам развивались эволюционные идеи: младшие современники Ч. Дарвина – Д.Д. Дана и Д. Ле Конт вывели эмпирическое обобщение относительно эволюции живого вещества. В XIX веке это явление было названо Д.Д. Дана цефализацией , а Д. Ле Контом – психозойской эрой . В начале ХХ столетия, в 1927 году, приняв установленную В.И. Вернадским биогеохимическую основу биосферы за исходное, французский математик и философ Е. Леруа ввел понятие ноосфера . В.И. Вернадский установил: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой» [10]. В.И. Вернадский рассматривал ноосферу как состояние эволюции биосферы – как «состояние наших дней».

Эволюционная теория происхождения ноосферы отражает понимание эволюции, происходящей на Земле. Сущность Великого поля есть результат развития человеческих знаковых систем, идей и образов в их истории . Я полагаю, что наряду с эволюционным следует рассматривать и исторический контекст развития человечества и накопление им сущностей, наполняющих Великое поле общественного сознания.

Всеединое и безусловное сознание Е.Н. Трубецкого

В философском постижении смысла жизни человека Е.Н. Трубецкой ввел понятие « всеединое и безусловное сознание » [11]. Это словосочетание, однако, нуждается в осмыслении его значений. Полагаю, что такое соединение значений, как «всеединое и безусловное сознание», не соответствует объективной действительности: общественное сознание человечества не является безусловным ни в значении его полноты, ни в значении бесспорности, безусловности; общественное сознание человечества не является всеединым – целостным и принадлежащим в равной и полной мере всем людям. Великое идеополе будет существовать и развиваться, доколе будет существовать само человечество.

Большое время М.М. Бахнина

Совсем из другой сферы развития идей возникло понятие « Большое время ». Это понятие ввел М.М. Бахтин в 1930-е – начале 1940-х годов. Он указывал на большую объективную память человечества, которая хранит до поры до времени слова, их значения и образы. Речь шла не об индивидуальной памяти, а о некой возможности в культурном пласте прошлого [12]. «Большое время» – понятие, работающее у М.М. Бахтина в контексте понимания процесса творчества писателя.

Я предпочитаю говорить о Великом поле, поскольку «Великое» значительнее «Большого». В Великом идеополе общественного сознания уже содержатся все перечисленные выше идеи, выраженные в концептах, которые есть мысленное образование, замещающее нам в процессе мысли «неопределенное множество предметов одного и того же рода» [13], а также неопределенное множество предметов разнообразных родов.

Концептосфера Д.С. Лихачева

В свою очередь Д.С. Лихачев предположил, что концепт «не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека… Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека» [14]. Согласно Д.С. Лихачеву, концепт существует в определенной « идеосфере », обусловленной особенностями ассоциаций каждого отдельного человека и возникает как результат предшествующего языкового опыта в целом – поэтического, прозаического, научного, социального, исторического. Потенции, открываемые в словарном запасе, Д.С. Лихачев назвал концептосферами . При этом он указал, что концептосфера как национального, так и индивидуального языка тем богаче, чем богаче культура нации или отдельного человека. Каждый концепт может быть по-разному расшифрован в зависимости от контекста и индивидуальности концептоносителя [15].

Семиосфера Ю.М. Лотмана

В то же время о сложном самостоятельном целостном семиотическом пространстве – «семиосфере» специально писал Ю.М. Лотман. Он полагал, что «Внутреннее пространство семиосферы парадоксальным образом одновременно и неравномерно, а симметрично, и едино, однородно. Состоя из конфликтующих структур, оно обладает также индивидуальностью» [16]. Это положение я полностью принимаю.

Идеогенез М.Г. Ярошевского

В науку вошло также понятие «идеогенез»*, которым М.Г. Ярошевский обозначил «зарождение и развитие тех идей у конкретного исследователя, которые приводят к результатам, заносящим его имя по приговору истории в список хранимых памятью науки персоналий » [17].

Все вводимые прежде понятия входят в Великое идеополе общественного сознания

Вводя важные для развития моих идей понятия, я указала на ряд ассоциативно возникающих, живущих в Великом идеополе общественного сознания классических идей и понятий, рожденных в истории человеческого духа, для того чтобы обратить внимание на то, что все они не есть непосредственные предтечи моих мыслей, моих концептов, но в то же время очевидно, что без них не возникло бы в моем сознании то уникальное видение Великого идеополя общественного сознания.

Великое идеополе содержит в себе не только новые сгущенные идеи, но и уходящие следы прежних идей и образов

Великое идеополе содержит не только новые сгущенные идеи, выверенные временем эталонные образы и нравственные ориентиры, но и разнообразные синкретические элементы образов, идей, домыслов, предчувствий и пр. человечества, рожденных в пространстве и времени истории. Великое идеополе содержит также уходящие со временем следы прежних идей и образов.

В моем видении поле общественного сознания имеет материальные и идеальные носители, которые могут быть представлены как в реальностях предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства, в реальностях концептов, так и в реальности внутреннего духовного пространства отдельного человека. Сущностные значения и смыслы Великого идеополя могут быть представлены и во всех звеньях структуры самосознания. Великое идеополе выступает для личности как условие для самосозидания и творчества.

Полагаю, что личность не отделима не только от знаний и идей своего времени, но и от Великого идеополя общественного сознания.

Участвовать в идеогенезе понятий «Великое идеополе » и «личность» для мыслителей российской и европейской ментальности так же значимо сегодня, как было значимо участие Конфуция и его учеников в идеогенезе понятий «Цзюнь-цзы» (Благородный человек) и «Сяо-жэнь» (Маленький человек).


*Идеогенез, греч. —понятие, —происхождение.


1. Платон . Полн собр. творений. В 15 т. Т. 3. Л ., 1929. С. 29.

2. Аристотель. Категории // Соч.: В 4 т. М., 1978. – Т. 2. – С. 314, 370; Лосев А. Нус // Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 4. М ., 1967. С. 104–105.

3. Аристотель . Категории // Соч.: В 4 т. Т. 2. М ., 1978. С. 299, 312, 346.

4. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. Т. 1. М ., 1976. С. 90.

5. Там же . С. 104.

6. Левин К . Теория поля в социальных науках: Пер с англ. СПб., 2000. С. 73–77.

7. Гегель Г.В.Ф . Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. М ., 1977. С. 29.

8. Там же . С. 20.

9. Там же . С. 382.

10. Вернадский В.И . Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 309.

11. Трубецкой Е.Н . Смысл жизни // Русские философы (конец XIX – середина ХХ века): Антология. Вып. 2. М ., 1994. С. 272.

12. Бахтин М.М . Работы 1940-х – начала 1960-х годов // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М ., 1997. С. 423–424.

13. Аскольдов-Алексеев С.А . Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. Л., 1928. Вып. 2.

14. Лихачев Д.С . Концептосфера русского языка // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения: В 2 т. Т. 1. М ., 1997. С. 35.

15. Лихачев Д.С . Концептосфера русского языка // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения: В 2 т. Т. 1. М ., 1997; Он же. Письма о добром и прекрасном. М., 1985.

16. Лотман Ю.М . Семиосфера. СПб., 2001. С. 257.

17. Ярошевский М.Г . Идеогенез // А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 64–67.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности