Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 1999 / Преодоление разрыва между духом и природой. Познание в смысле «Философии свободы» (Перевод с немецкого О.И.Чибисовой и В.К.Загвоздкина)

Научные теории

Стр. «33—47»

Преодоление разрыва между духом и природой Познание в смысле «Философии свободы»1 (Перевод с немецкого О.И.Чибисовой и В.К.Загвоздкина)

Природа и естествознание – проблемы и задачи

Современное жизненное пространство похоже на ландшафт, пересеченный глубокими оврагами и разделенный ими на части. Один из таких разрывов лежит между человеком и природой. В центре нашей цивилизации в качестве современной деятельности человеческого духа функционирует естественнонаучное мышление.

Разрыв между человеком и природой обусловлен формами современного естественнонаучного мышления

Однако взаимоотношения естествознания и природы проблематичны – в противном случае не было бы часто регистрируемых экологических кризисов. Юрген Миттельштрас обратил внимание на то, что нам, «как представителям технической культуры, уже трудно точно сказать, что такое природа и где она находится» [1]. Наша картина природы в значительной степени определяется интересом её использования, а не её понимания.

В условиях технической цивилизации понятие природы утеряно

Миттельштрас говорит о «технической парадигме современного естествознания», приводящей к тому, «что естественнонаучные «открытия» сегодня делаются в большей степени благодаря условиям технической практики, а не условиям «естественного порядка»[1].

Уже в 30-е годы Георг Пихт в своих лекциях о «понятии природы и её истории» проявлял глубокий скептицизм по отношению к естественнонаучной интерпретации природы: «Познание, опирающееся на уничтожение того, что должно быть познано, не может быть истинным. Поэтому мы сегодня вынуждены сомневаться в истинности наших познаний о природе»[2].

Примирение духа и природы — настоятельная задача

Это указывает на задачу, стоящую перед современностью. Христоф Шорш сформулировал её следующим образом: «Ввиду доведенной до абсолютизированного господства духа над природой и эмансипации его от природы с небывалой остротой встает вопрос о примирении духа и природы»[3].

Однако как может быть достигнуто это примирение? Как может человек преодолеть свое отчуждение от природы и прийти к такому познанию, при котором природа выявляет свою сущность?

Основание неудовлетворительного познания природы в методах науки

Где следует начать, чтобы преодолеть недостаточное и невыносимое состояние честно, без того самообмана, который ищет ответ в сомнительном объединении учений древней восточной мудрости с современной западной наукой? В первую очередь следует уяснить, в чём заключаются основания неудовлетворительной интерпретации природы. Речь идёт не о частностях, а о методе, который очевидно уже заранее затемняет относящиеся к природе измерения.

На дефицит и слепоту научного познания природы в прежние годы указывали разные философы, а особенно ярко – Ганс Йонас в работе «Дух, природа и творение»[4], Клаус Михаэль Мейер-Абих, прежде всего в «Путях к миру и природе»[5], Витторио Хесле в его «Философии экологического кризиса»[6] и наряду с другими Гернот Бёме в «Альтернативах науки»[7]. На причины недостаточного познания природы яснее всего указал Рудольф Штайнер в своей «Философии свободы».

Корни чуждого природе естествознания

От простого восприятия ускользают внутренние связи

Можно уяснить себе эти корни благодаря определённому переживанию. Вспомним, как однажды мы рассматривали, скажем, цветущий розовый куст – длинные, изогнутые ветви, образующиеся на них цветочные побеги, форму листьев и широко раскрытые цветки с их нежными лепестками и многочисленными ярко-желтыми тычинками и т.д. , можно живо почувствовать, как роза является человеку во всей полноте этих форм и красок. Теперь зададим вопрос: «Понимаю ли я внутреннюю связь всех этих образований?» И нужно признаться, что эта связь остаётся непонятной.

Глухота к загадочному в природе; переживание загадки — первый шаг к пробуждению

При этом розовый куст становится загадкой. Так же могут стать загадками для человека и все остальные растения, каждое животное и каждый минерал. Однако привычка и обычное школьное образование делают человека глухим к загадочному в природе. Если же человек освобождается от этой притуплённости чувств, как бы делая первый шаг на пути к пробуждению, тогда, переживая загадку, он осознает: то, что воспринимается, еще не может быть всем предметом. К розовому кусту, тюльпану и лошади относится ещё нечто, не содержащееся в простом восприятии. Человек убеждается в том, что воспринимающее рассмотрение предметов означает затемнение внутренних связей, которые следует искать в мышлении. Теперь в основе обширных областей естествознания, особенно современной биологии, подобно молчаливому положению веры, лежит предпосылка: растения, животные и другие природные образования представляют собой уже в воспринимаемой нами форме весь предмет[8].

То, что дано в простом восприятии, не есть весь предмет

Естествознание в этом случае становится исследованием с догматическим исключением загадочного. Так как при таком сужении сознания исходно игнорируются внутренние связи, в решающих местах появляется понятие случая – понятие, являющееся знаком бездуховности.

Изолированность отдельного явления и поиск связей

Против такого номиналистического сужения горизонта Рудольф Штайнер высказывается в 5-й главе «Философии свободы»: «Это совершенный произвол считать сумму того, что мы узнаём путём простого восприятия за весь предмет, а то, что получается в результате мыслящего рассмотрения чем-то лишь, что не имеет никакого отношения к предмету».

Полное познание

Таким образом, задачей познания является не конструирование моделей, а осознание скрытого в вещах. Как следует обходиться с мышлением, чтобы в нём могло вспыхнуть скрытое измерение? Если то, с чем мы знакомимся путём простого восприятия, обособлено из общей связи, то перед нами встает вопрос: в каком направлении следует искать эту связь?

Общая закономерность и её модификация у отдельных родов и видов

Здесь нет общего ответа, в разных случаях он будет разным. Если рассматривать определённое растение, можно сказать себе: это растение развивается определённым образом. Сначала образуется побег. На нём один за другим формируются листья. С появлением цветка происходит интенсивное изменение явления; второе такое изменение отмечается при образовании и созревании плодов. Эта последовательность формирования одинакова у всех цветковых растений. Здесь господствует общая закономерность. Однако она модифицируется у отдельных родов и видов в различных направлениях. У гвоздики она проявляется иначе, чем у тюльпана или розы. Сначала следует мысленно осознать общий закон формирования, а затем искать те принципы, благодаря которым этот закон осуществляется в форме гвоздики, тюльпана и т.д. При всём том, однако, следует смотреть на то, как отдельные формирующие процессы всегда осуществляются в специфической связи с веществами и силами природы – со светом и теплом, с воздухом, водой и определёнными минеральными веществами. Все это представляет собой связи, позволяющие понять отдельное растение.

«Объяснить предмет, сделать его понятным – значит лишь включить его в связи, из которых он вырван благодаря описанному выше устройству нашей организации»[10].

Понять предмет — это включить его в связи, из которых он вырван

Предметов, обособленных от мира в целом, не существует. Итак, становится ясно: «Загадочность предмета кроется в его обособленности»[11].

Это — центральное высказывание о методе познания. Ниже мы поговорим о нём на нескольких примерах, чтобы показать, как он работает в случае наших современных проблем. На первой фазе своего развития растение формируется в ходе полярного процесса — в сжатом, концентрированном образовании стебля и в устремлённом в окружающее пространство формировании листьев. Этот процесс начинается на нежной верхушке побега в непосредственной связи с Солнцем. Затем начинает вытягиваться нежный зачаток стебля. Это происходит прежде всего ночью.

Мышление как внутреннее сотворчество растительных образований

Закон полярности и повышения

Вспомним некоторые положения, которые были высказаны Гёте в его «Метаморфозе растений» и различными другими исследователями. На первой фазе своего развития растение формируется в ходе полярного процесса — в сжатом, концентрированном образовании стебля и в устремлённом в окружающее пространство формировании листьев. Этот процесс начинается на нежной верхушке побега в непосредственной связи с Солнцем.

Растение во взаимодействии с силами земли, воздуха и Солнца

Затем начинает вытягиваться нежный зачаток стебля. Это происходит прежде всего ночью. При этом образуются те структуры, с помощью которых вода из почвы переходит вверх по растению. Большое значение приобретает гравитация, влияющая на процесс уплотнения по направлению к центру Земли. По ходу того как она проявляется в формообразовательных процессах, уплотняется живая ткань, приобретая благодаря этому необходимую статическую прочность. При образовании листьев ткань пронизывается воздухом, т.е. чрезвычайно тонким веществом с тенденцией к расширению и растеканию в окружающем пространстве. Воздух не имеет границ, он открыт — прежде всего по отношению к свету. Так разворачивается листовая пластинка, и, как перья, расходятся в сторону окружения листовые жилки. И лист с жестом открытой самоотдачи обращается к Солнцу.

Переход к внутреннему воссо-зданию формообразования; изменения от листа к листу

Здесь мы переходим от обычного рассматривания к внутреннему воссозданию. Этот процесс усиливается, когда мы прослеживаем изменения формообразовательного процесса от листа к листу. Активно воспроизводя внутренний переход к последующему листообразованию, человек начинает понимать процесс превращения, видимыми результатами которого оказывается всегда лишь застывший конечный продукт.

Переход к цветению

В гораздо более интенсивный процесс превращения можно проникнуть при переходе от первой фазы развития ко второй, в результате которой растение переходит к цветению. Действия, поднимающиеся вверх из почвы в процессе формирования стебля, ослабевают; большее влияние начинают оказывать свет и тепло. Так, при возникновении венчика, формирование стебля останавливается. В листьях на побегах ещё царит определённое уплотнение, особенно в жилках. Это уплотнение под влиянием тепла полностью преодолевается в нежных лепестках. Отдельный лепесток целиком входит в целостность венчика, которым растение обращается в область, за счёт сил которой оно в основном формируется — к Солнцу. Можно понять, как растение, которое сначала развивается в ритмичном чередовании формирования листьев и стебля, полностью преобразуется при появлении цветка.

Со-творящая деятельность мышления раскрывает закон формирования

Мы мысленно проникаем в связи, остающиеся скрытыми для поверхностного восприятия. На видимой форме растения мы видим чередование листьев. Мысленно, благодаря воссоздающей, со-творящей деятельности и внутреннему превращению можно воспринять образование листьев не как простую последовательность, чередование листа за листом, а как ряд вытекающих друг из друга форм. И в венчике можно увидеть то, что сначала развивалось, давая побег, уже в видоизменённой форме. В со-творящей, мыслительной деятельности оживает общий закон формирования, то есть недоступная чувственному восприятию действительность, присутствующая в каждом цветковом растении.

Проявление общего закона формирования в конкретном растении на примере гвоздики

Рассмотрим теперь гвоздику. Можно заметить, насколько выступает на передний план образование стебля. Стебель становится чрезвычайно длинным и жестким. Когда процесс формирования какого-нибудь одного органа становится особенно интенсивным, он начинает влиять и на остальное формирование растения. Если образование стебля, с его уплотнением и центрированием проникает в формирование листьев, тогда возникают листья, которые лишь в слабой степени соединяются с атмосферой. Они удерживаются на стебле. Листовая пластинка остаётся узкой и становится плотной. Возникает характерная для гвоздики форма листьев. Когда центрирующая сила охватывает и формирование цветка, чашечка не расширяется, а становится узкой трубкой — как бы продолжением стебля. Лепестки становятся узкими и расширяются лишь на периферии. И внутри тесного цветка формирование стебля не бывает подавлено, как это бывает обычно. Между чашечкой, лепестками и завязью можно ещё найти короткие отрезки стебля.

Можно мысленно сопережить, как общий закон формирования, перво-растение в смысле Гёте, организуется в гвоздику. Это — процесс, который можно постичь только духовно, так как он не разыгрывается в мире воспринимаемых предметов. Мышление — духовное творчество, которое с абсолютной осознанностью создает во внутреннем образе специальную растительную форму.

Пример тюльпана

Как обстоят дела у совершенно другого растения, например, у тюльпана — растения из семейства лилейных? И здесь один из органов развивается особенно сильно: почка резко увеличивается и превращается в луковицу.

У тюльпана преобладает почка (луковица), что определяет форму всего растения в целом

Почка — образование, в котором множество простых листьев тесно смыкаются, образуя почечные чешуи, окружающие зародыш растения. Этот жест обособления у тюльпана выражен так сильно, что почка сохраняется ещё и тогда, когда весной из неё вырастает растение. Когда силы образования почки действуют в растении, оно раскрывается лишь не полностью. Листья остаются тесно связанными со стеблем, они устремляются вверх, как это бывает обычно в начале процесса их разворачивания. Их жилки проходят практически параллельно друг другу; их лучистый характер утрачивается. Листья оказываются похожими на зеленые, вытянутые в длину почечные чешуи, для которых типично простое строение. Лепестки сначала бывают зелеными и лишь потом ярко окрашиваются. Процесс превращения, приводящий к самоотдаче Солнцу, здесь приторможен. Поэтому лепестки цветков по своей форме бывают ещё очень похожими на зеленые листья.

И в этом случае мышление представляет собой созидающую деятельность. Оно получает строение тюльпана, приняв за решающий фактор в общей картине строения формирование почки.

Если смотреть на растение — как, например, на гвоздику или тюльпан, — тогда можно видеть не только отдельную растительную форму. При этом видно растение в его проявлении в виде гвоздики или тюльпана. В том, что воспринимается глазом, вспыхивает духовное измерение. Перефразируя известные слова Пауля Клее (Paul Klee), можно сказать — мышление не передаёт видимое, мышление делает видимым.

Творческое мышление выявляет дух природы

Что же такое это мышление и что можно получить с его помощью? Если обычным для настоящего времени образом думать о положении дел во внешнем мире, мышление сталкивается с чем-то, что чуждо ему; ведь на это положение дел смотрят извне. Если же воссоздают, со-формируют его, то форма, внешний облик, становятся явлением, с которым человек оказывается активно связанным.

Благодаря творческому мышлениюпреодолевается внешнее отношение к вещам

Созидающую, творящую деятельность узнают изнутри; в ней принимают участие с полным сознанием. От размышления о фактах переходят к мышлению формами (гештальтами). Если мы затем какое-либо образование, например, побег, совершенно осознанно преобразуем в венчик, мышление становится созидающим.

Творческое мышление открывает созидающий в природе дух

Мышление действует и формирует и человек внутренним взглядом рассматривает то, что мышление порождает. Мы не думаем о законе формирования высших растений; этот закон формирования оживает сам внутри мышления. В созидающей деятельности осознаётся нечто, имеющее не чувственную, а духовную природу.

Если мышление, исходя из этого закона формирования, творчески даёт возникнуть отдельным растительным формам, выявляются те процессы и законы, которые действуют в скрытой области природы при возникновении определённых растительных форм. Теперь можно узнать, что то, что проявляется в формах растений, представляет собой животворный дух.

Творческое мышление — это та сфера, в которой в человеке живет нечто из творящей природы. Само мышление — это проявление творческой природы. А в этом мышлении человек обретает понятия — например, понятия гвоздики или тюльпана.

Абстрактные понятия традиционной логики

Такие понятия — это нечто отличающееся от того, что обычно считают понятиями. В большинстве случае понятием обозначают то, что получают по правилам дефиниции классической логики. Дают такое понятие рода (genus proximum): тюльпан — растение из семейства лилейных; затем к этому добавляется то, что отличает тюльпан от остальных лилейных (differentia specifica).

и живое понятие, раскрывающее сущность вещей в их возникновении

Таким образом получают обеднённое из-за абстракции представление, ничего не дающее для понимания предмета. Мышление связывает по законам логики не проясненные факты. Творческая жизненность и духовная автономия мышления умирают. При образовании таких понятий мышление духовно парализовано. С точки зрения «Философии свободы» понятие — это то живущее в творческом мышлении образование, которое постигает сущность предмета в его возникновении. Это понятие переживается интуитивно, так как мышление создаёт его вплоть до мельчайших деталей его содержания. Не остаётся никаких не пронизанных сознанием частей чувственного созерцания. Из простого взгляда на вещи возникает их чисто интуитивное понимание. Достигается познание, при котором разговор о противоположности природы и духа оказывается полностью беспредметным. Ибо в процессе мышления формы растительного мира проявляются как дух.

К познанию в смысле «Философии свободы» подходит то, что Рудольф Штайнер высказал в другом месте следующим образом: «Когда Вы познаете мысленно, то чувствуете... что Вы в известном смысле как бы живёте в свете. Вы познаёте и чувствуете себя со своим «Я» целиком внутри этой познавательной деятельности. В известной мере каждая часть, каждый член той деятельности, которую Вы называете познанием, находится внутри во всём том, что делает Ваше «Я» и, наоборот, то, что делает Ваше «Я», находится внутри в познавательной деятельности»[12]. При обычном восприятии не удаётся проникнуть в мир, и он остаётся темным. При познании проникают в эту темноту. Мир становится прозрачным, светлым. Происходит переход от притуплённого, смутного сознания к состоянию полной осознанности. Познание — это духовное пробуждение[13].

Место человека в природе

Человек, несомненно, связан с животным царством. Но в чем эта связь?

Теперь у нас есть предпосылки того, чтобы приступить к центральному вопросу нашей темы. Все проблемы, связанные с соотношением духа и природы, сходятся в одном — в вопросе: какое место занимает в природе сам человек? Этот вопрос сегодня задаётся там, где перед лицом экологического кризиса ведутся поиски новых связей человека с природой. Особое значение приобрёл этот вопрос с конца 50-х гг. прошлого столетия — ведь с обоснованием эволюционного учения Чарлза Дарвина стало несомненным, что корни нашего физического существования тесно связаны с царством животных. Но как можно точно определить эту связь? В этом заключается чрезвычайно актуальная проблема.

Что есть Человек?

Многие исследователи ищут мост, связывающий эволюцию в дарвиновской интерпретации с духовным началом. Согласно представлениям эволюционной теории познания и эволюционной этики, взгляд, приписывающий духу и морали собственную реальность, является идеалистической фикцией; дух и мораль рассматриваются в значительной степени или целиком только как результат биологических процессов приспособления.

Эмбриональное развитие человека и животных

Так что же такое человек? В своем мышлении он может возвышаться до духовных законов живой природы. Это даёт ему возможность соединяться с природой так глубоко, как это только возможно. Однако своим телом человек находится в другом отношении к природе. Здесь он — часть природы, причем видна особая близость его к животному миру. Однако связь человека с миром животных можно по-настоящему выяснять только в сфере творческого мышления.

Если сравнить развитие тела человека в эмбриональном периоде с развитием высших животных, прежде всего приматов, можно обнаружить характерное отличие, выявленное голландским анатомом Луисом Болком[14]. Исследования Болка в последние годы были продолжены и углублены бельгийцем Верхульстом (Jos Verhulst)[15]. Если изучать развитие отдельных органов человека[16], можно отметить замедление этого развития в сравнении с развитием высших животных. Эти органы останавливаются на стадии формообразования, через которую животные переходят. Развитие тела человека задерживается, развитие животных идёт дальше. Оно, по словам Болка, пропульсивно и приводит к характерной для животных специализации. Задержка и остановка перед специализацией проявляется в основном признаке человеческого тела — в его вертикальном положении. Благодаря ему, человек является существом, которое не отдаётся во власть окружающего мира из-за горизонтальной конфигурации тела, но является центрированным в себе.

Вертикальная поза человека

Полное выпрямление ног в коленных суставах, взвешенный баланс в бёдрах, вертикальная ориентация позвоночника и то, что голова покоится на шее, обусловливают то, что человек, стоя, находится в покое. Животные благодаря своим угловатым конечностям, провисающему туловищу и свисающей голове сильно подвержены действию сил тяжести. Так, например, в стоячем положении интенсивность обмена веществ повышается по сравнению с лежачим лишь немного (примерно на 7%).

Неспециализированность организма человека и свободная воля

Благодаря вертикальной организации воля лишь в малой степени вступает во взаимоотношения с тяжестью: волевая организация человека в значительной степени высвобождается из области гравитации. Она устремлена не наружу, как у животных, а вовнутрь человека и оказывается открытой для мыслей. Так человек может, приняв решение, вбирать в свою волю и осуществлять в действиях идеи и моральную интуицию. Однако это возможно лишь потому, что неспециализированное тело не предназначено для определённого типа поведения. Человеческое поведение является выражением внутренней связи между мышлением и волей.

Гармония духа и природы в человеческом теле

Итак свободные волевые силы могут пронизывать и представления и процессы формирования мыслей и становиться в мышлении духовно организованной деятельностью.Благодаря своим особым чертам — задержанному развитию и вертикальной позе — тело человека находится во внутренней связи с мышлением. И тело можно понять лишь в том случае, если обратить внимание на эту связь. Однако это значит: в человеческом теле дух и природа приходят к совершенной гармонии, так как здесь природа имеет соответствующие духу очертания.

Специализация видов животныхиз человеческого существа

Идея организма, как целого; преобладание отдельного органа в явлении конкретного организма

При всех различиях организация млекопитающих в основных чертах аналогична организации человека. У них имеются различные органы — органы чувств и органы нервной системы, органы дыхания, кровообращения и т.д. Эти органы расположены один наряду с другим, но между ними имеется и внутренняя связь. Ведь жизненные процессы одного органа могут служить импульсом к работе другого органа. В их работе царит глубокое взаимодействие, благодаря которому организм представляет собой жизнеспособное единое целое. При детальном изучении можно обнаружить и связь между законами формирования органов.

Неспециализированный перво-организм, как исходный для специализированных форм

Именно в этом ключ к пониманию различных форм животных и их отношения к человеческому телу. За десять лет до появления первого издания «Философии свободы» Рудольф Штайнер, на основе идей Гёте, сформулировал следующие методические положение: «Целое организма состоит из гармонически взаимодействующих членов. Эти члены проявляются в пространстве. Тем самым дана возможность для их различного образования. Согласно идее все они одинаковы. В явлении же одна часть может выступать на передний план и доминировать во всём строении организма. Тогда весь организм будет вынужден строиться в соответствии с этой частью»[17].

Из чего должны мы исходить, если мы хотим понять определённую форму животного как специальное устройство организма в результате доминирования определённого органа? Конечно, из неспециализированного организма. Нужно проследить, как он принимает определённый вид благодаря тому, что один орган развивается особенно сильно и начинает играть определяющую роль во всем организме. Однако это требует способности к творческому мышлению.

Так, например, могут особенно сильно развиваться ритмично пульсирующие органы грудной полости. Эмоции и аффекты могут проявляться изменениями дыхания и сердцебиения. Они оказывают влияние на пульс и вместе с этим на всю артериальную часть кровообращения вплоть до мускулатуры. Если ритмический орган начинает преобладать в целом, тогда всё, что при эмоциях вибрирует в пульсе, проявляется, например, в движениях. Это требует большой гибкости конечностей. Костная их часть будет ослаблена по сравнению с мускулатурой, а вытянутая форма переходит в угловатую, так что различные эмоции от приятного благорастворения через внутреннее напряжение до исполненной страсти агрессии могут непосредственно проявляться в поведении и в движении. При этом вертикальное положение утрачивается; ноги уже не остаются несущими колоннами туловища. Но не только конечности, но и всё тело благодаря своей пластичности может выражать внутреннее состояние. В области головы эти состояния могут проявляться в многообразной игре мимики. В органах пищеварения благодаря эмоциям голод становится сильным аффектом, приводящим к разрыванию добычи и проявляющимся во многих чертах, вплоть до агрессивной формы зубного аппарата. Творческое мышление помогает понять, как организм превращается в похожего на кошку хищника[18].

Можно с полной внутренней ясностью мысленно проследить, как из неспециализированного организма благодаря интенсивному развитию определённых органов возникает отдельное млекопитающее. При этом выявляется определённый процесс. В первую очередь следует рассмотреть льва, лошадь или мышь. На заднем плане мы видим неспециализированную форму человека. И при живом творческом рассмотрении можно понять процесс формирования животных как проявление односторонности, то есть как приводящее к специализации дальнейшее развитие организации человека. Отсюда следует — все эти животные существуют лишь потому, что у их истоков стоит неспециализированный тип, организм человека. Этот подход с методической осознанностью можно распространить и на других животных. Тогда станут понятными и более простые формы животных, как рептилии, амфибии, рыбы и т.д. В процессе специализации, ведущей к возникновению млекопитающих, исчезает признак неспециализированной, сдержанной формы — вертикальное положение тела. Если перейти к рептилиям и ещё более простым формам животных, исчезают и другие признаки строения совершенного организма[19]. На заднем плане и этих форм животных стоит, хотя и менее отчетливо, — человек. Его организация с самого начала была духовным принципом эволюции царства животных и всё яснее и яснее проявляется в развитии от более простых к более совершенным формам животного царства.

Дух природы осознаётся в мыслящем человеке

Со специализацией задержанного в развитии организма в сторону организма животного обнаруживаются соотношения, которые обычно упускают из вида. По мере того как животное глубоко связывается с силами тяжести, его поза и движения становятся сложнее, чем у человека. В стоячем положении напряжение должно быть распределено между четырьмя конечностями; при движении, несомненно, требуется сложное взаимодействие конечностей. Этому должно соответствовать кровоснабжение мускулатуры и, следовательно, снабжение организма воздухом и пищей. Даже когда всё это протекает инстинктивно и неосознанно, всё же имеется закономерная, то есть духовная связь. Со специализацией в организме оживает разум, который в организме человека не действует. Поэтому животное в своем теле и своем инстинктивном поведении оказывается более духовным, чем человек. Если идти от животного к человеку, это будет обозначать деградацию, деспециализацию. Такой процесс протекает на последнем этапе эволюции при переходе человекообразных предков к человеку. При этом высвободилось то, что раньше действовало как дух в специализации организма. То, что у животного действует в организме формообразующе как дух, у человека благодаря задержке оживает в сознании. Творческое мышление не падает с небес, это — пронизанный духом метаморфоз сил, который раньше действовал в организме.

Благодаря проникновению в эти связи преодолевается разрыв между природой и духом. Это в 12-й главе «Философии свободы» Рудольф Штайнер выразил следующими словами: «Этический индивидуализм» — это такой поступок, в котором человек осуществляет индивидуально приобретённую интуицию с помощью нравственной фантазии — «является вместе с тем вершиной построения, к которому стремились в естествознании Дарвин и Геккель. Этический индивидуализм — перенесённое в нравственную жизнь одухотворённое эволюционное учение.

Кто бездумно, по произволу задает понятию природного с самого начала лишь ограниченные рамки, тот может легко прийти к тому, чтобы не найти в нём места свободному индивидуальному поступку. Последовательно мыслящий теоретик развития никогда не впадёт в такую узость. Он не может завершить процесс естественного развития на обезьянах, а человеку приписать «сверхъестественное» происхождение; он должен, в поиске природных предков человека, искать дух уже и в природе; он не может остановиться на органическом строении человека и последнее называть естественным, но он должен нравственно свободную жизнь рассматривать как духовное продолжение органической»[20].

Благодаря труду Чарлза Дарвина «Происхождение видов» (1859) в сознании большинства людей разверзлась бездна между бездуховной природой, в которой царит случайность, и духовным миром человека. В своей «Философии свободы» Рудольф Штайнер, спустя 35 лет, углубив мышление до творческой деятельности, в которой познается природа, перекинул мост через этот разрыв. Однако его формулировки столь кратки, что читателю требуется очень интенсивное собственное исследующее мышление, чтобы проникнуть в их содержание.

Из переживания этого разрыва Дройзен и Дильтей разделили всю область науки на две провинции — провинцию гуманитарных наук (или наук о духе) (история, история искусств, история литературы, психология, философия) и естественных наук. В гуманитарных науках можно прийти к пониманию, в естественных — к внешнему объяснению. Этот разрыв, придающий человеческому познанию нецелостный, внутренне двойственный характер, определяет духовную жизнь вплоть до современности. Однако, если нам удастся привести мышление к полному свободному раскрытию в смысле «Философии свободы», когда «Я», действуя в мышлении, полностью присутствует внутри этой деятельности вплоть до её мельчайших ответвлений, когда деятельность и деятель переживаются, как одно существо, тогда может стать понятной и природа. Человек начинает понимать её так же глубоко, как произведение искусства. И он понимает её как математик своё творение. Ведь в творческом мышлении творения природы возникают с той же ясностью, что и содержание математического мышления.

Новалис отметил в своих фрагментах: «Все науки должны стать математикой. Прежняя математика является лишь первым и самым лёгким выражением или проявлением истинно научного духа»[22].

Образование мышления до той духовной интенсивности, благодаря которой достигается познание предполагавшегося Новалисом «истинно научного духа» является жизненным нервом «Философии свободы». Примерно через 30 лет после её появления Рудольф Штайнер писал о своём намерении: «Я хотел показать в моей книге, что неизвестное лежит не позади чувственного мира, а в нём таится духовный мир. И я пытался показать, что мир идей человека коренится в этом духовном мире. Таким образом, от человеческого сознания остается скрытой сущность чувственного мира лишь до тех пор, пока душа воспринимает только с помощью чувств. Если же к восприятию с помощью чувств добавляется переживание идеи, то чувственный мир переживается сознанием в его объективной сущности. Познание не есть отображение этой сущности, а вживание души в эту сущность. Внутри сознания происходит переход от ещё не содержащего сущности чувственного мира к самой сущности. Поэтому чувственный мир представляет собой явление (феномен) лишь до тех пор, пока сознание ещё не полностью справилось с ним. Таким образом, на самом деле чувственный мир есть также и мир духовный»[23].


1 Kranich Ernst-Michael Uberwindung der Kluft zwischen Geist und Natur. Erkennen im Sinne der «Philosophie der Freiheit» Die Drei. 1. 1995. — S. 17—30


  1. J.Mittelstrass, «Leben mit der Natur», in O.Schwemmer (Hrsg.): «Uber Natur», Frankfurt a.M. S. 51.
  2. Цитировано по: K.M.Meyer-Abich, «Wissenschaft fur die Zukunft». Munchen 1988, S. 80.
  3. Chr. Schorsch «Versohnung von Geist und Natur? Eine Kritik», in H.P.Durr, W.Chr.Zimmerli (Hrsg.): «Geist und Natur», Bern (Munchen). Wien, 1989.
  4. B: «Scheidewege» 1988/89. S. 17 ff.
  5. Munchen, 1984.
  6. Munchen, 1991.
  7. Frankfurt a.M. 1980
  8. К восприятию, естественно, относится и все то, что наблюдают с помощью инструментов.
  9. 14. Aufl. Dornach, 1978. S. 86 f.
  10. Подразумевается система восприятия человека, благодаря которой вещь воспринимается как предмет, находящийся в определённом месте и в определённый момент своего существования.
  11. S. 95 f.
  12. R.Steiner «Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Padagogik», 9. Aufl., Dornach, 1992. 92.
  13. См. к этому формулировки Р.Штайнера в 5-й главе «Philosophie der Freiheit».S. 85.
  14. L.Bolk «Hersenen en Cultuur», Amsterdam 1917; ders. «Das Problem der Menschwerdung». Jena, 1926.
  15. J.Verhulst «Der Erstgeborene. Uber das Verhaltnis zwischen dem Menschen und den hoheren Tieren», предположительно будет издано в 1995 г. в издательстве «Freies Geistesleben».
  16. Форма черепа, лица, ротовой полости, прикуса и зубов, шеи, строение руки и ладони, глотки, легких, положение органов в грудной клетке, строение желудка и кишечника, ног, волосяной покров.
  17. Goethes Naturwissenschaftliche Schriften, hrsg. von R.Steiner, 1. Bd., 3. Aufl. Dornach, 1975. S. 247.
  18. Детальное изложение можно найти в моей статье «Der Lowe» в: «Erziehungskunst» 1994.
  19. Детальное изложение этих фактов можно найти в моей работе «Von der Gewissheit zur Wissenschaft der Evolution». Stuttgart, 1989.
  20. «Die Philosophie der Freineit», S. 200.
  21. Там же. С. 50.
  22. Novalis «Gesammelte Werke, hrsg. v. G.Schulz, Munchen O.J. S. 429.
  23. R.Steiner «Mein Lebensgang», 7. Aufl., Dornach, 1962, S. 244 f.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности