Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2007 / Школа жизни: размышления о социализации подрастающих поколений в доиндустриальной Германии (Перевод с английского Оксаны Слученковой и Виталия Безрогова)

Личность в контексте культуры

Стр. «81—106»

Юрген Шлюмбом

Школа жизни: размышления о социализации подрастающих поколений в доиндустриальной Германии
(Перевод с английского Оксаны Слученковой и Виталия Безрогова)

История детства и развитие средств коммуникации

Существует мнение, что на историю детства в значительной степени влияют изменения в способах передачи информации. Так, например, Нейл Постмэн утверждает, что увеличение значимости периода детства и внимания к нему было тесно связано с появлением печатных средств коммуникации. Это событие, согласно Постмэну, послужило причиной обособления мира взрослых, который отгородился от детей с помощью печатного станка и стал доступным для ребенка только через прохождение последним длительного пути обучения. В период с конца XV века по начало XIX века практически во всех западных обществах складывается понимание мира детства как особой среды: «Время между 1850 и 1950 годами представляет собой период наивысшего статуса, приписываемого в человеческой жизни эпохе детства». С тех пор, доказывает Н.Постмэн, этот мир детства, возникший в результате отделения его от взрослого мира, начал постепенно исчезать, так как с появлением электронных носителей информации скрывать от детей мир взрослых стало невозможно [1].

В данной статье мы планируем исследовать, в какой степени мир ребенка был в действительности отделен от мира взрослых в германоязычных странах на протяжении XVIII и начала XIX столетий, рассмотрев, какую роль в социализации детей играли книги и вербальное общение. Особенно нас интересует: 1) предполагаемое влияние печатных источников информации и вербального общения на социализацию детей, происходящую в контексте различных социальных классов и культурных сред; 2) определение взаимосвязи между этими двумя аспектами и другими факторами, которые могут быть выведены из приведенных выше утверждений Постмэна. Мы не ставим перед собой задачи дать исчерпывающий обзор темы детства в германоязычных странах XVIII–XIX веков, мы лишь хотим представить некоторые наблюдения и размышления, которые могут послужить стартовой площадкой для аналитического обсуждения широко распространенных общих теорий.

Исследование процесса социализации за пределами школы

Основное наше внимание сосредоточено на процессе социализации, происходившем за пределами школы, процессе, исторические свидетельства о котором далеко не всегда многочисленны [2]. Вне бюрократических институтов, таких как школа, на самом деле весьма сложно найти четко определенную группу письменных источников, с которой можно было бы начать исследование. Различные предписания (распоряжения, указы, законы и т.п.), безусловно, время от времени включают в себя заметки об общераспространенной практике. Подобные сведения обычно представлены в них в форме порицания или даже критики того или иного вида социальных практик в сфере воспитания подрастающего поколения. Иногда мы находим записи врачей, священников или чиновников, которые включают в себя ценные наблюдения, касающиеся «физического» и «нравственного» воспитания детей. Однако в большинстве случаев они содержат только слишком общую информацию, которая не является достаточно убедительной. В известном смысле для нашей цели лучше всего подходят не нормативные, а автобиографические тексты. Их преимущество состоит не только в том, что повествования о себе часто содержат описание детства рассказчика, но также в том, что-либо просто в конкретных словах, либо композицией произведения они стремятся показать, как опыт, приобретенный в детстве, повлиял на данного автора в его дальнейшей жизни [3]. Это достоинство автобиографии тесно связано с ее недостатком: человек описывает свою жизнь, ретроспективно отбирая и создавая связи и зависимости между разными периодами его биографии, уже зная, что произошло после того или иного случая. В качестве дополнительного источника информации в таком исследовании могут быть использованы также письма, дневники и семейные бумаги. При этом важно учитывать, что они имелись по преимуществу только в образованных и состоятельных семьях [4]. Письма, дневники и подобные им тексты составлялись более или менее одновременно с происходившими событиями, которые в них описываются. Несмотря на этот факт, даже в самом сокровенном дневнике и самом непринужденном семейном письме описываемые события подвергались стилистической и структурной обработке в зависимости от цели автора и предполагаемых ожиданий адресата.

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности