Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2007 / Моральные суждения студенческой молодежи Дагестана

Этнопсихология

Стр. «122—131»

Зоя Гаджимурадова

Моральные суждения студенческой молодежи Дагестана

Дагестан – полиэтнический регион

Дагестан – это полиэтнический и полилингвистический регион. Здесь на относительно небольшой территории живет более 30 народностей, в большинстве своем малочисленных, миноритарных. Именно эти народности образуют единое и целостное содружество, именуемое дагестанским народом. В Дагестане нет так называемого титульного этноса, титульного языка [1].

Вероятно, здесь мы имеем дело с формированием так называемой надэтнической общности регионального типа [2], в которой происходит «сплав» культурных особенностей населяющих этнических групп. Это знание сопредельных языков, взаимопроникновение элементов традиционных культур, общность обычаев и норм поведения. Для таких регионов в целом характерны высокий уровень базовой этнической толерантности и отсутствие серьезных межэтнических конфликтов. Несомненный интерес представляет в этой связи исследование морального сознания, которое безусловно является одним из ведущих факторов длительного мирного сосуществования многочисленных народностей на весьма ограниченной территории.

Методология исследования

Большинство исследователей полагают, что основным методологическим принципом обработки полученных в эксперименте данных является непременный сплав количественного и качественного анализов, что сама по себе количественная оценка ничего не значит без качественного акцента, без содержательной характеристики [3]. Под качественным исследованием обычно понимается исследование, где данные получены путем наблюдения, интервью, анализа личных документов (текстовых, реже визуальных – фото- и видеоисточников). Первичными являются данные о субъективных мнениях людей, выраженные чаще всего пространными высказываниями [4], реже – жестами, символами, отражающими их взгляды. Качественный метод играет решающую роль на более низком, эмпирическом, уровне исследования: там, где мы имеем дело с изучением конкретного опыта, переживаний реальных людей, там, где необходимо понимание. В то же время на более высокомуровне обобщения данных количественная стратегия оказывается более информативной. Каждый вид данных дополняет друг друга; данные методы могут мирно сосуществовать в практике исследований [5].

В некоторых случаях именно некоторый признак, и только он, отличает данное диагностируемое лицо от других и применения статистики не требуется. Достаточно описать признак и убедиться в его представленности. Центр тяжести доказательства перемещается в подобных ситуациях в другую плоскость: нужно установить не уровень выраженности признака, не степень его отличия от уровня, наблюдающегося у других людей, а прежде всего обнаружить данный признак как таковой. Если это удается, то никаких других показателей для диагноза не требуется, наличие данного признака выделяет человека или группу из среды других людей, которые данным признаком не обладают [6]. Диагностика, целью которой является только обнаружение определенного признака (констатация: есть – нет), отличается от диагностики, направленной на то, чтобы установить пункт нахождения испытуемого (группы) на оси континуума выраженности признака.

В отличие от стандартной методики, которая направлена на диагностику наличия и выраженности признака по заранее заданным критериям, существует иной подход. Некоторые авторы предполагают, что качественные исследования (в частности, исследования текстов, или нарративные) не начинаются и не должны начинаться с подразумеваемых теоретических посылок [7]. Наоборот, они начинаются с интереса к конкретному феномену, понять который лучше всего через нарратив. Нарративные исследования, кроме того, связаны с созданием описаний и интерпретаций феномена с точки зрения участников и исследователей. Таким образом, качественные исследования реальной жизни важны для видения богатства деталей, для нюансов видения реальности [8], понимания того, что поведение человека не сводится к ряду правил, что бывает в большей части теорий.

Методика SRD-SF

В соответствии с поставленной задачей – получить информацию о качественной специфике моральных суждений дагестанской культуры,была использована методика SRD_SF. Социоморальной Рефлексии Диагностика – Короткая Форма (Sociomoral Reflection Measure – Short Form) – представляет собой «продуктивную» методику диагностики; испытуемые самостоятельно формулируют обоснование своих действий и отношений. Данная методика была разработана Д. Джибсом, К. Бэсинджер и Д. Фуллером [9]. Вопросник СРД-КФ состоит из 11 пунктов – вопросов, относящихся к социоморальным ценностям типа спасения жизни, «не укради», выполнения обещаний.

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности