Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2007 / Синдром Каина

Мгновения жизни

Стр. «172—176»

Валерия Флай

Синдром Каина

Любовь не завидует.

1 Кор. 13:4

Я знаю высокомерие твое и дурное сердце Твое.

1 Цар. 17:28

Я считаю нужным ввести понятие «синдром» в контексте психологии личности.

Синдром – от греческого – соединение многих, стечение. Понятие «синдром» со временем стало понятием медицинским, в частности психиатрическим. «Синдром» в медицине – сочетание признаков болезни, обусловленных единым механизмом развития заболевания.

Я позволю себе воспользоваться словом «синдром в значениях, заимствованных от древних греков, для обозначения тех негативных образований личности, которые неизбежно повторяются в индивидуальном развитии человека. Когда мы говорим о развитии, то почему-то обычно имеем в виду позитивные достижения. Однако в самом социальном развитии неизбежно присутствуют и негативные образования: зависть, циничная насмешка, предательство и др.

Сколь ни уникален каждый человек, но его позитивные и негативные свойства являются не единственно ему присущими. Свойства, которые мы находим у отдельного человека, присущи и другим. Типичные свойства получают знаковые, словесные обозначения – они входят в словарь родного языка и поэтому прочитываются в пределах сообщества – носителя этих знаков.

В межличностном общении каждый прочитывает каждого через восприятие и обозначение словами наблюдаемых особенностей.

Негативные свойства личности, которые неизбежно возникают в контексте индивидуального развития в условиях традиционных ценностных ожиданий общества, я полагаю правильным называть понятием «синдром» с отнесением этого понятия к той значимой мифологической, исторической или литературной персоне, которая пользуется широкой известностью. Здесь главное угадать, кто из далекого прошлого продолжает жить и сегодня в качестве притчи во языцех* – в качестве персоны, которая, растеряв в истории другие свои свойства, сохраняет некое негативное, общественно порицаемое качество, приклеившееся навсегда к его собственному имени.

По существу конкретное имя, соединенное с синдромом, становится универсальной социально-психологической стигмой, отнесенной к конкретному лицу.

Безусловным психологически значимым синдромом, который из века в век терзает человечество, является зависть . О зависти говорится в Писании. О зависти размышляли философы.

Еще Аристотель среди страстей назвал влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь (philia), ненависть, тоску, зависть – вообще все, чему сопутствует страдание. Зависть он называл злобной. Он полагал, что в душе находятся «движения чувств, предрасположенности и состояния. Движения чувств – это гнев, страх, ненависть, вожделение, зависть…». Зависть заслуживает порицания.

Френсис Бэкон в XVI веке писал о зависти, которая есть страсть, околдовывающая человека . Недаром Писание говорит о дурном глазе. Ф. Бэкон полагал, что зависть проявляется в неком излучении. Завистливый глаз всего опаснее. Зависть разрушает: когда завистливый глаз созерцает свой предмет в час его торжества, зависть от этого обостряется; к тому же в эти часы дух счастливца более всего устремляется наружу, становится, таким образом, более уязвимым.

Кто более всего склонен к зависти?

Френсис Бэкон был убежден, что это человек, лишенный достоинства. Этот человек неизменно завидует достоинствам других, «ибо душа человеческая питается либо собственным благом, либо чужим несчастьем; кому не хватает первого, тот будет упиваться вторым; кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию». Завистник дивится на чужое счастье.

Зависть – зевака. Как писал Плавт: «Ведь каждый любопытный зложелателен».

Френсис Бэкон не сомневался в том, что неизменно завистливы те, кто из прихоти и тщеславия желает преуспеть во всем сразу. У них всегда найдется кому позавидовать…

Неудовольствие

Бенедикт Спиноза вслед за Френсисом Бэконом уже в XVII веке размышлял о зависти. Он также считал, что зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот – находит удовольствие в чужом несчастье.

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности