Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2007 / Книга «О начале человеческой историии ее место в творческой биографии Б.Ф. Поршнева» (продолжение)

К 100-летию Б.Ф. Поршнева

Стр. «180—192»

Олег Вите

«Я – счастливый человек» Книга «О начале человеческой историии ее место в творческой биографии Б.Ф. Поршнева»*

IV. Неожиданные «искорки сопоставлений

Второй этап открытой работы Б.Ф. Поршнева по своей основной специальности начался вопреки всем планам и замыслам.

Троглодит и социальная психология

И без того далеко не узкий спектр научных направлений, мобилизованных на решение загадки начала человеческой истории, в конце 1950-х–начале 1960-х годов был расширен за счет привлечения двух новых и относительно самостоятельных областей знаний – реликтовый палеоантроп или троглодит (он же «снежный человек», он же «йети» и т.д.) и социальная психология. В отличие от всех прежних поршневских научных интересов, которые изначально включались в план многолетних исследований чуть ли не с момента рождения замысла трилогии «Критика человеческой истории», каждое из двух новых направлений было вовлечено в решение загадки начала человеческой истории в результате внезапной догадки, озарения, инсайта. Но, будучи уже привлеченными к ее решению, оба эти направления станут неотъемлемой частью следующего, третьего, преимущественно «конструктивного», этапа экспансии историка Б.Ф. Поршнева в область антропогене за, который начался почти в то же время – в 1962–1963 гг. А позже все это органично вольется и в содержание книги «О начале человеческой истории».

Проскочила искорка сопоставления

Вплоть до 1957 года «снежный человек» Б.Ф. Поршнева совершенно не интересовал, хотя информация об этом загадочном существе время от времени появлялась в печати. Позже Б.Ф. Поршнев писал, что впервые он обратил внимание на эту информацию «в тот памятный час, когда проскочила искорка сопоставления – как позже выяснилось, несущественного и спорного – между одной деталью информации о снежном человеке и одной деталью моих прошлых исследований об отношениях доисторических людей с природной средой» [1].

В 1955 году Б.Ф. Поршнев закончил исследование об источниках питания ископаемых палеоантропов, некогда обитавших на обнаруженной советскими археологами пещерной стоянке Тешик-Таш в Узбекистане (результаты этого исследования и были представлены в упомянутом выше докладе «Опыт реконструкции…»). В пещере сохранилось огромное количество костей горного козла – киика. Согласно исследованию Б.Ф. Поршнева, тешик-ташский палеоантроп не охотился на них, а лишь подбирал за леопардом ту часть забитых им кииков, которую последний не съедал. Но так или иначе мясо киика составляло значительную долю рациона обитателя пещеры Тешик-таш. Именно Киик привлек внимание Б.Ф. Поршнева к снежному человеку: «Гидролог А.Г. Пронин в конце 1957 года сообщил в прессе, что он видел издалека снежного человека на Памире, в долине Балянд-Киик. Это название значит “долина тысячи кииков…» Тешик-ташцы жили в долине, кишевшей кийками. Пусть в памирской “долине тысячи кийков” сейчас их почти не осталось, но имя собственное еще помнит их. Не забрело ли сюда мохнатое двуногое существо по зову предков или по темным следам собственных, отдаленных многими десятками лет, припоминаний?.. Никакой научной силы такая ассоциативная вспышка не имеет. Но внутри меня она подожгла давно копившееся сомнение: вымерли ли быстро неандертальцы или длительно деградировали со времени появления на Земле вида “человек разумный”? А что если... С этого времени я стал заниматься снежным человеком» [2].

Интерес к снежному человеку ради вопроса: что такое человек?

Благодаря «проскочившей искорке сопоставления Б.Ф. Поршнев увидел за совершенно случайным и неудачным названием «снежный человек» реальный зоологический феномен — доживших до настоящего времени реликтовых палеоантропов, неандертальцев ** (по классификации К. Линнея – Homo troglodytes, троглодиты). Он сразу оценил огромное значение исследования этих животных для познания природы человека: «Кое6кто занимается снежным человеком, ибо уж больно интересно: что это там такое? Я же занимаюсь им только ради вопроса: что такое человек? Живые троглодиты (благодаря отождествлению их с неандертальцами) — важный плацдарм для прогресса науки о человеке» [3].

Надо отметить, что к неудовольствию многих современных искателей снежного человека, любящих ссылаться на Б.Ф. Поршнева, он подчеркивал этот узко утилитарный характер своего интереса к троглодиту: «Если это не неандерталец, его определение может занимать лишь узкий круг зоологов6систематиков. Для мировоззрения же это был бы нуль, так как это не касается проблемы отпочкования говорящего разумного человека от животных» [4].

Шанс «живьем познать антропогенез»

Ведь какой гигантский научный прорыв: предков человека (эволюционных предшественников Homo sapiens), казалось бы, вымерших десятки, если не сотни тысяч лет назад, можно будет теперь изучать не по редким костным останкам, а «живьем», так же, как уже давно изучают обезьян. А значит, возможны и прямые экспериментальные исследования, которые, убежден Б.Ф. Поршнев, наверняка подтвердят (и уточнят) его концепцию антропогенеза: «Если этот вид телом схож с неандертальцами, но не имеет того специфического, что отличает человеческую речь от сигнализации у животных, значит мы вплотную придвинемся к загадке речи… Мы сможем наблюдать на нем и ее физиологические предпосылки, каких нет у обезьян… Далее, если окажется, что неандертальцы вообще еще не могли обладать речью, их отныне никак нельзя будет называть людьми и, следовательно, история людей радикально укоротится: придется считать историей только время существования “человека разумного”… Вот какую серьезную лавину может толкнуть снежный человек» [5].

Задуманы и другие эксперименты: «А можно ли у нынешнего реликтового троглодита, когда он будет пойман, восстановить заглохший инстинкт и утраченный навык изготовления примитивных “орудий” — от начальных до максимально сложных из доступных ему, т.е. мустьерских? Представим себе грядущий эксперимент: содержимую в неволе особь мы станем стимулировать и голодом, и видом туши, и показом движений, раскалывающих и заостряющих камень. Научится ли?.. Час придет, эксперименты ответят» [6].

Наивность представлений о легкости поимки троглодита

В 1966 году в неопубликованной статье «Недостававшее звено» Б.Ф. Поршнев признается в наивности начальных представлений о легкости поимки этого животного: «Только теперь мы понимаем со всей ясностью, что эти реликтовые гоминоиды — продукт адаптации и отбора на протяжении долгого ряда тысячелетий в условиях сосуществования с человеком. Значительная часть их жизненных сил пошла на то, чтобы научиться не быть пойманными нами или убитыми. А мы6то, простаки, воображали несколько лет тому назад, что достаточно забраться группе совершенно неосведомленных любителей на Гималаи или на Памир, чтобы застать на месте или небольшой охотничьей хитростью обмануть какое6то животное, мало знакомое с человеком! Только теперь мы познаем понемногу весь арсенал средств, которым оно защищено от нас» [7].

Экспедиция на Памир «Комиссия по изучению вопроса о снежном человеке при Президиуме АН СССР

Осознав потенциал наметившегося научного прорыва, Б.Ф. Поршнев пытается поставить исследования живых троглодитов на прочный организационный, «институциональный» фундамент. В 1958 году благодаря неукротимой энергии Б.Ф. Поршнева создается «Комиссия по изучению вопроса о снежном человеке» при Президиуме АН СССР. Начинается сбор данных, публикуются два первых выпуска «Информационных материалов Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке» (1958). Планируется экспедиция на Памир. Но уже ее подготовка и проведение показали всю призрачность надежд Б.Ф. Поршнева на успех уже состоявшейся было «академической институционализации». Руководителем экспедиции был назначен К.В. Станюкович – знаток Памира, профессор геоботаники и опытнейший функционер, искушенный в различного рода «аппаратных играх». И вынужденный играть такую игру Б.Ф. Поршнев ему вчистую проиграл…

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности