Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2007 / Просветительская деятельность Святителя Иннокентия (Вениаминова) Митрополита Московского

К 210-летию святителя Иннокентия митрополита Московского

Стр. «193—201»

Виктория Тукиш

Просветительская деятельность Святителя Иннокентия (Вениаминова) Митрополита Московского

Апостольское служение Иоанна Вениаминова

Одной из важных и интересных страниц в тысячелетней истории Русской православной церкви является распространение христианского вероучения на далеком Североамериканском континенте в ХIХ веке. Это апостольское служение в Русской Америке, на неведомой тогда Аляске и разбросанных в просторах Тихого океана Алеутских и Командорских островах, было связано с деятельностью молодого священника из города Иркутска – Иоанна Вениаминова, ставшего впоследствии Высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским.

Историк И.Г. Стрюченко писал об Иннокентии Вениаминове: «Его жизнь, его образ – своего рода эталон, с которым можно сверять жизнь человеческую, оценивать различные ее проявления» [1]. Вместе с тем имя святителя Иннокентия (Вениаминова) недостаточно известно современному поколению россиян.

Иннокентий (Вениаминов), в миру Иван Евсеевич Попов (26.08. 1797 – 31.03. 1879), вошел в историю как крупнейший ученый, выдающийся миссионер-просветитель, талантливый администратор, человеколюбивый архипастырь, учитель, величайший патриот любимой им России и поразительно цельный русский человек. Родился святитель в Сибири, в селе Анга, Качугской волости, Верхоленского уезда, Иркутской губернии в семье бедного пономаря местного храма, умершего, когда мальчику было пять лет. В 1806 году сироту приняли в Иркутскую Духовную семинарию, где он и получил фамилию Вениаминов за необыкновенные успехи в учебе и примерное поведение, в память о только что скончавшемся епископе Иркутском Вениамине (Багрянском). В Иркутске он по окончании курса семинарии провел первые годы своего священнического служения (1817–1823). Затем святитель проповедовал православие в Русской Америке, на Аляске (1824–1838), совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Через 15 лет трудов священник Вениаминов является в Петербург для издания сделанных им переводов книг на алеутский язык. В ноябре 1840 года, получив горькое известие о кончине супруги, принимает решение о принятии монашества. Будучи рукоположен во епископа Камчатского и Алеутского, 28 лет жизни святитель посвятил распространению и укреплению христианства на далеких необжитых землях Крайнего Северо-Востока Российской империи, (в настоящее время это территория Камчатки, Якутии, Магаданской (бывшей Охотской) и Амурской области, Приморского и Хабаровского краев). В возрасте 71 года, к своему великому удивлению, архиепископ Иннокентий был избран митрополитом Московским и Коломенским, преемником святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Филарета. Через сто лет после его кончины, в 1979 году, Иннокентий (Вениаминов) был причислен к лику Святых Русской православной церкви, стал известен в мире как святитель Иннокентий. Правительством Российской Федерации в 1997 году в связи с празднованием 200-летия со дня его рождения был учрежден Орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского. Медаль святителя Иннокентия, «апостола Сибири и Америки», учреждена в Русской церкви в один день с одноименным орденом, в 1999 году.

Взгляд на просвещение по отношению к коренным народам

Святитель Иннокентий был глубоко озабочен просвещением коренных народов. Он писал: «Под именем просвещение я здесь буду разуметь перемену или переход из прежнего, так называемого дикого состояния, в нынешнее, подходящее к нашему, европейскому. Не только странно, но даже смешно кажется делать ныне вопросы: должно ли просвещать дикарей? и полезно ли для них просвещение? ... не одностороннее, не поверхностное, но прочное, благодетельное, истинное. Немного выиграют дикари от вносимого к ним просвещения, если оно будет только внешнее житейское, и если оно даже будет состоять в одном умственном образовании. Ибо чем улучшится нравственное состояние дикаря, когда он, например, узнает, что не солнце вертится вокруг земли, а в то же время не поймет ни цели существования мира, ни цели своего существования» [2]. Святитель Иннокентий просвещал людей, незнакомых даже с зачатками гражданственности, стоящих на первых ступенях дикости. Он писал: «Пусть мой пример будет новым доказательствомтой истины, что от Господа исправляются человеку пути его, и что все мы, служители Церкви его. Ему угодно было назначить мне поприще служения в Америке и это исполнилось, несмотря даже на противление воли моей» [3].

Об апостольских трудах просветителя алеутов в России стало широко известно благодаря публикациям «Извлечений из писем Иннокентия епископа Камчатского» к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) в «Прибавлениях к Творениям Святых отцов(1843–1852 гг.). Исключительную важность для изучения просветительской деятельности святителя Иннокентия имеет собранная и изданная русским археографом и биографом И.П. Барсуковым (1841–1906) книга «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников» [4]. Позднее была издана книга «Русская Америка: по личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев», были опубликованы письма святителя Иннокентия (Вениаминова), в дальнейшем изданные И.П. Барсуковым в трех томах [5].

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности