Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2007 / Лица фэнтези (окончание) (Перевод с английского Алексея Лисогора)

Личность в контексте культуры

Стр. «235—245»

Терри Уиндлинг

Лица фэнтези * (Перевод с английского Алексея Лисогора)

Диана Паксон [Diana Paxson]

Я верю, что магия – реальна.

Я также верю, что наша реальность – волшебна: странная, необыкновенная, многозначительная и, одновременно, многое объясняющая, подобно любым грезам и видениям, изложенным на страницах книг – фэнтези. Но наша реальность не превращается в «магический реализм», как мы обычно называем эту форму, которая всегда поражала меня не только своей глубокой «сюрреалистичностью», но и еще чем-то более глубоким, что можно было бы, наверно, назвать «суровым-фэнтези». Ведь в наших головах совершается реальная работа магии, ноне по мановению волшебной палочки, а выдумывание историй-фэнтези использует наш ум почти таким же способом.

Как и сочинительство книг, магия предстает во всей своей красе только тогда, когда она появляется легко и свободно. Но в обоих случаях такая свобода и легкость является результатом большой практики, мастерства писателя и его осведомленности о строгих правилах и принципах своего ремесла. Я не назову все это сухими словами «Законы и Правила», границы которых, во всяком случае, могут быть нарушены при условии, что вы сами понимаете свои действия. Функция всех этих правил и принципов – только направлять вас в определенном направлении.

Кроме того, концепция этих принципов применима для фэнтези и в нижеследующем.

Если вы еще раз перечитаете старые сказки, то заметите в них очень строгую этику. А в более широком смысле, когда вы перечитываете фэнтези, то происходит по сути то же самое. Если научная фантастика заявляет о себе как о «литературе идей», то фэнтези можно было бы назвать «литературой этик». Сегодня мы уже отказались от настойчивого дуалистичного утверждения, что персонажи книг должны быть или абсолютно плохими, или абсолютно хорошими, и пришли к пониманию, что фундамент фэнтези – это конфликт между добрыми и злыми силами. В фэнтези вы не сможете категорически сказать, что отличаете эти силы друг от друга, но, тем не менее, очень важно на чью сторонувы встанете.

Сочинение исторического фэнтези, на которое я ориентировала свое творчество в последние несколько лет, осложняется тем фактом, что действие сюжета разворачивается в нашем собственном мире, но я уверена, что люди, которые жили в другие времена, были так же озадачены происходящими событиями в своих эпохах, как и мы в наше собственное время. В древних эпосах главный герой обычно погибал, но его смерть не только не считалась трагедией, но, наоборот, была победой, потому что он знал, за что он борется и какой цели служит его смерть. Я и стараюсь сочинять такое историческое фэнтези, в котором пытаюсь обнаружить некий образец в суматохе жизней моих героев.

Если взглянуть в социально-историческом ракурсе, то это похоже на мое искание магии и волшебства в нашем «реальном» мире: ведь это так естественно для человека (а, может быть, и его назначение) пытаться понять свои познания о мире. Способность воспринимать чудеса начинает пробуждаться в человеке только тогда, когда он начинает понимать, что все набитые им шишки в самом деле имеют под собою смысл и что наш мир совсем не скучен, уныл и безрадостен, а полон магии, волшебства и смысла.

Произведения: «Ворон и волк» [«The Wolf and Raven »]; «Драконы Райна» [« The Dragons of the Rhine »]; «Повелитель лошадей» [« The Lord of Horses »] и др.

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности