Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2007 / Тело как зеркало сознания: телесное познание в философии Патанджали и Шри Ауробиндо

Проблемы бытия личности

Стр. «56—69»

Владимир Никитин

Тело как зеркало сознания: телесное познание в философии Патанджали и Шри Ауробиндо*

Познаваемость сущности человека и самопознание

Вопрос о познаваемости сущности человека не может быть раскрыт вне определения границ возможностей его самопознания. Познание субъектом себя есть акт рефлексии, направленный на исследование своего телесного и психического статуса. Возможности интенционального исследования субъектом себя определяются его способностями к аналитической и интуитивной деятельности, развитием его телесных и когнитивных функций. Последние обстоятельства, по всей видимости, формируют его намерения на самопознание. Таким образом, наличие одних способностей определяет развитие других, которые в свою очередь становятся основанием для развития первых. Разрешение этого противоречия является задачей «действенных» теорий философии познания, направленных на исследование феномена человека, включая изучение онтологии его телесности.

Потенциал брахманской традиции для познания телесности

К одним из «действенных» теорий философии можно отнести учение санкхья-йоги (брахманистская традиция) и метафизику интегральной йоги, как одной из ветвей ортодоксального учения йоги. Исследование основных положений данных подходов позволяет раскрыть механизмы самопознания, увидеть связь между возможностями телесного познания и характером сознания познающего субъекта.

Истоки индуистской йоги находятся в сакральном учении «Вед», в древнейшем тексте «Ригведы» (II тысячелетие до н.э.), хранителями которого являлись брахманы – представители высшей жреческой касты на индоарийском пространстве.

Видение причин человеческих страданий

Причины человеческих страданий (в дискурсе философии вед) они видели в бесконечном процессе рождения человека; осознавая себя как единицу бытия, человек пребывает в состоянии иллюзорного Я, освободиться от которого он может только путем следования сакральному знанию. Обретение этого знания прерывает череду рождений человека на Земле и тем самым уничтожает причины его страданий. Достижению этой цели и посвящают свою жизнь йоги.

В комментариях Патанджали, раскрывающих основы учения санкхья-йоги, изложены метафизические основы практики йоги; осуществлена попытка обоснования пути постижения сакрального знания. Движение к истине определяется интенциональной направленностью процесса рефлексии, возможностью соотнесения состояний сознания с опытом телесного проживания.

Качества и ступени сознания

В труде «Йога-сутры» [1] Патанждали выделяет три качества сознания и пять его ступеней. Каждая ступень функционирования сознания, на которой находится человек, говорит о качестве определенного уровня сознания, обусловленного соответствующим эмоционально-чувственным тоном и познавательной установкой [2]. Три качества сознания (психики): «раджас» – активность, «тамас» – инертность, «саттва» – равновесная ясность – выступают как модальности бытия, в которых субъект выстраивает свои намерения и действия.

Блуждающее сознание

На первой ступени сознания, определяемой в философии йоги как уровень «блуждающего сознания», внимание человека сфокусировано на внешних проявлениях бытия вещей. Сознание субъекта характеризуется качеством «раджас», т.е. ему присуща активность. Этот уровень сознания можно наблюдать у детей, с присущей их сознанию самопроизвольной, неустойчивой направленностью на внешние объекты. Поиск знания осуществляется посредством актов восприятия окружающего их предметного мира. Самопроизвольность направленности внимания обусловлена влиянием среды, то есть воздействием объектов внешнего мира. Сознание развивается в отношениях с незнакомым, но существующим рядом с ними материальным миром, который дети намереваются познать в силу своего стремления к развитию и выживанию. Средством познания выступает тело, посредством которого они исследуют себя в мире вещей. Воспринимая внешний мир посредством тела, ребенок приобретает знание по распознаванию форм своего существования в нем. По мере накопления опыта он научается различать «свое» и «чужое», вычленять актуально значимые для себя позиции в отношениях со средой. Мир удивляет, поражает его бесконечной чередой событий и красок. Мир становится для него познаваем в силу его телесных данных. И этот факт обусловливает его дальнейшие намерения в движении к знанию.

Ослепненное сознание

На второй ступени – «ослепленного сознания» – преобладает «тамас»: внимание субъекта рассредоточено на всех объектах восприятия одномоментно; на этом уровне сознания отсутствует способность к различению значений объектов. Неполное восприятие мира связано с низким уровнем концентрации внимания на объектах созерцания и, как следствие этого явления, со слабой способностью к различению сущностных сторон бытия. По-видимому, такой уровень внимания характерен для обыденного сознания. Человек, обустраивающий свою материальную жизнь, ориентирован на поверхностное, утилитарное познание бытия вещей. Сама по себе вещь, как предмет реальности, обладает для него ценностью в силу своей полезности. Сознание такого субъекта «ослеплено», захвачено теми свойствами и качествами предмета бытия, которые значимы для его выживания как личности. Объект его внимания теряет ценность, лишается для него привлекательности, если утрачивает полезную социальную функцию. Значение собственного тела для человека данного уровня сознания сводится к восприятию внешних форм репрезентации: находясь в теле, он «отчуждает» собственное тело, ориентируясь на представления о нем.

Произвольно направленное сознание

Третья ступень сознания – «произвольно направленное сознание» – отличается относительной устойчивостью внимания, однако оно остается поверхностным, не позволяет проникать в сущность вещей. Этот уровень сознания, по-видимому, характерен для людей, объектом внимания которых выступают внешние формы существования вещей. Сознание характеризуется относительной устойчивостью в своей направленности: оно скользит от объекта к объекту не способное сосредоточиться ни на одном из них, то есть познание сущности вещи проходит вне видения цельности мира. «Разбросанное» сознание – предметно, оно ограничено вовне проявленными качествами вещи. Для человека, обладающего произвольно направленным сознанием, тело играет роль инструмента: формы его развития и познания рассматриваются с точки зрения однозначных установок и потребностей.

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности