Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2007 / Словесная жертва и подлинное «Я» человека: некоторые аспекты психологии и феноменологии мистической жизни по творениям свт. Григория Богослова

Религиозное пространство личности

Стр. «110—128»

Владимир Немыченков

Словесная жертва и подлинное «Я» человека: некоторые аспекты психологии и феноменологии мистической жизни по творениям свт. Григория Богослова

Введение

Психология есть «учение о душе»

Сразу оговоримся, что здесь речь пойдет не о той психологии, предметом которой является человеческая «психика», а о психологии в первоначальном смысле этого слова (псюхе + логос), как слове (логосе, учении) о душе. Известно, что душа человека была предметом изучения и древнегреческой философии, и христианского богословия. Именно христианская мистика как особый опыт отношений высшей, Божественной реальности и человека (его ума и души) предмет данной статьи.

Духовный мир есть объективная реальность

Одно из определений материи гласит, что материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Для значительной (если не большей) части человечества не менее объективной реальностью является и то, что не может быть отнесено к материи, а именно, духовный мир [1].

Православие – основа русской культуры

Россия тысячу лет жила и продолжает жить в восточно-христианской (православной) культуре, высочайшие достижения которой за весь ее двухтысячелетний период существования становятся сегодня доступными всем желающим. К числу этих достижений относят архитектуру, живопись (фрески, иконопись и т.п.), музыку, декоративно-прикладное искусство, богатейшую литературу, богословие, философию и т.д.

Живительным источником всего разнообразия и богатства культуры является не человеческий гений сам по себе, а мистический опыт общения человека с духовным миром и в первую очередь с Самим Творцом – единым Богом, открывающимся человеку и познаваемым как три Личности: Отца, Сына (Логоса, Слова) и Св. Духа. Тезис этот бесспорен для православных верующих и подтвержден духовным опытом многих творцов восточно-христианской культуры.

Духовный опыт совершенных носителей этой культуры, которых Церковь называет святыми, многогранен и необъятен. Личный мистический опыт даже одного святого трудно постижим для человека, в полноте не имеющего подобного опыта, и почти не выразим на позитивистском языке.

Данная статья посвящена исследованию некоторых аспектов мистического опыта свт. Григория Богослова и написана в контексте языка самого святого отца с большим количеством цитат.

О свт. Григории Назианзине

Святитель Григорий Богослов, или Назианзин (326/330 – 389/390 гг.), занимает в византийском богословии уникальное место богослова, сочинения которого считались непогрешимыми в догматическом отношении наряду с Библией и богослужебными текстами, а в вопросах мистики ему отдавалось предпочтение перед его знаменитым современником свт. Григорием Нисским [2]. Это видно из того, что свт. Григорий Богослов является наиболее цитируемым, после Библии, автором в Византии [3]. Творения святителя оказали большое влияние на славянскую и русскую культуру. Исследованию переводов свт. Григория на славянский язык и их культурному значению посвящено множество исследований. В восточно-христианской богословской традиции свт. Григорий занимает «абсолютно центральное и неоспоримое место» и «без основательного знания его наследия невозможно по-настоящему понять эту традицию» [4].

Совершенство человеческой личности обретается в общении с Божественной Личностью

В христианском понимании совершенство человеческой личности не может быть достигнуто без восстановления общения человека с Творцом как с Божественной Личностью и мистического единения с Ним, то есть без личных отношений с Богом. На этом пути человек, во-первых, необходимо должен претерпеть нравственный катарсис – очищение от греховных страстей и пороков; во-вторых, уподобиться Христу, вочеловечившемуся Божественному Логосу, то есть стяжать «плоть и ум Христовы». Свт. Григорий пишет: «Мы понимаем, что имеющими ум Христов называются очистившие свой ум чрез подражание тому уму, какой ради нас воспринят Спасителем, и по возможности сообразующиеся с сим умом [5]; равно как можно было бы сказать, что имеют плоть Христову [6] те, которые обучили плоть свою, и в этом отношении стали стелесниками и спричастниками (Еф. 3.6) Христовыми» [7].

Словесное и бессловесное естество, по свт. Григорию

Свт. Григорий различает в твари словесную и бессловесную природы. Словесное естество, соименное Слову (Логосу) [8], подобно Божеству. Совершенно чуждое Богу естество суть твари, подлежащие чувствам, а еще далее отстоят от Божественного естества твари неодушевленные и недвижимые [9]. Словесное естество имеют ангелы и душа человека. Поскольку человек сопрягает в себе обе природы, словесную душу и тело [10], он занимает в тварном мире срединное положение между целиком словесной природой небесных ангелов и остальной тварью, одушевленной и неодушевленной [11].

Пятичленная структура человеческого естества

С аскетической точки зрения природу человека традиционно описывают как пятичленную структуру: ум, душа, сердце, тело, помышления. Такая структура находит определенное соответствие в Св. Писании и в православных молитвословиях [12]. В этой структуре тело есть место присутствия души. Плоть есть вещество тела (его бессловесная природа). Словесная природа человека в общем виде именуется у святителя душой, в которой он различает ум – созерцательную часть души («зеркало», отражающее свет Божества); собственно душа, которая хранит отпечатления ума (ум памятующий); сердце – ум мыслящий, принимающий и изводящий помышления; мышление – природа ума, отдельные помышления (мысли) суть действия (энергии) ума. Восстановление падшей человеческой природы, т.е. спасение человека, подразумевает, что ум восстановит единение с Богом, утраченное в грехопадении прародителей, душа вновь подчинится уму, а тело (плоть) – душе.

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности