Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2007 / Моральные суждения студенческой молодежи современного Китая

Этнопсихология

Стр. «129—143»

Елена Афонасенко

Моральные суждения студенческой молодежи современного Китая

1. Китайский менталитет. Общая характеристика

Три источника китайской ментальности

Анализируя сравнительную роль ценностных ориентаций в культуре Китая, Ц. Лю [1] полагает, что три основные ценностные ориентации нашли свое место в китайской культуре. Три ориентации расширили пространство воззрений китайской философии, литературы, искусства, оказали влияние на жизнь простых китайцев, способствовали развитию китайской культуры за пределами однообразия. Они обладают внутренним единством, у каждой из них своя цель. Конфуцианство видит идеал в гармоническом мире честности и верности, вежливости и справедливости; идеал устремлен к реальному миру, и к моральному совершенствованию человека. Даосизм стремится к вечности тела, к продлению светской жизни до бесконечности. Буддизм акцентирует внимание на том, что душа попадет в рай и дух достигнет высшей цели. Хотя у трех китайских исходных ориентаций отсутствуют общие святые и великие, хотя у них не совпадающие полностью ценности, в них чувствуются «след» и дух китайской культуры. Но именно конфуцианство стало основой китайской культуры, опорой духовного мира китайцев. Конфуцианство задавало основные направления развития китайской культуры. Светская традиция, освященная конфуцианством, ориентировала китайцев на поиск смысла жизни в реальной действительности, призывала к самореализации и обретению себя.

Китайский менталитет современности

Анализируя современное состояние китайского менталитета, Ц. Лю полагает, что ментальность китайцев конструируют вошедшие в их плоть и кровь, укоренившиеся в веках традиции, бытования, ритуалы и др. Важной особенностью традиционной китайской культуры является то, что интересы и желание коллектива священны для человека. Это коллективистская культура, она стоит на идее о том, что индивид является маленькой частью в большой сети -коллектива-. Индивид должен абсолютно подчиняться коллективу. Социальное положение и статус личности находится под контролем коллектива. Ценность человека определяется его важностью для коллектива.

Китайские «церемонии»

Другая отличительная особенность китайской ментальности – система «церемоний». Конечно, в любом обществе существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко фиксированные стереотипы поведения, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений. Но в Китае они играли настолько огромную роль, что основу китайской этики – конфуцианство – называют иногда этикой ритуала [2]. Это прежде всего жесткие и обязательные регламенты и уж только во вторую очередь рекомендации. Во всяком случае, именно так воспринимают их все те, кто рассчитывают иметь успех в обществе, сделать карьеру, снискать репутацию достойного благонамеренного человека. Социальные нормы (регламенты) Ли , обладая громадным авторитетом, цементировали общество Китая многие века. Ли были эффективным средством, применяемым господствующими классами в управлении государством и установлении мира; совокупностью правил всей общественной жизни и критерием оценки социального поведения людей [3]. При этом, как указывает Л.С. Васильев, очевидна еще одна особенность китайской ментальности – это соотношение религии и морали [4]. Если в других мировых религиях бесспорен примат именно религиозного начала, тогда как мораль, вся система этики – это нечто вторичное, производное, то в Китае картина была иной. Мораль считалась первичной, а религия – вторичной, лишь сопутствующей выработанной конфуцианцами системе этики. Вопрос веры всегда был делом совести каждого китайца, но малейшее нарушение морали, пренебрежение к точно фиксированному церемониалу и традициям сурово преследовалось и осуждалось общественным мнением и властями.

2. Методология качественных исследований

Экспериментально исследовались моральные ценности современной китайской молодежи в сравнении с моральными ценностями русских. Для этого использовалась достаточно редко применяемая методология – качественное исследование и соответствующая методика. Под качественным исследованием обычно понимается исследование, где данные получены путем наблюдения, интервью, анализа личных документов. Первичными являются данные о субъективных мнениях людей, выраженные чаще всего пространными высказываниями [5], реже – жестами, символами, отражающими их взгляды. Качественный метод играет решающую роль на более низком, эмпирическом уровне исследования: там, где мы имеем дело с изучением конкретного опыта, переживаний реальных людей, там, где необходимо понимание.

Моральное суждение

Изучались так называемые свободные моральные суждения. Моральное суждение – весьма сложный для изучения феномен. Прежде всего проблема возникает при определении, что считать моральным суждением. Это проблема прежде всего, этики и категорий, которыми она описывается. Соответственно, их наличие, или оперирование ими, предполагается в моральных суждениях; они должны быть представлены как отдельно, так и в комбинациях.

Проблему разнообразия моральных суждений можно рассмотреть исходно в виде анализа отдельных его составляющих и определить в общем виде используемую в дальнейшем терминологию. Для примера возьмем моральное суждение: «Всегда хорошо помогать товарищу.

«Всегда» здесь является временной модальностью в терминах формальной логики. В системе этики эта модальность в определенном смысле заменена оппозицией «универсализм – партикуляризм» [6], в высказывании временная модальность (всегда, никогда, иногда и т.д.) может быть выражена в терминах «в некоторых случаях – во всех случаях». Хотя, очевидно, это различие не очень принципиально.

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности