Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2007 / Этика трудовых отношений трех культур: китайская, русская и дагестанская традиции

Этнопсихология

Стр. «144—161»

Андрей Хвостов, Зоя Гаджимурадова, Елена Афонасенко

Этика трудовых отношений трех культур: китайская, русская и дагестанская традиции

1. Введение

В настоящее время вопросы деловой этики, этические аспекты ведения бизнеса привлекают все большее внимание. Работ по проблеме организационного поведения довольно много. Однако большинство из них подходит к решению вопроса с позиций «должного»; выводятся некоторые универсальные или частные принципы и нормы отношений, которые обязательны или желательны для сотрудников. Но эмпирических работ, подходящих к решению вопроса с позиций «сущего», относительно немного. Иными словами, вопрос о том, как оцениваются писаные или неписаные правила поведения самими сотрудниками, в большинстве случаев остается без ответа. В нашем исследовании ставилась задача выяснить, какие реальные представления о нормах трудовых отношений сложились в разных культурах и насколько они отличаются.

Христианство. Православие и Россия

Христианство неоднозначно определяет свое отношение к предпринимательству и к системе распределения благ. Так, протестантство подразумевает равенство на старте, но не исключает последующей имущественной, экономической дифференциации, то есть оно органично соответствует рыночным отношениям. Труд ради личного обогащения считается путем спасения души, а преуспевание – знаком Божьего одобрения. Но православие предполагает равенство на финише, то есть находится в полном противоречии с духом рыночных отношений и капитализма. Тоталитарное общество и авторитарное воспитание, вдобавок, ведут к «обученной беспомощности», проявляющейся как пассивность. По мнению К.А. Абульхановой [1], в России также оказался не выработан опыт социального взаимодействия, основанный на отвлеченной, в определенном смысле безличной обязанности каждого, отсюда зависимость успешности от «хорошего» человека и добрых отношений. Если в Европе можно заниматься совместной деятельностью с человеком, который не нравится, не симпатичен, то в России для успеха такой деятельности люди должны вступить в личные, доверительные отношения, поскольку нет четких профессиональных правил и критериев. Некоторые черты российского национального характера также противоречат рыночным отношениям. Это, прежде всего, отсутствие законопослушности. Люди привыкли жить не по закону, а по «понятиям», которые весьма растяжимы и зыбки, российскому человеку чужда императивность – он не привык жестко требовать ни от себя, ни от других. Таким образом, развитие России через несвободу в духе распределительной восточной системы воспроизводства сформировало менталитет, не соответствующий традиционным рыночным отношениям [2].

Конфуцианство и Китай

Анализируя современное состояние китайского менталитета, Ц. Лю [3] полагает, что ментальность китайцев конструируют вошедшие в их плоть и кровь, укоренившиеся в веках традиции и ритуал. Важной особенностью традиционной китайской культуры является то, что интересы и желание коллектива священны для человека. Это коллективистская культура. Хотя под коллективом в Китае подразумеваются государство, район и община, а также клан. Клан считается главным социальным образованием. Коллективистская культура стоит на идее о том, что индивид является маленькой частью в большой сети «коллектива». Индивид должен абсолютно подчиняться коллективу. Социальное положение и статус личности находится под контролем коллектива, а ценность человека определяется его важностью для коллектива.

Ислам и Дагестан

Прежде всего, стоит отметить огромную роль ислама в жизни мусульманского общества. Характерной особенностью его идеологической системы является то, что она выступает как тотальная, как синтез догматического, правового, морально-этического, философского и традиционного. Имам (мулла) в мусульманской общине ранее иногда являлся одновременно судьей, старостой, учителем, душеприказчиком, сборщиком налогов. Ислам, будучи закрепленным в виде шариата – канонических правил поведения мусульманина и содержащим не только юридические, но и нравственные нормы, не расчленяя их на мораль и право, влияет на формирование общественного и личного сознания, на образ жизни людей и их взаимоотношения [4]. Даже такие акты, как договоры о купле-продаже, об аренде земли и домов, о займе денег и т.д., заключались у духовных судей. Но детально то, что можно назвать мусульманской организационной культурой, определить очень сложно.

На позднем этапе истории дагестанской большой семьи, т.е. в больших семьях «отцовского» типа, в управлении хозяйством, распоряжении имуществом и трудом членов семьи глава семьи был наделен исключительными правами, порой неограниченной властью [5]. В семье существовало четкое разделение труда с соблюдением поло-возрастной градации. Авторитет каждого члена семьи зависел прежде всего от его роли в хозяйственной жизни общины, от его жизненного опыта и от некоторых личных качеств. Однако глава семьи не допускал резкого выделения кого-либо среди членов семейной общины. В процессе общего социально-экономического развития неразделенные семьи постепенно дробились и уступали место малым семьям. Особенно участились разделы в период, характеризующийся окончательным разложением натурального хозяйства и широким проникновением в дагестанский аул товарно-денежных отношений. К этому времени относится «раскрестьянивание», или превращение сельского труженика в колхозно-совхозного крепостного [6].

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности