Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2007 / «Я – счастливый человек». Книга «О начале человеческой истории» и ее место в творческой биографии Б.Ф. Поршнева

К 100-летию Б.Ф. Поршнева

Стр. «204—225»

Олег Вите

«Я – счастливый человек». Книга «О начале человеческой истории» и ее место в творческой биографии Б.Ф. Поршнева *

Признание как крупнейшего «троглодитоведа»

Почти полный разрыв Б.Ф. Поршнева с отечественными антропологами был отчасти компенсирован признанием со стороны ряда зарубежных специалистов. Это признание Б.Ф. Поршнева как крупнейшего «троглодитоведа» причудливо переплелось с другим признанием: в 1963 году вышел французский перевод «Народных восстаний…». Через 20 лет французский историк Эммануэль Ле Руа Ладюри написал: «Жил однажды на свете советский историк по имени Борис Поршнев. Два предмета постоянно вызывали у него огромный интерес: йети и антиналоговые бунты. Отвратительный снежный человек и Жак-простак * » [1].

Ле Руа Ладюри поразил тот факт, что один и тот же исследователь пишет книги на столь далекие друг от друга темы – троглодиты и классовая борьба. Через десять лет после знакомства с книгой Б.Ф. Поршнева об «антиналоговых бунтах» Ле Руа Ладюри мог уже прочесть французский перевод «Борьбы за троглодитов», опубликованный в Париже (1974) бельгийским зоологом Бернаром Эвельмансом. Но все же это были две разные книги. Видел бы Ле Руа Ладюри статью-рецензию Б.Ф. Поршнева «Книга о морали и религии…», в которой две эти темы вполне органично сплетены в один небольшой текст…

В 1961 году в Виттенберге (ГДР) на немецком языке публикуются первые четыре выпуска «Информационных материалов»; в 1965-м те же самое – на итальянском языке в Риме. Последний перевод обязан своим появлением поддержке известного итальянского статистика, социолога и демографа, президента Международного социологического института К. Джини (1884 – 1965) и опубликован в журнале «Genus» — органе созданного им еще в 1930-е годы. «Итальянского Комитета по изучению населения». Подготовленный в 1966 году краткий доклад, посвященный памяти K. Джини, Б.Ф. Поршнев начал словами: «Среди тех областей, в которых покойный проф. Коррадо Джини внес ценный вклад, одна занимает особое место. Если позволено будет так выразиться, это была его последняя любовь. Несомненно, некоторые коллеги порицали его за это расширение круга своих научных знаний. Я вижу в этом акт мужества и честности ученого. Несомненно, что раз, познакомившись с состоянием проблемы реликтовых гоминоидов, покойный Коррадо Джини отдал себе отчет не только в том, что это вопрос интересный, даже увлекательный, но и в том, что разгадка неминуемо повлечет за собой целую научную лавину» [2].

Международный комитет по изучению обволошенных прямоходящих человекообразных

K. Джини организовал при Международном социологическом институте (МСИ) специальный комитет – Международный комитет по изучению обволошенных прямоходящих человекообразных [3] – для взаимодействия ученых разных стран по проблеме реликтового палеоантропа; опубликовал (1964) в журнале «Genus» – выдержки (предисловие и послесловие) из монографии Б.Ф. Поршнева «Современное состояние…». Именно при поддержке K. Джини в 1961 г . Б.Ф. Поршнев получил приглашение стать членом МСИ * и через два года стал им официально; тогда же вошел и в названный Международный комитет.

Среди других зарубежных исследователей проблемы троглодитов, с которыми тесно сотрудничал Б.Ф. Поршнев, в первую очередь следует назвать уже упомянутого Б. Эвельманса и американского зоолога А. Сэндерсона. Подготовленный последним обзор данных о существовании троглодита на американском континенте был резюмирован Б.Ф. Поршневым в 9-й главе монографии о реликтовых палеоантропах, названной «Восточная ветвь (Америка)». В книге «Борьба за троглодитов», заявку на которую Б.Ф. Поршнев направил в издательство «Молодая гвардия» в 1968 году, планировалась новая глава – «Калифорнийское опытное поле(американские исследования в Калифорнии и Канаде), в которой также должны были быть изложены данные, собранные A. Сэндерсоном.

Троглодит как неотъемлемая часть концепции о начале человеческой истории

Вклад исследований троглодитов в разработку Б.Ф. Поршневым концепции начала человеческой истории трудно переоценить. Ниже будет показано, как эти исследования способствовали формированию основного понятия поршневской социальной психологии – оппозиции «они и мы»; в следующем разделе – как троглодит повлиял на поршневскую модель двух инверсий, даже вызвал временное наваждение и чуть не привел к ошибке…

Сам Б.Ф. Поршнев так оценивал значение открытия живого троглодита для теории антропогенеза:

«Открытие реликтовых неандертальцев говорит не о том, как произошел человек, а о том, как он безусловно не произошел: обрушена половина заслонявшей горы. Она осела с грохотом, с пылью под небо» [4].

Троглодит стал неотъемлемой частью поршневской концепции начала человеческой истории. В книге «О начале…» этой теме специально посвящен IV раздел («Остатки дивергенции в историческое время») ее девятой главы («Дивергенция троглодитид и гоминид»).

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности