Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2007 / Карл Юнг: израненный лекарь души (Перевод с английского Алексея Лисогора)

Личность в контексте культуры

Стр. «233—247»

Клэр Данн

Карл Юнг: израненный лекарь души * (Перевод с английского Алексея Лисогора)

Часть I. ИЗРАНЕННЫЙ

«Таким я родился и таким остаюсь»

«Да, это правда, что выраженную во мне силу природы – а я ведь только проводник ее мощи – я явственно могу прочувствовать во многих тех случаях, когда в ваших глазах я буду выглядеть ужасным негодяем. Так, к примеру, если в какой-то момент жизнь принудит вас вести себя искусственно, то с тех пор вы не сможете больше выносить меня из-за моей природной естественности. Таким я родился и таким остаюсь. От подсознания людей, живущих притворно-настоящей жизнью, постоянно ощущаю исходящую угрозу, ведь практически все во мне раздражает их: моя манера речи, мои слова, мой смех…

Ибо они чувствуют природу» [1].

Вступление

Человек природной естественности

Когда Карл Густав Юнг впервые охарактеризовал себя как человека «природной естественности», ему шел уже 66-й год. Несмотря на то, что не все принимали его учение, к этому времени его слова как первого современного психиатра, осознавшего, что человеческая душа «христианка по своей «природе»», и первого, кто досконально исследовал это явление, уже гремела по всему миру. Называя себя «эмпириком» и «лекарем души», соединяя свой опыт, свои знания с древними преданиями мировых культур, он устремлял свой пытливый взор в глубь самого себя и во внутренние глубины своих пациентов, принося затем сделанные открытия непонимающему миру.

Вот что он писал в одном своем письме:

«Нет, не в лечении неврозов заключен главный смысл моей работы. Прежде всего меня интересует подход к аниме <…> [который] и является реальной терапией» [2].

Вкратце смысл учения К. Юнга можно выразить следующим образом:

  • чтобы жить полноценной жизнью, человеку требуется стать совершенной личностью;
  • Бог нуждается в человеке, чтобы отобразить в нем свое творение и помочь ему развиться;
  • все люди раскрываются перед Богом как со-творцы.

Люди, знавшие его, свидетельствовали, что он был живым олицетворением своей собственной психологии. Будучи прекрасным замечательным человеком, но подверженным, как и все мы с вами, ошибкам и падениям, он одновременно жил в двух мирах – обыкновенном земном и духовно-сконцентрированном. Обе эти «жизни», внешнюю и внутреннюю, он рассматривал как вполне естественное для человека в высшем смысле этого слова.

«Я – конфликт противоположностей»

Все наследие К. Юнга целиком и полностью отражает его жизнь. «Я – конфликт противоположностей», – говорил он про себя. И всю свою долгую жизнь он учился жить и укладывать все свои противоречия в единый союз монолитной цельности.

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности