Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2017 / Культура в семиотическом аспекте: Семиосфера Юрия Лотмана / Culture in semiotic aspect: Yurij Lotman’s semiosphere

95 лет со дня рождения Юрия Лотмана – мыслителя, философа, социолога и культуролога (28 февраля 1922 – 28 октября 1993)

Стр. «10—12»

Валерия Мухина

Культура в семиотическом аспекте: Семиосфера Юрия Лотмана

Юрий Михайлович Лотман (28.02.1922, Петроград – 28.10.1993, Тарту) – культуролог, специалист в области литературы и эстетики, истории русской литературы и культуры, доктор филологических наук, основоположник Тартуско-московской семиотической школы, автор универсальной семиотической теории и методологии.

Семиотика исследует свойства языковых систем (или систем знаков),каждой из которых придается определенным образом некоторое значение. Ю.М. Лотман использовал опыт развития семиотического структурализма во многих странах. Однако он не ограничивался изучением формальной структуры художественных произведений, уделив первостепенное внимание семантике знаковых структур (Структура художественного текста, 1970; Анализ поэтического текста, 1972 и др.).

Согласно Ю.М. Лотману, семиотический предмет можно осмыслить не как отдельный знак, а как текст, существующий в культуре, текст, представляющий собой «сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые соображения и порождать новые, как информационный генератор, образующий чертами интеллектуальной личности (Избранные статьи. Т. 1. Таллин, 1992, с. 132). Ученый рассматривал и саму культуру в семиотическом ее аспекте, в многообразии ее коммуникативных связей (Статьи по типологии культуры. Т. I–III. Тарту, 1970–1973). Позже Ю.М. Лотман продолжал издавать в Тарту труды по знаковым системам. Так, например, он издал статьи «Семиотика культуры и понятие текста», «Риторика» [Структура и семиотика художественного текста. Тарту, 1981]. Основоположник Тартуской семиотической школы показал две тенденции динамики развития семиотики. Одна тенденция в стремлении к точному моделированию приводит к созданию метасемиотики, когда объектом исследования становятся не тексты как таковые, а модели текстов, модели моделей и т.д. Вторая тенденция сосредоточивает внимание на семиотическом функционировании реального текста, когда текст предстает не как реализация сообщения на каком-либо одном языке, а как сложное устройство, хранящее многообразные коды, обладающее чертами интеллектуальной личности. В этой связи психолингвистам и психологам есть над чем задуматься.

<…>

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности