Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2017 / К истории научных отношений А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского / To the history of scientific relations between A.N. Leont’ev and L.S. Vygotsky

К истории научных отношений ученых

Стр. «60—75»

Борис Братусь

К истории научных отношений А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского*

Аннотация. Показана редкая способность Л.С. Выготского овладевать знаниями, которые ученый открывал для себя при интенсивном изучении современных ему философских и научных идей из разных областей познания человека как личности. Обсуждаются труды Л.С. Выготского, в которых формулируются методологические и теоретические основания к презентации основополагающих идей, объясняющих: развитие высших психических функций; значение знаковой функции сознания; развитие личности; орудие и знак в развитии ребенка; обучение, ведущее за собой развитие; историческое преобразование инстинктов; показывающих, как в процессе развития психических функций ребенка сменяется их ведущая роль: от восприятия к памяти и др. Показан ряд направлений развития идей Л.С. Выготского в теориях и эмпирических исследованиях его соратников, учеников и последователей в отечественной и зарубежной психологии и в других заинтересованных науках.

Ключевые слова: высшие психические функции; развитие личности; орудия психической деятельности; знаковая функция сознания; слово как знак; рефлексия; обучение и развитие; инстинкты; культурное преобразование инстинктов.

To the history of scientific relations between A.N. Leont’ev and L.S. Vygotsky

Abstract. Special capability of L.S. Vygotsky to master knowledge that scientist discovered when studying intensively contemporary philosophical and scientific ideas from different areas of studying man as a person are shown. L.S. Vygotsky’s works in which methodological and theoretical grounds for presentation of basic ideas explaining development of higher mental functions , meaning of consciousness’s sign function, person’s development, tools and signs in child’s development, role of education in child’s development, historic transformation of instincts, changing of their leading role from perception to memory in person’s development, etc. are discussed. Several trends in the development of L.S. Vygotsky’s ideas in theories and empiric researches of his associates, pupils and followers in domestic and foreign psychology and other sciences are shown.

Keywords: higher mental functions; development of personality; tools of mental activity; sign function of consciousness; word as a sign; reflection; education and development, instincts; cultural transformation of instincts.

 

____________________________________

* Статья подготовлена на основе публикации работы: Братусь Б.С. «Слово» и «дело»: к истории научных отношений А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 1 (9). – С. 18–24. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 13-06-00590.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности