|
|||
Авторизация
|
Социальное пространство личностиСтр. «100—111» Проблемы политико-правовой социализации школьниковСмена политико-правовых парадигм Смена в нашей стране одной политико-правовой парадигмы, жестко авторитарной, на другую, претендующую быть демократической, ставит как учителей, так и учащихся школы в чрезвычайно затруднительные обстоятельства, связанные с выбором социальной, политической, а порою и нравственной позиции. Их сознание, привыкшее к прочно утвердившимся, бесспорным абсолютам, часто пасует перед непосильностью самостоятельного решения проблемы целей и направлений воспитания для жизни в резко изменяющемся обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает рассмотрение проблем социализации несовершеннолетних, то есть приобщения их к условиям общественного бытия, образования на основе бесспорных общественных ценностей. Проблема социализации молодежи В последние десятилетия проблема социализации молодежи была предметом исследований специалистов в разных областях общество- и человековедения (Л.П.Буева, Б.З.Вульфов, И.С.Кон, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.В.Ольшанский, Б.Д.Парыгин и др.) Однако термин социализация еще не приобрел широкого хождения в среде педагогов-практиков, может быть, по той причине, что существует синонимический ряд психолого-педагогических и социолого-педагогических понятий, провести демаркационную линию между которыми вряд ли удастся в ближайшее время. Социализация как результат образовательных и широких средовых воздействий (в этом смысле точнее термин социализированность, но он пока не получил широкого употребления в научной и методической литературе) синонимична культуре, если последняя рассматривается в одном из своих конкретных аспектов (нравственная, художественная, бытовая, политическая, правовая и т.д.). Нередко используются понятия воспитанность, социальная зрелость, гражданственность, политико-правовая активность и др. Предпочтение какого-либо из этих понятий во многом зависит от тех задач, которые ставит перед собой человек, работающий в гуманитарной сфере. Для практико-ориентированных педагогов, психологов, социологов, политологов наряду с понятием социализация возможно успешное использование таких, например, понятий, как гражданственность и политикоправовая культура. Опытные, не страдающие профессиональным тщеславием исследователи хорошо понимают относительность и условность приведенных выше понятий. В чисто прикладном аспекте практически все они в своей совокупности составляют тот обобщенный результат комплексных воздействий на развивающегося человека, который так желаем и так, в то же время, трудно достижим, если общество расколото и деградирует. <…>
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |