|
|||
Авторизация
|
Направления и методы исследования личностиСтр. «230—243» Биографический метод в психологии*Биографический метод – новый метод систематического изучения душевной жизни Великая война и последовавшие за ней события расшатали до некоторой степени обычное представление о роли отдельной личности в процессе строения жизни. Роль эта оказалась несравненно большей, чем это обычно принято было думать; инициативе отдельных личностей, их воле, личной энергии, несомненно, должно быть при- писано известное влияние на ход исторического процес- са. Этот процесс не есть лишь результат безличных сил, подчиненных раз навсегда установленным законам. Правда, современная жизнь вместе с тем обнаружила поразительную бедность сильными личностями, способными стать истинными вождями масс. Но в то же время она с удивительной ясностью показала, что массы хотят быть руководимы, хотят повиноваться. Эти факты, казалось бы, должны были бы побудить нас пересмотреть наше отношение и к великим личностям как прошлого, так и будущего, разумея в последнем случае будущих строителей жизни. Проблема воспитания «вождей» должна стать очередной проблемой в наше «безличное» время. Как это ни странно, но современная педагогика гораздо больше уделяет внимания отсталым, дефективным, чем талантливым детям. Мы очень мало пока имеем сведений о детях одаренных, стоящих по своему развитию выше нормы. Эти сведения сводятся к немногим биографическим заметкам о детских и юношеских годах великих людей и очень немногим наблюдениям над развитием одаренных детей. Эти наблюдения нуждаются еще в проверке со стороны времени, ибо у нас пока нет уверенности, что раннее развитие является гарантией даровитости и в зрелом возрасте. Что же касается биографических данных; то они должны быть подвергнуты тщательной и систематической разработке именно с точки зрения поставленного выше вопроса. Лишь в самое последнее время делается попытка такого научного под- хода к биографическому материалу, намечается новый метод систематического изучения душевной жизни – метод биографический. Метод этот, пока еще только намечающийся, обещает быть чрезвычайно плодотворным для целого ряда дисциплин – и прежде всего для науки, изучающей душевный мир человека – психологии. <....> _______________________________ * Публикуется по: Рыбников Н. Биографический метод в психологии //Психология и дети. Научно-популярный журнал. – 1917. – № 6–8. – С. 1–14.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |