Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2012 / Парадигма конструктивизма в гуманитарных науках / Constructivism paradigm in humanities

Аспекты построения психологической теории

Стр. «88—98»

Виктор Петренко

Парадигма конструктивизма в гуманитарных науках*

Аннотация. Обсуждаются методологические аспекты построения психологической теории. Утверждается, что знание не открывается непосредственно в «объективной реальности», а конструируется субъектом в форме моделей, выступающих производными как от познаваемого, так и от познающего (от специфики его мотивов, языка, методического инструментария). Показано: разработка парадигмы конструктивизма в гуманитарных науках, требует введения новых понятий взамен старого тезауруса, тесно связанного с философией «корреспондентной теории истины», «теорией отражения» и «наивным реализмом».

Ключевые слова: конструктивизм; истина; методология психологии.

Constructivism paradigm in humanities

Abstract. The methodological aspects of constructing a psychological theory are discussed. It is stated that the meaning is not open directly in “objective reality”, but is constructed by a subject in a form of models, which are derivatives from object being cognized as well as from cognizing subject (the specifics of subjects` motives, language, methodological inventory). It is shown that elaboration of constructivism paradigm in humanities requires introduction of new terms instead of old thesaurus, closely connected with philosophical “correspondent theory of verity”, “reflection theory” and “naive realism”.

Keywords: constructivism; verity; methodology of psychology.

__________________________

* Исследования проводятся при финансовой поддержке РФФИ, грант No 08-06001-176а.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности