Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2012 / Восприятие как высшая психическая функция (окончание) / Perception as a higher mental function (conclusion)

Личность в контексте культуры

Стр. «99—126»

Валерия Мухина

Восприятие как высшая психическая функция*

Аннотация. Делается попытка показать парадоксальную поливалентность визуальных архетипов, возникающих в истории человеческой культуры: с одной стороны визуальный первообраз остается неизменным в тысячелетиях, с другой – семантическое, смысловое наполнение первообраза может меняться, внося в контексте времени новые смыслы. Это обстоятельство позволяет констатировать: 1 – визуальные архетипы несут в себе потенциал знакового и эмоционального выхода за пределы сложившихся в истории кодов; 2 – потенциал восприятия как высшей психической функции может развиваться практически без предела; 3 – восприятие картины есть восприятие смотрящим застывших действий художника и создаваемых им художественных визуальных образов.

Ключевые слова: визуальные архетипы форм и цветов; эмблемы и символы; многозначность архетипов; полисемантичность, стоящая за одним и тем же визуальным архетипом (кодом); основополагающий первообраз; образец; образ и его знак-слово; вечные образы; вечная тождественность; потенциал знакового и эмоционального выхода за пределы сложившихся кодов.

Perception as a higher mental function

Abstract. The attempt of showing the paradoxical polyvalence of visual archetypes, appearing in the history of human culture, is made. On the one hand, visual prototype remains unchangeable in millenniums, on the other hand – semantic, sense filling of prototype can unchangeably change, importing new senses within the temporal context. This circumstance allows us to state the following: 1 – visual archetypes have the potential of sign and emotional moving beyond historically developed codes; 2 – the potential of perception as a higher mental function can develop almost without limits; 3 – perception of the picture is the perception of artist`s fixed actions and artistic visual images, created by him.

Keywords: visual archetypes of shapes and colors; emblems and symbols; polysemy of archetypes; polysemantics, standing behind one and the same visual archetype (code); basic prototype; sample; image and its word-sign; eternal images; eternal sameness; potential of sign and emotional moving beyond established codes.

_______________________

* Окончание. Начало см.: Мухина В.С. Восприятие как высшая психическая функция // Развитие личности. – 2012. – No 1. – С. 119 – 135; No 2. – С. 99–118.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности