|
|||
Авторизация
|
Кафедра в условиях общественной жизни: экстремальные ситуации в СССР и РоссииСтр. «164—166» Работа сотрудников кафедры психологии развития МПГУ в сфере оказания психологической помощи пострадавшим в условиях природных, техногенных и социальных катастрофАннотация. Обсуждается опыт работы сотрудников кафедры психологии развития МПГУ, которые под руководством В. С. Мухиной оказывали психологическую помощь пострадавшим в разных типах катастроф. Представлен опыт работы по оказанию экспресс-помощи жертвам катастроф: природных (землетрясение 1988 г. в Армении); техногенных (авария на Чернобыльской АЭС 1986 г.); социальных (теракты в Буденновске, 1995 г. и в Беслане, 2004 г.), а также опыт реализации долгосрочных программ работы с населением. Показана специфика проявлений психических состояний детей, подростков и взрослых в разных типах катастроф; определены принципы и методы работы с людьми, пережившими различные типы катастроф. Выявлены и описаны особенности проявлений психического регресса в посттравматических состояниях; типы психических проявлений (аутизация, астенизация, ступор, гиперактивность и др.); феномены «комплекс жертвы», «капсулирование на травме» и др. Ключевые слова: природная, техногенная, социальная катастрофы; землетрясение, техногенная авария, теракт; экспресс психологическая помощь; посттравматические состояния; аффективно-шоковые реакции на стресс; навязчивый страх; заражение навязчивыми визуальными и телесными образами; цепное заражение; регресс; ступор; гиперактивность; аутизация; эскапизм как бегство от страха, возникающего в экстремальной ситуации; синкретический комплекс смешанных чувств; комплекс жертвы; экзистенциальный кризис; методы работы с детьми, пострадавшими от катастроф: экспресс-диагностика, включенное наблюдение, контактный метод путем включения в диалог и совместную деятельность, общение как диагностическое обследование, включение подростков в работу специалистов в качестве незаменимых помощников, символическая проработка психотравмирующих запечатлений, игротерапия, массажетерапия, идентификация с игрушкой, идентификация с самим собой (восстановление я-идентичности); идентификационная коррекция личности; рациональная терапия; имаготерапия, суггестивная психотерапия и релаксация; сказкотерапия, природотерапия (созерцание природы, антропоморфизм природы, животных и неодушевленных предметов), арттерапия средствами народного искусства. Chair’s staff activity in the sphere of rendering psychological support to victims of natural, anthropogenic and social disastersAbstract. Activities of Developmental Psychology chair’s staff that under the direction of V.S. Mukhina rendered psychological support to victims of different kinds of disasters are discussed. The experience of express-support rendering to victims of natural (Armenian earthquake in 1988), anthropogenic (Chernobyl NPP accident in 1991) and social (acts of terror in Budennovsk, 1995, Beslan, 2004) disasters as well as the experience of long-term programs’ realization are presented. Specific character of manifestation of mental states in children, adolescents and adults in disasters of different types are presented; principles and methods of work with victims of different disasters are specified. Peculiarities of mental regress in post-traumatic states, types of mental manifestations(autisation,asthenisation,stupor,hyperactivityetc.),phenomena “complex of victim”, “capsulation of trauma” and etc. are described. Keywords: natural, anthropogenic, social disasters; earthquake, anthropogenic accident, act of terror; express psychological support; posttraumatic states; affective and shock reactions on stress; obsession fear; contagion with obsessive visual and bodily images; chain contagion; regress; stupor; hyperactivity; autisation; escapism as a run away from arising in extreme satiation fear; syncretic complex of mixed feelings; complex of victim; existential crisis; methods of work with children – victims of disasters: express-diagnostics, field observation, contact method by means of inclusion in communication and joint activity, communication as diagnostic procedure, inclusion of adolescents in the activity of specialists as indispensable assistants, symbolic examination of psychotraumatic imprints, game therapy, massage therapy, identification with a toy, identification with the Self (renewal of Self-identity); identificational correction of a person; rational therapy; image therapy, suggestive psychotherapy and relaxation; tale therapy, nature therapy (contemplation of nature, anthropomorphism of nature, animals and inanimate objects), art therapy by means of folk art.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |