|
|||
Авторизация
|
По следам юбилея И.П. ПавловаСтр. «220—238» О русском уме*On Russian mind*Аннотация. Показано, что ум – огромная, но трудно поддающаяся анализу тема. Научный русский ум участвует в развитии русской науки, однако русский ум – частичный, касающийся небольшой части народа. Ум существует не для забавы. Мы, русские, очень скоро уходим от основной темы мышления, однако сосредоточенность мысли может захватить человека целиком. Русским более свойственна не сосредоточенность, а натиск. Однако возникает вопрос: что является силой – сосредоточенность или подвижность? Делается акцент на том, что русская мысль знает только слова и не хочет прикоснуться к действительности, не применяет критики метода. Парадокс: русская аудитория может одинаково приветствовать двух возражающих друг другу докладчиков. У русских нет абсолютного беспристрастия. В русском уме плохо с детальностью мысли: мы оперируем общими положениями. У других наций идут рядом и свобода, и дисциплина. У русских явно присутствует особое отношение к непонятному: слушатели могут мало понимать, но выражают при этом восторг. Достижение истины сопряжено с большим трудом и муками, человек живет в покорности истине, научается глубокому смирению. Русские подчас в отношении ума стоят на невыгодной стороне. Долг нашего достоинства – сознавать то, что есть… Для будущего нам полезно иметь о себе верное представление. Ключевые слова: ум; русский ум; крестьянский ум; ум интеллигентский; свойства и приемы ума; сосредоточенность мысли; натиск мысли; правильные методы исследования; качества ума: свобода мысли, привязанность мысли к значимой идее; детальность мысли; дисциплина и свобода; стремление научной мысли к простоте; стремление к истине; стремление к новизне (любопытство); свобода и дисциплина; покорность истине – смирение ученого. ______________________________________________ * - Публичная лекция, прочитанная 20 мая 1918 г. в Концертном зале Тенишевского училища в Петрограде (Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова, № 9–10).
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |