|
|||
Авторизация
|
К 85-летию со дня рождения Василия Васильевича ДавыдоваСтр. «12—22» Василий Васильевич Давыдов (1930–1998). Основатель научной школы и директор Психологического института*Василий Васильевич Давыдов – замечательный отечественный ученый, основатель новой научной школы в психологии. Научная школа Давыдова – это действующее, гармонично развивающееся творческое сообщество исследователей, незримо связанных между собой идеями, мыслями, глубокими размышлениями учителя. В своей основе эти идеи были сформулированы им в фундаментальных трудах «Виды обобщения в обучении», «Проблемы развивающего обучения», «Теория развивающего обучения». Эти работы вышли при жизни Василия Васильевича и поэтому могут рассматриваться как первоисточники в определении рамок его научной школы и оценке реального состояния ее развития. Хорошо известно, что научная школа Давыдова создавалась не на пустом месте. Можно определенно сказать, что ее теоретическим фундаментом являются деятельностный подход к изучению высших психических функций и культурно-историческая психология Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина. Именно в этих научных рамках В.В. Давыдов закладывал в основание своей научной школы важнейшую идею (принцип) единства обучения и психического развития. Неоценимый вклад самого В.В. Давыдова в развитие этой идеи заключается в том, что мерой такого единства стала для него установка на изучение содержания обучения при решении психолого-педагогических проблем образования. По мысли В.В. Давыдова, неправомерно говорить об обучении вне связи с развитием. По существу, именно содержание обучения является основанием и условием правильного развития. Соответствующее содержание должно быть при этом специально выделено и определено. _________________________________
*Печатается с разрешения автора статьи. Рубцов В.В. Василий Васильевич Давыдов. Основатель научной школы и директор Психологического института (1930–1998) // Выдающиеся психологи Москвы: изд. 2-е, перераб. и доп. / под общ. ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. – М.: Психологический институт РАО, Московский городской психолого-педагогический университет, 2007. – 528 с., ил
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |