Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2015 / Психолого-педагогическое содействие процессам развития личности в школьной среде на основе базовых ориентиров на концепцию В.С. Мухиной "Феноменология бытия и развития личности" / Psychological and pedagogical assistance to processes of personality development in school in terms of fundamental guidelines of V. S. Mukhina's conception "Phenomenology of person's being and development"

Проблемы развития личности в науке, практике и государственной политике

Стр. «66—76»

Александр Ярулов

Психолого-педагогическое содействие процессам развития личности в школьной среде на основе базовых ориентиров на концепцию В.С. Мухиной "Феноменология бытия и развития личности"

Аннотация. Обсуждается проблема организации психолого-педагогического содействия развитию личности в условиях школьной среды. Анализируются результаты эмпирического исследования мнения учащихся 7–11 классов об образовательной среде школы, ее влиянию на познание мира и самого себя, на личную активность и инициативность учащихся, на развитие и формирование позитивных личностных качеств и др. Показано, что от класса к классу снижается ответственное отношение учащихся к учению и образованию.

В качестве базового ориентира построения эффективной управленческой деятельности в образовательных организациях различного типа выступает научное направление «Феноменология бытия и развития личности», разработанное В. С. Мухиной. Приводятся положения, которым автор придает наибольшее значение: условия развития внутренней позиции человека как личности; личность по своей сути – уникальный феномен и социальная единица; влияние на развитие личности механизмов идентификации и обособления (отчуждения); необходимость включения ребенка в сферы миров человеческой культуры, во все реалии, сложившиеся в процессе истории человечества, и др.

Рассматриваются программы культурного взаимодействия развивающейся личности с реальностями предметного мира, природного мира, образно-знаковых систем, социально-нормативного пространства.

Отстаивается авторская позиция относительно организации психолого-педагогического содействия развитию школьников.

Ключевые слова: развитие личности; ипостаси личности: социальная единица, уникальный феномен; школьная среда; школьная депривация; педагогическая псевдология; внутренняя позиция личности; ответственное отношение к учению и образованию; личность – уникальный феномен и социальная единица; сферы человеческой культуры: внешние реалии; реальность предметного мира; реальность образнознаковых систем; природная реальность; реальность социально-нормативного пространства; механизмы развития и бытия человека как личности: идентификация и обособление (отчуждение); программа овладения культурой; значение посредника; организация психолого-педагогического содействия.

Psychological and pedagogical assistance to processes of personality development in school in terms of fundamental guidelines of V. S. Mukhina's conception "Phenomenology of person's being and development"

Abstract. The organization problem of the pedagogical and psychological assistance to development of personality in the conditions of the school environment is discussed. Results of the empirical research of student’s opinions (the 7th 11th grades students) from educational organizations about educational school environment, that influence on the cognition of the world and of ourselves, on personal activity and initiative of students, on development and formation of positive personal qualities, etc. are analyzed. It is shown that student’s responsible attitude to learning and education reduces from grade to grade.

The scientific school of V. S. Mukhina «Phenomenology of personality development and existence» is the main landmark of formation the effective management activity in different types of educational organizations. Important positions of V. S. Mukhina’s conception principal for the author are described: conditions of development of inner position of a person as a personality; personality in its essence – unique phenomenon and a social unit; the influence of mechanisms identification and separation (alienation) on development of personality; the necessity of the child’s inclusion in world human culture spheres, in all realities formed in the history of humanity etc.

Programs for cultural cooperation of developing personality with realities (the objective world, natural world, image and sign systems, socio-normative space) are considered.
The author’s position about organization of psychological and pedagogical assistance to student’s development is defended.

Keywords: development of personality; school environment; pedagogical pseudologia; inner position of personality; responsible attitude to learning and education; personality – unique phenomenon and a social unit; spheres of human culture: external realities; the reality of the objective world; reality of image and sign systems; the natural reality; the reality of socionormative space; mechanisms of development and existence of a person as a personality: identification and separation (alienation); program of cultural mastering; the importance of the mediator; organization of psychological and pedagogical assistance.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности