|
|||
Авторизация
|
Проблемы развития личности в науке, практике и государственной политикеСтр. «74—87» Прибавление 1: Проблема мировосприятия, свободы и чувства самого себя*Проблема мировосприятия, выбора ориентиров Проблема свободы – это прежде всего проблема мировосприятия, выбора нравственных ориентиров, внутренней позиции жизненных целей. Еще это – проблема веры. Мировосприятие и ценностные ориентации определяют социальные условия, в которые по воле обстоятельств врастает человек. Моральные и аморальные ориентации человек усваивает в раннем онтогенезе – в своей семье или в ближайшем окружении. Идеи природы морали Анализируя особенности морального и нравствен¬ного сознания личности, ученые, заинтересованные в познании феномена человека, обсуждали философские и психологические идеи относительно природы морали и нравственности. Классифицируя моральные и нравственные ценности и принципы, мыслители обращались также к обсуждению сущности аморализма. Социальные условия обладают принудительной силой Реально социальные условия обладают принуди¬тельной силой, навязываются человеку независимо от его желания (так складываются обстоятельства). Одним человекам навязываются нормативные ориен¬тиры и ценности высокой морали и нравственности, другим – ценности аморализма. Так, например, один из пожизненно осужденных, с которым В.С. Мухина работает по сей день, как-то сказал ей, что, читая монографию А.А. Хвостова о моральном сознании личности [1], он нашел текст, посвященный аморализму. И этот человек, не единожды преступивший законы общественных ожиданий, с чувством глубокого удовлетворения от того, что опознал нечто для себя привычное, заявил, что именно ценности аморализма он всегда разделял и будет разделять. <....> _______________________________ * Прибавление к статье «Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) // «Развитие личности». – 2016. – № 1. – С. 41–73.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |