Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2016 / О мотивации обращения к религии осужденных на пожизненное заключение: бегство от ужаса «атеистического преступления» к религиозному сознанию / On Motivation for Conversion to Religion by Sentenced to Life Imprisonment: an Escape from the Horror of “Atheistic Crime” to Religious Consciousness

Реплика

Стр. «217—221»

Павел Тюрин

О мотивации обращения к религии осужденных на пожизненное заключение: бегство от ужаса «атеистического преступления» к религиозному сознанию*

Пожалуй, наиболее проблематичным в пенитенциарной психологии остается вопрос, насколько реальны социальная реабилитация и исправление преступников, совершивших тяжкие насильственные действия, и что может побудить убийцу к покаянию [1]. Сопутствующим этой теме является вопрос, почему многие преступники, осужденные за убийства и приговоренные к высшей мере наказания – пожизненному заключению, начинают говорить о Боге и обращаются к религии. Разные заключенные разными путями приходят к вере: одни ищут в ней утешение, обретение смысла жизни, оправдание своих действий (мол, всё в руках Божьих); дру¬гие, подражая авторитетам, реализуют потребность в ритуалах, чтобы разнообразить монотонность тюремной жизни; кто-то же просто желает подстраховаться на будущее (имеется в виду аргумент Б. Паскаля о том, что даже если Бога нет в действительности, верующий как минимум ничего не теряет, а если есть – крупно выигрывает) и т.д. Однако осужда¬ют себя и искренне раскаиваются в своих злых деяниях очень немногие, поэтому криминальные психологи считают, что необходимо различать приход к вере по тем или иным причинам и собственно раскаяние как признание греховности своей жизни без Бога. Имеющаяся обширная литература, изучающая вопрос, насколько религия способна предотвратить преступные намерения человека, фокусируется вокруг двух полярных точек зрения. В основе первой лежит высказывание Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет, все позволено»**, потому что только страх неизбежности возмездия, исходящего от высшей силы, может удержать человека от исполнения преступных намерений.

Однако критики такого подхода приводят огромное количество приме¬ров того, что вера в Бога нисколько не удерживала человека от антигуман¬ных насильственных действий – ни в давнем прошлом, ни сегодня, причем независимо от типа его религиозных представлений. По мнению физика, лауреата Нобелевской премии Стивена Вайнберга, «с религией или без нее хорошие люди будут делать добро, и плохие люди будут делать зло. Но чтобы заставить хорошего человека делать зло – для этого необходима религия». Подтверждением этих слов является то, что, совершая насилие, верующие могут воспринимать себя в качестве инструмента исполнения воли их божества, оправдывая тем самым злые деяния, и декларируют свою веру в качестве легитимизации самых ужасных действий.

<...>

 

_________________________________

 

*По материалам доклада на 72-й теологической конференции «Диалог науки и религии» в Латвийском университете (2014 г.).

**Эту фразу, приписываемую Ф.М. Достоевскому, обычно связывают с его романом «Братья Карамазовы». Представляет собой краткое изложение взглядов Ивана Карамазова. Точной цитатой не является и как единая фраза в указанном романе, да и в других произведениях Ф.М. Достоевского, отсутствует. – Ред.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности