Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2024 / Личность в контексте механизмов идентификации и обособления (на материале исследования cтудентов-иностранцев) / Personality in the context of identification and isolation mechanisms (based on research with international students)

Проблемы этнического самосознания

Стр. «10—28»

Маргарита Белова, Ле Чан Фыонг Ви, Алдар Дамдинов, Туяна Дугарова

Личность в контексте механизмов идентификации и обособления (на материале исследования cтудентов-иностранцев) / Personality in the context of identification and isolation mechanisms (based on research with international students)

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления личностных механизмов, способствующих социализации иностранных студентов. Цель исследования – выявление особенностей развития личности в контексте механизмов идентификации и обособления. Методологической основой исследования является идея академика РАО, доктора психологических наук, профессора В. С. Мухиной о механизмах идентификации и обособления, опосредующих процессы социализации (уподобление другим людям через присвоение всесторонней человеческой и социальной сущности) и индивидуализации (развитие собственного «Я», стремление к отстаиванию своей уникальности). Развитие личности через механизмы идентификации и обособления – противоречивый процесс, сопровождающийся вариациями личностных черт, позитивными и негативными эмоциями.

Исследование проведено среди студентов-иностранцев первых и выпускных курсов. Студенты первых курсов набирают более высокие баллы по шкалам «экстраверсия – интроверсия», «привязанность – отдаленность», «контролирование – естественность», «эмоциональность – эмоциональная сдержанность», что обусловливает личностные черты: энергичность, сотрудничество, стремление к достижениям, эмоциональную стабильность. Социальное развитие студентов первых курсов в контексте механизма идентификации идет в направлении совершенствования личностных качеств, обеспечивающих возможность успешной адаптации в стране пребывания. Выявлена личностная тревожность студентов выпускных курсов, их склонность к частым и интенсивным переживаниям, тревожности и беспокойству. Известно, что тревожность имеет приспособительное значение и является неотъемлемой частью личности, адаптирующейся к новым условиям. Механизмы идентификации и обособления имеют место там, где студенты мобилизуют внутренние ресурсы при столкновении с трудностями. По шкале «игривость – практичность» у студентов первых и выпускных курсов выражены высокие баллы, что говорит о готовности иностранных студентов успешно адаптироваться к новой среде, об открытости опыту, гибкости реагирования на инокультурные ситуации. Механизмы идентификации и обособления дают основание для позиций открытости/закрытости опыту, которые определяют развитие личности. В выраженности личностных черт студентов в зависимости от курса обучения закономерно и неоднозначно проявляются парные механизмы идентификации и обособления, определяющие процесс присвоения сущностных черт члена общества и постепенной индивидуализации через обособление.

Ключевые слова: феноменология развития и бытия личности В. С. Мухиной; механизмы идентификации и обособления; развитие личности; социализация и индивидуализация студентов-иностранцев; чувство личности; рефлексия.

Abstract.The relevance of the research is due to the need to determine the individual factors that contribute to the successful adaptation of foreign students. The aim of the article is to determine the general patterns of the relationship between fundamental personality traits and the mechanisms of identification and isolation. The methodological foundation of our research is the idea of Academician of The Russian Academy of Education V. S. Mukhina about the mechanisms of identification and isolation that mediate the processes of socialization (comparing oneself to others by attributing a comprehensive human and social essence) and individualization (development of one’s own “I”, the desire to defend one’s uniqueness).

The research conducted among first – and final-year students allowed us to derive the following conclusions. Personality development through the mechanisms of identification and isolation is a paradoxical process, accompanied by variations in personality traits, positive and negative emotions. First-year students perform better on the scales “extraversion – introversion”, “attachment – distance”, “control – naturalness”, and “emotionality – emotional restraint”, which influence energy, collaboration, desire for accomplishment, and emotional stability. The social development of first-year students in the context of the identification mechanism focuses on enhancing personal attributes that ensure the possibility of successful adaptation in the host country. Graduate students’ personal uneasiness, proclivity for frequent and intense encounters, anxiety, and concern have been revealed. Anxiety is acknowledged to have adaptive significance and is an important aspect of the personality’s adaptation to new conditions. Mechanisms of identification and isolation take place when students utilize internal resources (cultural norms associated with experiences in images of “one’s own”» and “other” worlds, as well as their own distinctive patterns), which aids in maintaining calm when confronted with obstacles. On the “playfulness – practicality” scale, first-year and final-year students score well, indicating international students’ preparedness to effectively adjust to a new environment, openness to experience, and flexibility in reacting to foreign cultural settings. The mechanisms of identification and isolation serve as the foundation for openness/closeness to experience, which influence personality development. In the expression of students’ personal traits, depending on the course of study, paired mechanisms of identification and isolation are naturally and ambiguously manifested, determining the process of assigning the essential traits of a member of society and gradual individualization through isolation.

Keywords:concept development of personality by V. S. Mukhina; identification and isolation mechanisms; personality development; socialization and individualization of foreign students; a sense of identity; reflection.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности