Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2024 / Этнопсихологические исследования в контексте идей научной школы В.С. Мухиной / Ethnopsychological research in the context of the ideas of the scientific school of V. S. Mukhina

Проблемы этнического самосознания

Стр. «10—19»

Туяна Дугарова

Этнопсихологические исследования в контексте идей научной школы В.С. Мухиной / Ethnopsychological research in the context of the ideas of the scientific school of V. S. Mukhina

Научные школы – суть деятельности которых состоит прежде всего в подготовке ученых и развитии науки – это система особого рода. Объединяющим центром для школы, как правило, является выдающийся ученый, находящийся в поиске ответов на глобальные вызовы современности, умеющий подбирать, воспитывать учеников, закаляя их в пылу научной полемики. Речь идет об основателе и руководителе научной школы «Феноменология развития и бытия личности» Валерии Сергеевне Мухиной.

Методологическими основаниями этнопсихологических исследований выступают концептуальные идеи В.С. Мухиной:

1. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и ее сознание опосредованы системой общественных отношений, ее развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем, это опосредование включает формирование собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.

2. Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на признании диалектического единства трех факторов: 1 – предпосылки (генотип, врожденные особенности); 2 – социально-исторические условия; 3 – внутренняя позиция самой личности. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность.

<...>

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности