Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2025 / Теория В.С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как основа изучения личности ребенка при международном усыновлении / V. S. Mukhina’s theory of structural elements of self- consciousness as a basis for studying the child’s personality in intercountry adoption

Социальное пространство личности

Стр. «22—30»

Галина Семья

5.3.5. социальная психология, политическая и экономическая психология

Теория В.С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как основа изучения личности ребенка при международном усыновлении / V. S. Mukhina’s theory of structural elements of self- consciousness as a basis for studying the child’s personality in intercountry adoption

Аннотация. Представлен анализ авторского исследования иностранного усыновления, а также государственной политики в отношении усыновленных и приемных детей. С позиций научной школы «Феноменология развития и бытия личности» В. С. Мухиной показана важность учета внешних исторически сложившихся социокультурных реалий и содержательного наполнения структурных звеньев самосознания усыновленных и приемных детей в иностранных семьях. Подтверждается актуальность идей и личной практики В. С. Мухиной, а также автора, бывшего заместителем Валерии Сергеевны в Институте развития личности Российской академии образования, при работе с запросами при международном усыновлении. Обсуждается использование авторской методики для оценки степени адаптации и психологических последствий для личности усыновленного или приемного ребенка в иностранной семье. Идеи и результаты работы научной школы В. С. Мухиной актуальны для психологов служб сопровождения приемных семей и при межрегиональном, межконфессиональном, межэтническом и других вариантах усыновления внутри Российской Федерации.

Ключевые слова: условия развития и бытия детей-сирот; психологическая адаптация и защищенность усыновленных и приемных детей; международное усыновление; научная школа «Феноменология развития и бытия личности» В. С. Мухиной; исторически сложившиеся внешние реальности развития и бытия человека; содержательное наполнение пяти структурных звеньев самосознания личности.

Для цитирования: Семья Г. В. Теория В. С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как основа изучения личности ребенка при международном усыновлении // Развитие личности. 2025. No 2. С. 22–30. DOI: 10.31862/2073-9788-2025-2-22-30.

Abstract. The author’s analysis of the study of intercountry adoption, as well as state policy regarding adopted and foster children is presented. From the position of V. S. Mukhina’s scientific school “Phenomenology of personality development and being” the importance of taking into account external historically developed socio-cultural realities and content of structural elements of self-consciousness of adopted and foster children in foreign families is shown. The relevance of the idea was confirmed by personal practice of V. S. Mukhina well as by the author, who was Valeria Sergeevna’s deputy at the Institute of Personal Development of the Russian Academy of Education, when working with requests for intercountry adoption. The use of the author’s methodology for assessing the degree of adaptation and psychological consequences for the personality of an adopted or foster child in a foreign family is discussed. The ideas and results of the scientific school of V. S. Mukhina are relevant for psychologists of services of support of adoptive families at interregional, interconfessional, interethnic and other variants of adoption within the Russian Federation as well.

Keywords: conditions for orphans’ development and being; psychological adaptation and protection of adopted and foster children; international adoption; scientific school “Phenomenology of personality development and being” by V. S. Mukhina; historically formed external realities of human development and being; content of five structural elements of person’s self-consciousness.

For citation: Semya G. V. V. S. Mukhina’s Theory of Structural Elements of Self-Consciousness as a Basis for Studying the Child’s Personality in Intercountry Adoption. Development of Personality. 2025. No. 2. Pp. 22–30 (in Russian). DOI: 10.31862/2073-9788-2025-2-22-30.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности