|
|||
|
Авторизация
|
Жизненный путь личности5.3.1. общая психология, психология личности, история психологии Валерия Сергеевна Мухина: преклонение перед великим учителем, ученым, наставником / Valeria Sergeevna Mukhina: reverence for the great teacher, scientist, mentor Аннотация. Излагаются методы организации психолого-педагогического содействия развитию личности в условиях школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве ориентира построения продуктивной деятельности по коррекции негативной психической напряженности детей, начиная с дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях внесемейного воспитания в образовательных организациях различного типа, выступила научная школа «Феноменология бытия и развития личности», созданная и разработанная В. С. Мухиной. Автор, следуя положениям научной школы ученого, использует ее основные постулаты для практической работы: необходимость включения ребенка в сферы всех исторически сложившихся внешних реалий человечества (взаимодействие развивающейся личности с реальностями предметного мира, природного мира, образно-знаковых систем, социально-нормативного пространства) и др. Ключевые слова: личность и ее развитие; среда школы-интерната; школьная депривация; ответственное отношение к учению и образованию; коррекционноразвивающй подход и его методы; внешние реалии; программа овладения культурой; значение посредника; личный пример ученого; организация психолого-педагогического содействия; содержательное наполнение структурных звеньев самосознания. Для цитирования: Ярулов А. А. Валерия Сергеевна Мухина: преклонение перед великим учителем, ученым, наставником // Развитие личности. 2025. No 2. С. 31–37. DOI: 10.31862/2073-9788-2025-2-31-37. Abstract. Methods of organizing psychological and pedagogical assistance to personality development in a boarding school are described. The scientific school “Phenomenology of Personality development and being”, created and developed by V. S. Mukhina, was used as a guideline for building productive activity aimed at correction of negative mental tension in children who are brought up in conditions of out-of-family upbringing in educational organizations of different types, since their preschool age. The author, following the principles of the scientist’s scientific school, uses its main postulates for practical work: the requirement to include the child in the spheres of all historically formed external realities of mankind (interaction of the developing personality with the realities of the object world, the natural world, image-sign systems, social and normative space), etc. Keywords: personality and its development; boarding school environment; school deprivation; responsible attitude to learning and education; correctional and developmental approach and its methods; external realities; cultural acquisition program; the importance of an intermediary; personal example of a scientist; organization of psychological and pedagogical assistance; meaningful filling of structural elements of selfconsciousness. For citation: Yarulov A. A. Valeria Sergeevna Mukhina: Reverence for the Great Teacher, Scientist, Mentor. Development of Personality. 2025. No. 2. Pp. 31–37 (in Russian). DOI: 10.31862/2073-9788-2025-2-31-37.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности | |||