Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2025 / Валерия Сергеевна Мухина: преклонение перед великим учителем, ученым, наставником / Valeria Sergeevna Mukhina: reverence for the great teacher, scientist, mentor

Жизненный путь личности

Александр Ярулов

5.3.1. общая психология, психология личности, история психологии

Валерия Сергеевна Мухина: преклонение перед великим учителем, ученым, наставником / Valeria Sergeevna Mukhina: reverence for the great teacher, scientist, mentor

Аннотация. Излагаются методы организации психолого-педагогического содействия развитию личности в условиях школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве ориентира построения продуктивной деятельности по коррекции негативной психической напряженности детей, начиная с дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях внесемейного воспитания в образовательных организациях различного типа, выступила научная школа «Феноменология бытия и развития личности», созданная и разработанная В. С. Мухиной. Автор, следуя положениям научной школы ученого, использует ее основные постулаты для практической работы: необходимость включения ребенка в сферы всех исторически сложившихся внешних реалий человечества (взаимодействие развивающейся личности с реальностями предметного мира, природного мира, образно-знаковых систем, социально-нормативного пространства) и др.
Обсуждаются следующие формы и методы, разработанные В. С. Мухиной: «Погружение в атмосферу семьи» – кратковременное проживание в сельской местности в семье, включающее посильное выполнение обязанностей по ведению домашнего хозяйства или проживание на выходных в семьях сотрудников образовательного учреждения с программой по знакомству с семейными обязанностями, традициями и др.; «Метод позитивных проективных мифов об индивидуальном прошлом», когда разрабатывался проективный сценарий о прошлом, настоящем и возможном успешном будущем воспитанника; «метод эмоциональной рефлексии» с опосредованным использованием кукол и психомассажа – для построения продуктивной системы психолого-педагогического сопровождения и др. Используемые психолого-педагогические инструменты целенаправленно содействовали содержательному наполнению структурных звеньев самосознания у детей, воспитывающихся в условиях школы-интерната.
Также обсуждается личное знакомство и взаимодействие с Валерией Сергеевной Мухиной в контексте сотрудничества с возглавляемым ею в прошлом Институтом развития личности РАО и впоследствии научно-педагогическое становление автора на кафедре психологии развития личности МПГУ под руководством В. С. Мухиной. Профессиональное сопровождение, забота и научное окормление молодых ученых, незримая опека и покровительство ученого позволили автору стать преподавателем высшей школы, кандидатом и доктором наук.

Ключевые слова: личность и ее развитие; среда школы-интерната; школьная депривация; ответственное отношение к учению и образованию; коррекционноразвивающй подход и его методы; внешние реалии; программа овладения культурой; значение посредника; личный пример ученого; организация психолого-педагогического содействия; содержательное наполнение структурных звеньев самосознания.

Для цитирования: Ярулов А. А. Валерия Сергеевна Мухина: преклонение перед великим учителем, ученым, наставником // Развитие личности. 2025. No 2. С. 31–37. DOI: 10.31862/2073-9788-2025-2-31-37.

Abstract. Methods of organizing psychological and pedagogical assistance to personality development in a boarding school are described. The scientific school “Phenomenology of Personality development and being”, created and developed by V. S. Mukhina, was used as a guideline for building productive activity aimed at correction of negative mental tension in children who are brought up in conditions of out-of-family upbringing in educational organizations of different types, since their preschool age. The author, following the principles of the scientist’s scientific school, uses its main postulates for practical work: the requirement to include the child in the spheres of all historically formed external realities of mankind (interaction of the developing personality with the realities of the object world, the natural world, image-sign systems, social and normative space), etc.
The following forms and methods developed by V. S. Mukhina are discussed: “Immersion in the family atmosphere” is a short-term living in a rural area in a family, including the feasible performance of household duties or weekend visits to the families of employees of the educational institution with a program to get acquainted with family duties, traditions, etc.; “Method of positive projective myths about the individual past”, when a projective scenario was developed about the past, present and possible successful future of the child; “Method of emotional reflection” with mediated use of puppets and psychomassage – to build a productive system of psychological and pedagogical support, etc. The applied psychological and pedagogical tools contributed purposefully to the substantial filling of the structural elements of self-consciousness in children brought up in the conditions of boarding school.
Personal acquaintance and interaction with Valeria Sergeevna Mukhina in the context of cooperation with the Institute of Personality Development of the Russian Academy of Education, headed by her, and subsequently the author’s scientific and pedagogical development at the Department of Personality Development Psychology of Moscow Pedagogical State University under the supervision of V. S. Mukhina are discussed as well. Professional support, care and scientific mentoring of young scientists, invisible tutelage and patronage by the scientist made it possible for the author to become a higher school teacher, PhD and ScD.

Keywords: personality and its development; boarding school environment; school deprivation; responsible attitude to learning and education; correctional and developmental approach and its methods; external realities; cultural acquisition program; the importance of an intermediary; personal example of a scientist; organization of psychological and pedagogical assistance; meaningful filling of structural elements of selfconsciousness.

For citation: Yarulov A. A. Valeria Sergeevna Mukhina: Reverence for the Great Teacher, Scientist, Mentor. Development of Personality. 2025. No. 2. Pp. 31–37 (in Russian). DOI: 10.31862/2073-9788-2025-2-31-37.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности