Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2025 / Методологическое обоснование формирования делинквентного поведения у детей и подростков и способов его преодоления / Methodological basis for the formation of delinquent behavior in children and adolescents and ways of overcoming it

Опыт создания условий воспитания и развития личности

Стр. «38—51»

Виктор Басюк

5.3.7 возрастная психология

Методологическое обоснование формирования делинквентного поведения у детей и подростков и способов его преодоления / Methodological basis for the formation of delinquent behavior in children and adolescents and ways of overcoming it

Аннотация. Представлено методологическое обоснование формирования делинквентного поведения у детей и подростков на основе научных данных исследователей, изучавших особенности развития и поведения детей и подростков с асоциальными формами поведения на разных этапах онтогенеза, в разных социальных условиях бытия и развития, а также на основе глубинного, лонгитюдного исследования особенностей формирования личности делинквентных подростков, оставшихся без попечения родителей, включенной работы с ними по преодолению архетипа делинквентности учеными-психологами и педагогами-практиками под руководством академика РАО, доктора психологических наук В. С. Мухиной при реализации региональной программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства. Проект был реализован в течение более 10 лет с 2007 по 2017 год на территории Иркутской области. Основной целью проекта являлась эффективная реализация успешной социализации и коррекции индивидуальных ценностных установок у делинквентных подростков, воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при помощи научно-методологической разработки и внедрения региональной программы психологического сопровождения.

Ключевые слова: внутренняя позиция личности; архетип делинквентности; аморализм; лжеценности аморализма; делинквентное поведение; психологическое сопровождение подростков; инициации; рефлексия.

Для цитирования: Басюк В. С. Методологическое обоснование формирования делинквентного поведения у детей и подростков и способов его преодоления // Развитие личности. 2025. No 2. С. 38–51. DOI: 10.31862/2073-97882025-2-38-51.

Abstract. The methodological basis for the formation of delinquent behavior in children and adolescents is presented on the basis of scientific data of researchers who studied the peculiarities of development and behavior of children and adolescents with antisocial forms of behavior at different stages of ontogenesis, in different social conditions of existence and development, as well as on the basis of in-depth, longitudinal study of the peculiarities of personality formation of delinquent adolescents left without parental care, included work with them on overcoming the archetype of delinquency by scientists-psychologists and educational practitioners under the leadership of V. S. Mukhina – Academician of the Russian Academy of Education, Sc.D (psychology) when realizing the regional program of psychological support for adolescents deprived of parental care.
The project was being realized for more than 10 years from 2007 to 2017 on the territory of the Irkutsk region. The main goal of the project was the effective socialization and correction of individual value attitudes in delinquent adolescents, pupils of residential institutions for orphans and children without parental care, by means of scientific and methodological development and regional program for psychological support implementation.

Keywords: person’s inner position; archetype of delinquency; amoralism; false values of amoralism; delinquent behavior; psychological support of adolescents; initiations; reflexion.

For citation: Basyuk V. S. Methodological Basis for the Formation of Delinquent Behavior in Children and Adolescents and Ways of Overcoming It. Development of Personality. 2025. No. 2. Pp. 38–51 (in Russian). DOI: 10.31862/2073-9788-20252-38-51.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности