Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2007 / Библейско-патристические истоки христианского персонализма (философско-антропологический аспект христологических споров VI в.)

Религиозное пространство личности

Стр. «88—107»

Олег Давыденков

Библейско-патристические истоки христианского персонализма (философско-антропологический аспект христологических споров VI в.)

Вопрос об истоках учения о личности в христианской культуре

Одним из важнейших элементов, отличающих европейскую культуру от иных типов культур, развивавшихся в лоне других религиозных традиций, является понятие «личность». Вопрос об истоках учения о личности в христианской культуре представляет огромный интерес с точки зрения как философской антропологии, так и психологии. Идея личности содержится, хотя и не в явном виде, в библейском откровении о личном триедином Боге, о боговоплощении и о человеке, сотворенном по образу Божию. Однако для того чтобы быть усвоенной греческой, по преимуществу философской, культурой, идея личного бытия неизбежно должна была получить философское осмысление и найти свое выражение в категориях греческой мысли. Такая рецепция не могла быть быстрой и безболезненной, поскольку для античной философии, многие элементы которой были органично усвоены христианской традицией, представления о едином личном Боге-Творце и о человеке как богообразном существе были совершенно чужды [1]. Истоки христианского персонализма обычно усматривают в триадологии Великих Каппадокийцев (IV в.), которые в своем учении об отношениях трех божественных лиц, «разумных, совершенных, самостоятельных, и раздельных по числу, но не по Божеству» [2], вплотную приблизились к тайне личного бытия. Необходимо, однако,отметить, что новое значение, которое каппадокийцы сообщили понятиям «ипостась» и «лицо», долгое время не выходило за пределы триадологического узуса. Поскольку трансляция идеи личного бытия из сферы собственно теологии на уровень антропологии в рамках византийского мировоззрения могла произойти только через посредство христологии, для ответа на вопрос об истоках христианского учения о личности особое значение приобретает изучение философского аспекта христологических дискуссий VI–VII вв.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности